Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 108 из 136)

В развитии отечественной психологии возникли и сформиро­вались обе тенденции: 1) общей универсальной социальной пси­хологии, которая в значительной мере ориентировалась на ми­ровую психологию, сравнение с ней (Андреева, Донцов, Рощин, Шихирев и др.) и 2) общественной психологии социалистичес­кого общества. Стремление социальных психологов сыграть свою научную позитивную роль в обществе привело не просто к при­кладным исследованиям, но к разработке теоретических моде­лей и стратегий изучения психосоциальных явлений, т. е. им в известной мере удалось приступить к созданию психосоциальной концепции психологии именно конкретного (социалистичес­кого) общества.

Сложность такого рода исследований заключалась в его ком­плексном, а не только системном характере, поскольку сам ком­плекс включал в себя и социальные, и экономические, и соб­ственно производственные отношения. Но наибольшая слож­ность заключалась в том, что закономерности этих отношений психологи были вынуждены осмыслять своими силами, посколь­ку “истматчики” уже не пришли, а социологи еще не пришли к их объяснению, экономисты же не справились с этой задачей.

Теоретиками исторического материализма не была выявле­на сущность и механизмы организации труда при социализме— способы приведения в действие рабочей силы, добровольно-при­нудительный характер такого приведения, мотивация труда. Последняя проблема оказалась самым большим пробелом обще­ственных наук. Мы предполагаем, что барьером для них была не столько марксова доктрина, сколько социалистическая иде­ология, которая накладывала свои объяснительные матрицы на реальность. Именно в силу невыясненности основных закономер­ностей общественных (и в том числе производственных) отно­шений социалистического общества (при том, как много о них писалось!) мы до сих пор не знаем подлинной его природы, и !критика социализма носит не конструктивный, а все тот же оценочно-идеологический характер. Именно поэтому так трудно выявить характер изменений социалистического общества, по­скольку неизвестно его исходное состояние.

Можно сказать, что социальные психологи не смогли дать объяснения этой сложнейшей проблемы, которая сама по себе выходила за пределы их компетентности и профессиональных задач, однако, выявленные ими существенные диалектические взаимосвязи объективных и субъективных (социально-психоло­гических) факторов, на наш взгляд, создали очень существенные предпосылки для такого—пусть ретроспективного—объясне­ния. Возможно, оно еще и будет дано теоретиками социальной психологии. В значительной мере и облегчили и затруднили ре­шение этой задачи начавшиеся социальные изменения.

С одной стороны, социальные психологи оказались в сверх­трудной, если не уникальной ситуации изучения изменяющегося объекта—не статичной, сложившейся, а изменяющейся соци­альной действительности. С другой стороны, начавшиеся изме­нения сами наметили и произвели определенное препарирование разных сторон и механизмов социальных отношений, бла­годаря чему социальным психологам удалось включиться в сво­его рода социальный эксперимент, где оказалось легче выявить, скажем, роль и характер экономических механизмов. Оценивая результаты таких исследований, можно сказать, что они мак­симально приблизились к реалиям социальной действительно­сти и сумели предложить конструктивные подходы к ее объяс­нению. Однако, в силу “пересосредоточенности” на исследова­нии социально значимых объектов (прежде всего коллективах, совместной деятельности и т. д.) социальные психологи прак­тически не вышли к осмыслению тех совершенно уникальных форм связи общественного сознания, идеологии с социальной и индивидуальной психологией, которые в России, несомненно, носили культурно-специфический символический характер. Россия, в которой победил (теоретически и практически) марк­сизм, связывающий психологию с реальными отношениями и производством материальной жизни, фактически оказалась дви­жимой идеалистическим мировоззрением, утопией, мифом. Но противоречие между мифом и реальностью не могло не отразить­ся на сознании и на движущих силах жизни людей. Это иска­женное сознание не могло стать и не стало предметом осмысле­ния социальных психологов. Явление это настолько специфич­но, что трудно надеяться объяснить его с помощью фрейдизма или какой-либо из авторитетных классических теорий.

Резюмируя, можно сказать, что оригинальны и отечественные подходы, и модели, которые по кругу проблем, способу теоретизации и экспериментирования представляют хорошие аналоги ми­ровых стандартов. Но, несомненно, что наивысших результатов (учитывая степень сложности исследования психосоциальных яв­лений, тем более, в условиях их изменения) достигли психоло­ги, которые в свое время обратились к изучению реальности со­циалистических, т. е. конкретно-исторических отношений. На этом пути ленинградская школа, прежде всего связанная с име­нем Кузьмина как ее лидера, постепенно соединилась с московс­кой университетской и академической. Усилиями Ломова, раз­работавшего системный подход как общую методологию психо­логии, удалось интегрировать инженерную психологию, психологию труда с психологией управления и социальной пси­хологией, а также поддержать объединение курского, минского, ярославского, костромского и др. центров научно-организаторс­кой деятельностью Шороховой, содействовавшей научным контактам этих направлений и школ. Сегодня это единое направле­ние по-прежнему представлено ленинградскими, московскими и вообще российскими психологами, которые в свое время посвя­тили себя изучению реальных трудовых производственных кол­лективов, особенностям их совместной деятельности. В этом на­правлении отечественная психология прежде всего проявляет свою оригинальность и теоретическую силу.

Литература

1. Агеев В.С. Механизмы социального восприятия // Психол. журнал. 1989. № 2.

2. Андреева Г.М., Гозман Л.Я., Дергичева Л.А. Актуальные проблемы деятельнос­ти психологической службы промышленного предприятия // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1987.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1994.

4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная западная соци­альная психология.М. 1989.

5. Андреева Г.М. Принципы деятельности и исследования общения // Общение и деятельность. Прага. 1981.

6. Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М. 1927.

7. Архангельский Л.И. Социально-этические проблемы теории личности. М. 1974.

8. Бердяев Н. Смысл истории. М. 1990.

9. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной на­уки // Вестник знания. 1911. № 1.

10. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. 1920.

11. Бехтерев В.М. О коллективе как собирательной личности. Пг. 1921.

12. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М. 1978.

13. Бойко В.В., Ковалев В.Н., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М. 1983.

14. Буева Л-П. Общественные отношения и общение // Методологические пробле­мы социальной психологии. М. 1975.

15. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М. 1983.

16. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследо­ваниях. Л.1970.

17. Генетические проблемы социальной психологии. Минск. 1985.

18. Голубева Л.П., Кузьмин Е.С. Опыт изучения производственных коллективов // Социология в СССР. М. 1965. Т 2.

19. Гришина Н.В. Взаимоотношения в коллективе. Л. 1989.

20. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессио­нализма. М.1993.

21. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М. 1993.

22. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М. 1979.

23. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в совре­менной французской психологии. М. 1987.

24. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М. 1974.

25. Дуаз В. Явление анкеровки в исследованиях социальных представлений // Пси­хол. журнал.1994. № 1.

26. Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования //Психол. журнал. 1994. № 4.

27. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудово­го коллектива // Психол. журнал. 1988. .№ б.

28. Журавлев А.Л., Рубахин В.Ф., Шорин В.Г. Индивидуальный стиль руковод­ства производственными коллективами. М. 1976.

29. Журавлев А.Л. Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психол. журнал. 1993. № 6.

30. Казаков В.Г. Развитие прикладных проблем социальной психологии в советс­кой науке // Прикладные проблемы социальной психологии. М. 1983.

31. Китов А.И. Методологические основы психологической теории коллективного труда // Психол. журнал. 1984. № 2.

32. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. 2-ое изд. М. 1978.

33. Коллектив и личность. М. 1975

34. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М. 1976.

35. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л. 1967.

36. Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений // Психология личности и малых групп. Л. 1977.

37. Кузьмин Е.С., Викторов Н.А., Чугунова Э.С. Методология и методы социальной психологии.М. 1977.

38. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журнал. 1981. № 5.

39. Ломов Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей. Формирование трудо­вых коллективов и социально-психологические аспекты управления // Правовые и социально-психологические аспекты управления. М. 1972.

40. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии. 1975. № 2.

41. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические про­блемы социальной психологии. М. 1975.

42. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. М. 1983.

43. Макаренко А.С. Собр.соч. М. 1951. Т.5.