Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 100 из 136)

Учет иерархии “личность, группа и общество” привлек вни­мание социальных психологов к вертикальным связям и спосо­бам их реализации в плане разработки и конкретизации с соци­ально-психологических позиций проблем управления (Ломов, Журавлев, и др.).

Таким образом, принцип системности в отечественной соци­альной психологии сыграл роль побудителя проблемного, дис­куссионного, исследовательского подхода в отличие от поиско­вого и одновременно объяснительного, который характеризовал первый этап ее возрождения и, естественно, был связан с идео­логическими установками и мировоззрением. Новое обращение к марксовым идеям, касающимся общественной сущности ин­дивида, кооперации и т. д., свидетельствовало о творческом, не догматическом отношении социальных психологов к марксиз­му, о потребности найти новые, не вошедшие в расхожий оби­ход советской идеологии идеи Маркса. Эта ситуация в социаль­ной психологии резко отличалась от ситуации в области исто­рического материализма, где мотивы “оттепели” 60-ых и обращение к западной социологии семидесятых годов привели к недекларируемому, но фактическому отходу от марксизма как не модного и недостаточно научного способа объяснения соци­альной действительности. В этом отношении социальная психо­логия оказалась ближе к социологии, которая как совершенно новое направление для традиционной отечественной совокупно­сти “общественных наук” сразу возникла вне ее, тяготела к эм­пирическим исследованиям и теориям среднего уровня и была “нейтральна” к марксизму, не должна была ни маскировать свою с ним прежнюю связь (подобно методологии историческо­го материализма), ни свой от него отход.

Научная ориентация социальной психологии на рубеже 70-80-ых годов заключалась в обращении к социально-психологи­ческим явлениям социалистической действительности, в кото­рой, в первую очередь, были выделены—социалистическое со­ревнование, в соответствии с ленинскими идеями, а также социально-психологический климат. Эти две, ставшие едва ли не ведущими проблемы, были связаны с поисками путей объяс­нения и изучения собственно социалистических способов реаль­ной организации труда и реальных социалистических отноше­ний в нем. Они характеризовали существенное изменение в раз­витии социальной психологии. Исследования проводились в секторе социальной психологии Института психологии РАН (Шо-рохова, Бобнева, Зотова и др.), а также другими коллективами.

А.В.Петровский является автором стратометрической концеп­ции и подхода, который, по его же словам, сложился между 1969 и 1973 г.г. и получил отражение в ряде статей. Монография Пет­ровского появляется в 1979 году и репрезентирует теоретичес­кие и экспериментальные основы данного подхода [66]. Если мы охарактеризовали самое начало “реабилитации” психологии ше­стидесятых годов, то Петровский как историк науки и как тео­ретик социальной психологии фиксирует ее стремительное раз­витие: “на XVIII международном психологическом Конгрессе в 1966 г. наши психологи участвовали в работе ряда симпозиумов по социальной психологии. Значительное число докладов по со­циальной психологии было представлено на международные пси­хологические конгрессы в Лондоне (XIX, 1969), в Токио (XX, 1972), в Париже (XXI, 1976). На IV съезде психологов СССР (Тбилиси, 1971) было принято 74 материала (тезисы докладов и сообщений) по социальной психологии, а V съезд психологов СССР (Москва, 1977) имел в своем составе 5 симпозиумов по со­циальной психологии” [там же, с. 17-18]. Одновременно он дает следующую рубрикацию проблем социальной психологии: 1. Со­циально-психологические явления в больших группах. 2. Соци­ально-психологические явления в малых группах (в микросре­де). “Сюда относятся проблемы совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в группах, групповой ат­мосферы, общения, положения лидера и ведомых в группе, со­отношения формальных и неформальных групп, степени и при­чин сплоченности группы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентации в группе и многие другие. Сюда же должна быть отнесена проблема психологических особенно­стей коллектива как группы высшего уровня развития. 3. Со­циально-психологические проявления личности человека (соци­альная психология личности)” [там же]. Из этого перечня оче­видна степень проработанности второй проблемы, и не изученность, как отмечает автор, первой.

Характеризуя выработанные к тому времени определения коллектива Парыгиным, Платоновым, Мансуровым и др., Пет­ровский оценивает их как относящиеся к социологическим оп­ределениям и не предполагающие способов объяснения суще­ствующих в коллективе отношений посредством обращения к об­щественно значимым целям (что присутствовало почти во всех определениях) и к самой совместной деятельности. Развитие концепции Петровского в плане теоретическом и эмпирическом началось с исследования коллективистического самоопределе­ния личности как своеобразной антитезы концепции американ­ского конформизма (Р.Кратчфилда и др.). Суть эксперимента со­стояла в создании, по словам автора, некоторой “психологичес­кой центрифуги”, позволяющей выявить людей, способных в условиях группового давления отстаивать первоначально при­нятую группой (и ими самими, в том числе) этическую позицию, которой группа якобы изменила. От этих индивидов удается от­делить тех, кто поддавшись групповому давлению, отказался от принятых ранее ценностей (И.А.Оботурова). Далее был осуществлен переход от рассмотрения коллективистического самооп­ределения относительно общечеловеческих ценностей к самооп­ределению в связи с принятыми в группе ценностями (А.А.Ту-ровская). Таким образом, первой характеристикой коллектива, в определении которого Петровский, как и другие советские социальные психологи, опирался на Макаренко, явилось преоб­ладание коллективистического самоопределения; вторым при­знаком являлась сплоченность как ценностно-ориентационное единство, исследованная В.В.Шпалинским.

Раскрытие сплоченности как ценностно-ориентационного единства прямо противопоставлялось взглядам Фестингера, Хоуманса и др., которые судили о сплоченности по числу комму­никативных актов, интенсивности и длительности взаимодей­ствия. Сплоченность трактовалась как совпадение оценок и ус­тановок группы по отношению к объектам, для нее значимым и актуальным для ее совместной деятельности. Шпалинский, осуществлявший экспериментальное исследование, замерял ча­стоту взаимодействий, характерных для всей группы и отдель­ных членов на протяжении двух лет. Далее сравнивались дан­ные о среднем количестве контактов, присущих каждому инди­виду в разные периоды функционирования и развития группы. Однако значимой зависимости между частотой и интенсивнос­тью взаимодействий и уровнем развития группы не было обна­ружено. Сама сплоченность как ценностно-ориентационное един­ство исследовалась посредством ранжирования идеальных оце­нок лидера каждым испытуемым отдельно, и полученные по каждому ранги сравнивались затем с обобщенным модальным рядом качеств лидера. Сравнивая кривые, полученные на иде­альной модели сплоченной группы, с кривыми разных групп выявляли особенности сплоченности. Результаты по данной методике затем сопоставлялись с данными социометрии, пост­роенной на основании связи с деятельностью группы. Макси­мально высокая сплоченность характеризовала высший уровень развития коллектива. Далее была выявлена прямая зависимость между сплоченностью группы и ее продуктивностью, а по­зднее—между сплоченностью и коллективистическим самооп­ределением (Т.В.Давыдова проверяла эту зависимость на студен­ческих группах): в группах с высоким уровнем сплоченности был наиболее высок процент лиц с феноменом коллективистическо­го самоопределения. Это исследование, осуществленное Петров­ским с коллективом сотрудников, отличалось редко достижимым единством теоретической модели и ее эмпирического исследо­вания.

На этапе исследований, осуществленных Петровским совме­стно с Шпалинским, произошло существенное расширение ин­терпретации ценностно-ориентированного единства. Основным теоретическим и эмпирическим референтом ценностно-ориенти­рованного единства (ЦОЕ), по Шпалинскому, являлась степень однородности установок членов группы в оценке лидера. По мне­нию Донцова [22], работа Шпалинского является существенным шагом в разработке генеральной идеи ЦОЕ как важнейшего по­казателя групповой сплоченности. Но он отметил и ограничен­ность данной концепции, заключающуюся в том, что в исследо­вании не нашла своего отражения собственно деятельностная, активная сторона процесса реализации ЦОЕ, а также пристрас­тность и субъективная вариативность в оценке лидера. Донцов отмечал, что большой цикл оригинальных экспериментальных работ по исследованию организационного единства, в частности сенсомоторной согласованности был проведен Уманским и его сотрудниками.

В результате анализа теоретико-эмпирических составляющих концепции Петровского, Донцов дал существенную обобщенную характеристику основных направлений изучения групповой спло­ченности отечественными и зарубежными специалистами, кото­рую выстроил в форме уровневого описания групповой сплочен­ности:

1. Эмоциональные отношения, занимающие значительное ме­сто в исследованиях психологов, методическим аппаратом из­мерения которых является социометрическая техника. Петров­ский совместно с Панкиным выделил такой психологический па­раметр групповой активности, который, в отличие от простых непосредственных эмоциональных отношений (симпатии и ан­типатии), заключался в действенной эмоциональной идентифи­кации. Это особая форма интерперсональных отношений, где эмоции одного из членов группы определенным образом моти­вируют поведение других членов группы, направляя его не толь­ко на осуществление задачи деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий на товарища.