Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 89 из 136)

229.229. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М. 1994.

230.230. Шерозия А.Е. Сознание, бессознательное, психическое и система фундаменталь­ных отношений личности (предпосылки общей теории). Бессознательное Т. 3. Тбилиси.1978.

231.231. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси. 1961.

232.232. Д.Н.Узнадзе—классик советской психологии. Тбилиси. 1986.

233.233. Юнг К. Психологические типы. Цюрих. 1929.

234.234. Эльконин Д.Б. Детская психология. М. 1960.

235.235. Ядов В.А. Диспозипионная концепция личности. Социальная психология. Л. 1979.

236.236. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.1996.

Глава 7. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

§ 1. Краткая история возникновения и основной круг проблем

Основными предпосылками развития отечественной социальной психологии XX века были те реальные явления общественной психологии, сознания, которые воплощали в себе прежде всего специфику российской социальной дореволюционной жизни, ее уклад и институции, как это показала известный исто­рик психологии Е.А.Будилова в своей книге “Социально-психо­логические проблемы в русской науке” [15]. Проделанный ею анализ социально-психологических явлений и проблем в самых разных сферах социальной жизни еще до вычленения их в са­мостоятельную науку, позволяет сделать некоторый вывод, ко­торый, в свою очередь, может стать теоретической гипотезой нашего последующего исследования. В России массовая психо­логия, по-видимому, играет большую роль, чем в странах, жес­тко конституированных в правовом, институциональном и дру­гих социальных отношениях. Это составляет предпосылку, ис­ходя из которой в России отечественная социальная психология как наука должна быть развита более, чем в других странах, в других типах обществ. Однако, предвосхищая дальнейшее из­ложение, можно сказать, что реальный ход развития социаль­ной психологии не подтверждает этого: возникнув и начав бур­но развиваться на рубеже веков, она практически исчезает как область психологического знания почти на тридцать лет (с 30-х до 60-х годов). Это было проявлением государственного поли­тического воздействия на судьбы многих общественных наук в эпоху тоталитаризма. Почему именно социальная психология в числе первых подверглась депривации? В силу того, можно ска­зать, парадоксального обстоятельства, что социальные психологи, стремясь применить марксизм к анализу массовых психи­ческих явлений, начали осмыслять методологические проблемы своей науки и тем самым оказались в конкурентных отношени­ях с идеологией, которая опиралась исключительно на полити­ческие, а не научные основания.

Дореволюционная социальная психология была представле­на фигурами Н.А.Бердяева, В.М.Бехтерева, А.А.Богданова, Н.К.Михайловского, Г.В.Плеханова, М.А.Рейснера и др. При всем различии их позиций в отношении к марксизму, их всех характеризовало прекрасное знание социальной психологии— трудов Г.Тарда, Г.Лебона, французской социологической шко­лы, социально-философская эрудиция. Основным отличием кон­цепций дореволюционных социальных психологов от позиций социальных психологов 20-х годов явилось отношение к марк­сизму, хотя теории таких ученых, как Бехтерев не позволяют провести принципиальный водораздел между дореволюционным и послереволюционным периодом. Это появляется в виде выра­женного стремления реализовать марксизм как методологию науки. Взгляды философов и социальных психологов начала века складываются как оригинальные авторские концепции, не имеющие своей специальной целью реализацию марксизма. Так, плехановский “бархатный” марксизм демонстрировал полную свободу и оригинальность интерпретации марксизма и его судеб в России. Дореволюционная социальная психология была зна­чительно органичнее включена в социально-культурный, миро­воззренческий контекст духовной жизни общества. В ней отсут­ствовали идеологические и политические акценты.

Первому послереволюционному периоду становления отече­ственной социальной психологии свойственно несколько основ­ных общих особенностей. Во-первых, сама революция, вовлек­шая в свою орбиту огромные массы людей, явила уникальный пример общественных движений, классовой борьбы, столкнове­ний. Однако, как это ни парадоксально, становление отечествен­ной социальной психологии связано не с непосредственным ос­мыслением феноменологии этих явлений, а с попыток постро­ить социальную психологию на теоретических основах, прежде всего на основе марксистской теории и методологии. Во-вторых, стремление реализовать марксизм в психологии в двадцатые годы еще не имело идеологической окраски; оно чаще всего было проникнуто оптимизмом, романтизмом ученых. В-третьих, с самого начала способ реализации этих попыток был ориентирован на наиболее оптимальное включение марксистских идей и принципов в систему психологии как науки, и в том числе на­уки не столько о личности и сознании, сколько науки о психо­физиологических явлениях, о явлениях, имеющих биологичес­кую характеристику. Именно поэтому первый этап развития со­ветской социальной психологии, по-видимому, не может рассматриваться как этап ее становления в качестве самостоя­тельной оформившейся дисциплины. Социально-психологичес­кие проблемы и аспекты рассмотрения психических явлений не­разрывно вплетены в обсуждение методологических проблем всей психологии. В качестве последних выступают две основные:

1) соотношение социального и биологического как детерминант психики и поведения человека; 2) соотношение личности и об­щности, коллектива, общества.

Сегодня, когда переставлены акценты в интерпретации рос­сийской социальной психологии, на наш взгляд, должен быть прежде всего переосмыслен плехановский вариант “бархатного” марксизма, в отличие от “кровопролитного” ленинского, и ак­туализированы его социально-психологические воззрения, воб­равшие в себя специфику российской общественной жизни и психологии. Если Плеханов оказался “под чертой” отечествен­ной социальной психологии, а Бердяев—вообще за чертой об­щества, то Бехтерев перешагнул черту, отделявшую дореволю­ционную науку от советской, и явился “альма-матер” ее станов­ления в двадцатые годы.

Как известно, основным предметом и теории, и эмпиричес­кого исследования в период двадцатых годов явились коллек­тивы (Бехтерев, А.С.Залужный, Б.В.Беляев и др.), схемы изу­чения которых включали ту же “категоризацию” психики—ее деление на “экзогенную” и “эндогенную”, что и у А.Ф.Лазурского в его определении и типологии личностей.

Не имея возможности проанализировать взгляды значитель­ного числа отечественных психологов, участвовавших в дискус­сиях двадцатых годов (что составляет специальную тему истори­ков социальной психологии), мы останавливаемся на рассмотре­нии концепций трех крупнейших фигур—Плеханова, Бехтерева и Макаренко, поскольку, во-первых, они являются авторами це­лостных оригинальных теорий. Во-вторых, именно они оказали огромное влияние на последующее развитие отечественной пси­хологии и не могут быть отнесены только к страницам ее исто­рии. В-третьих, в центре каждой из этих авторских концепций оказались разные, но важнейшие для социальной психологии вопросы. В концепции Плеханова это вопросы методологии соци­альной психологии, непосредственно включенные в его своеобраз­ный “вариант” марксизма. В рефлексологии Бехтерева это мето­дологическая проблема соотношения социального и биологичес­кого, выразившая его стремление раскрыть механизмы социальной детерминации психики одновременно адекватным ее биологической, психофизиологической, рефлекторной природе способом, и теоретическая проблема определения личности и кол­лектива. В теории и практике Макаренко был представлен первый вариант практической социальной психологии как социальной педагогики, теория коллектива, воплощенная в практику.

Плеханов был широко образованным ученым своего времени. Он глубоко интересовался вопросами философии, истории, эко­номики, социологии, этики и других общественных и естествен­ных наук, стремился осмыслить научные достижения с диалектико-материалистических позиций. Плеханов был хорошо зна­ком с психологическими исследованиями Сеченова, Вундта, Фехнера и др. Особенно большое внимание уделял он вопросам социальной психологии, которая в то время только начинала формироваться. С последовательно материалистических позиций Плеханов выявлял роль и место “психологического фактора” в развитии человеческого общества, раскрывал основания и детер­минанты социально-психологических явлений. Он убедительно показал, что за человеческими страстями, настроениями, побуж­дениями, идеалами стоят всегда интересы определенных соци­альных групп общества, классов, определенные общественные отношения и прежде всего производственные отношения.

Практически в работах Плеханова обозначены и раскрыты в той или иной мере все основные проблемы социальной психоло­гии. На страницах его трудов мы встречаемся с такими поняти­ями, как общественное настроение, умственные течения, умона­строение, этические нормы поведения, нравственные идеалы и чувства, стремления, привычки (стереотипы), обычаи, традиции, классовая психология, классовое сознание, национальная психо­логия, национальный характер, классовые и этнические предрас­судки, религиозные чувства, психические аберрации и мн. др.

Важнейшим методологическим принципом, получившим убе­дительное научное обоснование в работах Плеханова, является положение о том, что основой развития общественной психоло­гии являются общественные отношения. Опираясь на учение Маркса об общественных отношениях, Плеханов обосновывает научный и материалистический подход к анализу социально-психологических явлений, вскрывает Ьх исторические, социаль­но-экономические корни. По его словам, всякая данная ступень развития производительных сил необходимо ведет за собой оп­ределенную группировку людей в общественном производитель­ном процессе, т. е. определенные отношения производства, и определенную структуру всего общества. И раз дана структура общества, нетрудно понять, что ее характер отразится вообще на всей психологии людей, на всех их привычках, нравах, чув­ствах, взглядах, стремлениях и идеалах. Привычки, нравы, взгляды, стремления и идеалы необходимо должны приспосо­биться к образу жизни людей... Психология общества всегда це­лесообразна по отношению к его экономии, всегда соответству­ет ей, всегда определяется ею.