Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 54 из 136)

Этот принцип утверждал их взаимосвязь и взаимообусловлен­ность: деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию деятельности, являются условием ее адекватного выполнения. Деятельность, труд и сознание, пси­хика “так взаимосвязаны, что открывается подлинная возмож­ность как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и раскрывает­ся” [174, с.10].

Свое понимание единства психики и деятельности Рубинш­тейн детально и систематически начал раскрывать уже в 1935 г. в монографии “Основы психологии”. На всех этапах жизни человека психические свойства не только проявляются, но и формируются в деятельности. “В самом педагогическом процессе так же, как в работе на производстве, они формируются, разви­ваются...” [176, с. 86]. Сознание и поведение “формируются внутри конкретных форм деятельности (игры, учебного труда и затем производственного труда), посредством которых ребенок, затем подросток активно включаются в окружающий мир” [там же, с. 148]. В процессе деятельности человек не только прояв­ляется, но и формируется; так развиваются не только взрослые люди, но и дети. Для школьников деятельностью является преж­де всего учение. Умственное развитие совершается на основе вза­имодействия: а) деятельности ребенка, б) знаний, сформиро­вавшихся на базе общественной практики и формирующих мыш­ление ребенка через посредство речи и обучения основам наук, в) перестраивающихся общих установок ребенка, изменяющих его отношение к природе, к другим людям и к самому себе [там же,с. 344].

С этих позиций Рубинштейн разрабатывал свое решение слож­нейшей и до сих пор очень актуальной проблемы “обучение и раз­витие”, которая благодаря исследованиям К.Коффки, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского и других стала весьма острой еще на рубеже 20-30 гг. Реализацию и развитие принципа единства сознания и де­ятельности он начал, в частности, в области психологии мышле­ния, и особенно так называемого практического интеллекта. На материале последнего это единство сразу же обнаружилось наи­более отчетливо, что было использовано также и для разработки проблем педагогической психологии.

У ребенка в ходе игровой деятельности сначала формирует­ся практическое мышление, ставшее после работ В.Кёлера предметом изучения многих психологов (в частности, М.Я.Басова и его сотрудников). Анализируя эти исследования, Рубинштейн прежде всего подчеркивал, что действенное манипулирование ре­бенка с предметами в условиях непосредственного контакта с действительностью обеспечивает непрерывный контроль за про­теканием мышления и создает исключительно благоприятные условия для немедленной проверки и самопроверки каждого “шага” познавательного процесса. (Сейчас мы можем добавить, что этот самоконтроль является одним из частных проявлений того общего механизма саморегуляции, который теперь назы­вается обратной связью). Вот почему практическое мышление, разумное действие —это генетически первая интеллектуаль­ная операция, на основе которой формируются все остальные виды и способы мыслительной деятельности [176, с. 333-337]. Благодаря неразрывному единству в развитии ребенка личного и общественного опыта в ситуацию практического мышления с самого начала проникают знания, которыми ребенок пользует­ся хотя бы потому только, что они “осели в определенных спо­собах оперирования с вещами” [там же, с. 335]. Роль обучения уже здесь очень велика. В этом, в частности, проявляется соци­альная природа разумных и вообще всех действий даже самого маленького ребенка. Следовательно, по мнению Рубинштейна, практическое мышление детей изначально и в принципе отлича­ется от такового у кёлеровских обезьян [там же, с. 335-337].

Практическое действие—исключительно мощное средство формирования мышления (наглядного, теоретического и т. д.). “Действие поэтому как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем. На поле действия сосредоточивается первично самый освещенный, наиболее ин-теллектуализированный участок сознания” [там же, с. 337]. Центральное звено проблемы осмысленного, разумного действия человека—это именно переход от связи действия с практичес­ким мышлением к связи его с мышлением теоретическим, т. е. в итоге неизбежна перестройка и мышления и действия. Подоб­ная перестройка возможна только в условиях систематическо­го обучения школьников основам наук.

С таких позиций Рубинштейн уже в середине 30-х гг разработал оригинальную и по сей день сохраняющую свое значение трактовку практического и теоретического мышления, суще­ственную также для дошкольного и школьного обучения. Он прежде всего отметил, что традиционная идеалистическая пси­хология ошибочно принимала теоретическое мышление в поня­тиях, т. е. сравнительно поздний продукт развития, за некую из­начальную данность. Вопрос о соотношении мышления и деятель­ности, поскольку он ставился, решался поэтому неправильно:

теоретические интеллектуальные операции—якобы первич­ные—совершаются лишь во внутреннем плане сознания; затем деятельность строится на их основе, поскольку она только пере­носит во внешний план действий с вещами уже готовые резуль­таты внутреннего словесного мышления, оперирующего представ­лениями и понятиями. Получалось, что только деятельность и действия зависят от мышления, и вовсе не было учтено, что мышление формируется прежде всего в практической деятельно­сти. Всякое действие, если оно не выступало в качестве реализа­ции и отражения теоретического мышления, могло быть навы­ком, инстинктивной реакцией и т. д., но только не интеллекту­альной операцией. Столь ошибочная, традиционная постановка проблемы впервые начала изменяться лишь в 20-е гг. после из­вестных опытов В.Кёлера над обезьянами, повторенных затем им, К.Бюлером, и другими над детьми. В результате в психологии воз­никла проблема практического мышления, и, в частности, стало ясно, что практическое действие может быть в той или иной степени разумным еще до возникновения собственно теоретическогомышления.

По мнению Рубинштейна, сам термин “практическое мыш­ление” (или “практический интеллект”) оказался чрезвычайно знаменательным и в конечном итоге неудачным. Этот термин, с одной стороны, как будто выражает преодоление традицион­ной точки зрения, усматривающей интеллект лишь в теорети­ческих операциях понятийного мышления: практика и интел­лект объединяются в одном понятии. Однако, с другой стороны, в противопоставлении практического интеллекта теоретическо­му сказывается проникший в самое понимание интеллекта и по­тому углубившийся старый дуализм теоретического мышления и практики. В результате, по словам Рубинштейна, сам интеллект раскололся надвое. Введение понятия особого практичес­кого интеллекта, специально предназначенного для обслужива­ния практики, приводит к тому, что еще больше “упрочивает­ся представление о теоретическом мышлении как недействен­ном, не связанном с практикой” [176, с. 330]. Это ошибочное представление проникло также в методику обучения дошколь­ников и школьников.

С точки зрения Рубинштейна, в корне несостоятельно любое разделение мышления на практическое и теоретическое, если это различение между ними исходит из того, что лишь первое связано с практикой, а второе якобы вовсе не связано с ней. Не­верно также что в их основе лежат разные психофизиологичес­кие “механизмы”. На самом деле все виды мышления на всем пути его развития сохраняют связь с практикой, но характер этой связи различный: “она—опосредствованная в теоретичес­ком мышлении и непосредственная в практическом. Теоретичес­кое мышление, опираясь на практику, в целом независимо от отдельного частного случая практики; практическое мышление всегда непосредственно связано с той частной, практической си­туацией, в которой совершается действие” [там же, с. 333]. У человека, следовательно, существует единое мышление, но внут­ри этого единства имеются различные виды и уровни умствен­ной деятельности (см. также [там же, с. 305-319].

Эти свои идеи, во многом поддержанные и развитые в 40-ые годы Б.М.Тепловым [206], Рубинштейн уже в 30-х гг. использовал так­же в интересах педагогической психологии. Например, весь пара­граф “Развитие мышления и обучение” в его “Основах психологии” написан с позиций такого понимания единства и различия разных видов мышления. В психологии и педагогической практике в тот период были широко распространены две взаимно противополож­ные трактовки интеллекта. С точки зрения первой из них, идущей от функциональной психологии, мышление выступает в качестве абстрактной общей “функции”, независимой от конкретного (мате­матического, географического и т. д.) содержания, которое учащи­еся усваивают в ходе обучения. Со второй точки зрения, в конеч­ном итоге бихевиористской, вовсе нет общего интеллекта, а суще­ствует лишь специальное мышление (арифметическое, техническое и т. д.), причем техническое мышление отождествляется с практи­ческим. По мнению Рубинштейна, неправильно прежде всего такое отождествление, поскольку техническое мышление может быть как теоретическим, так и практическим; следовательно, его дифференцирующие признаки лежат совсем в другом плане. Несостоятельно также сведение мыслительной деятельности к сумме специальных видов мышления и в конечном итоге к сумме навыков—знаний или умений.

Существует общее мышление, которое есть нечто большее и нечто иное, чем простая сумма отдельных видов мышления [176, с. 370]. Но и это общее мышление, т. е. мышление, определяе­мое общими закономерностями, конечно, не функционирует в отрыве от всякого специального содержания. На частном, специ­альном содержании у каждого человека вырабатываются не толь­ко отдельные навыки, но и развивается мышление; это всегда процесс внутреннего формирования мышления в целом. По мне­нию Рубинштейна, такое развитие неизбежно скажется и на уров­не мышления в других областях, хотя и не обязательно в равной мере. На разных ступенях психического развития личности зна­чение разных наук для формирования мышления может быть различным. Но во всех случаях “задача педагогического процес­са заключается в том, чтобы использовать процесс овладения системой знаний для того, чтобы не только сообщить учащимся определенный запас знаний, но и научить их мыслить” [там же, с. 371]. Целиком признавая исключительно важную роль обще­ственного сознания, исторически сложившейся системы знаний и т. д. в процессе формирования индивидуального сознания де­тей, их мышления и т. д., Рубинштейн вместе с тем всегда под­черкивал, что “собственная деятельность ребенка сохраняет при этом свое значение на всем протяжении умственного развития” [там же, с. 345]. В качестве исходного он с самого начала принял следующий важнейший тезис: “Для того чтобы выявить высший уровень умственного развития ребенка, нужна исследовательская ситуация, в которой ребенок ищет, исследует, приобретает позна­ния, сам задает вопросы” [там же, с. 368-369]. Вся последующая разработка Рубинштейном психологических и педагогических проблем мышления и обучения основана прежде всего на этих двух идеях 1) одна из задач педагогического процесса—научить мыслить учащихся уже в ходе школьного обучения; 2) собствен­ная деятельность детей сохраняет всегда свое значение.