Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 135 из 136)

Однако в данном отношении требуется очень важное уточне­ние. Вышеуказанная проблема “человек мыслит или в нем мыслится?!” может и должна быть, на наш взгляд, поставлена в иной, не столь альтернативной, дизъюнктивной форме. Ведь субъект формирует и развивает свое мышление как сложное мно­гоуровневое системное образование. Выше уже отмечалось, что для субъектно-деятельностного подхода и соответствующей те­ории, разработанной Рубинштейном и его школой, главными и весьма разными уровнями являются деятельность (изначально практическая и теоретическая), внутри нее психическое как процесс и т. д. В личностном плане мышление выступает преж­де всего в виде деятельности, т. е. со стороны мотивов и целей субъекта, его рефлексии, осуществляемых им прерывных ум­ственных действий и операций и т. д.

Однако мышление—это не только деятельность, но и внут­ри нее формирующийся непрерывный (недизъюнктивный) пси­хический процесс анализа, синтеза и обобщения постоянно из­меняющихся, т. е. новых и потому еще во многом неизвестных обстоятельств жизни данного субъекта. С помощью такого пре­дельно пластичного, лабильного, непрерывно формирующегося процесса индивид определяет новые для себя, совсем конкрет­ные условия и требования возникшей задачи и предшествующей проблемной ситуации, соответственно используя и преобразуя уже имеющиеся у него относительно стабильные умственные операции, формируя новые интеллектуальные действия и т. д. Если мышление как деятельность, как система операций осу­ществляется человеком преимущественно осознанно, то внутри нее мышление как процесс, напротив, формируется в основном на уровне бессознательного, хотя и под косвенным контролем со стороны субъекта (его целей, осознанных мотивов и т. д. [1-3; 6; 9-11]. Этот процесс осознается его субъектом лишь в очень небольшой степени. Тогда ответ на вопрос “человек мыслит или ему (в нем) мыслится?!” становится более точным. Конечно, мыс­лит человек, ибо он является субъектом познавательной деятель­ности. И вместе с тем, поскольку лишь он инициирует и осуще­ствляет деятельность, ему “мыслится” внутри нее в меру боль­шей или меньшей неосознаваемости мышления как процесса. Стало быть, мыслит именно человек, а потому, только призна­вая это заключение в качестве исходного и общего, можно и нужно отчасти согласиться также и с тем, что ему мыслится. Последний вывод справедлив только в таком смысли, т. е. как вторичный и производный, а не в его вышеуказанной традици­онной интерпретации, альтернативной субъектно-деятельностному подходу и потому отрицающей или умаляющей фундамен­тальную роль субъекта во всем его психическом развитии.

Итак, когда человек мыслит, ему (в нем) мыслится. Но во из­бежание недоразумений надо еще раз подчеркнуть: субъект мыс­лит не только на сознательном, но и на бессознательном уровне (поскольку познавательная деятельность осознается, но далеко не полностью); ему мыслится не только на бессознательном, но и на сознательном уровне (поскольку мышление как процесс в ряде моментов все же частично осознается; см. об этом, напри­мер, анализ нового вида инсайта—немгновенного инсайта [3, с. 232-233; 6, с. 102-103, ИЗ]. Сознательное и бессознательное— это не отъединенные (не отъятые) от субъекта психические “силы”, а различные, но взаимопроникающие, недизъюнктив­ные уровни его взаимодействия с миром (с другими людьми, с объектами и т. д.).

В любом психическом явлении бодрствующего человека нет ничего, что было бы целиком и полностью осознанным, посколь­ку в нем же всегда есть и нечто неосознанное; вместе с тем в нем никогда нет и полностью бессознательного, поскольку хоть ка­кие-то моменты частично всегда осознаются.

Для человека как субъекта сознание особенно существенно, потому что именно в ходе рефлексии он формирует и развивает свои цели, т. е. цели деятельности, общения, поведения, созер­цания и других видов активности. При этом он осознает хотя бы частично некоторые из своих мотивов, последствия соверша­емых действий и поступков и т. д.

Вместе с тем человек остается субъектом—в той или иной сте­пени—также и на уровне психического как процесса и вообще бессознательного. Последнее не есть активность, вовсе отделен­ная от субъекта и не нуждающаяся в нем. Даже когда человек спит, он в какой-то (хотя бы минимальной) мере—потенциаль­но и актуально—сохраняется в качестве субъекта, психическая активность которого в это время осуществляется весьма энергично на уровне именно бессознательного (например, в форме сновиде­ний), но без целей, рефлексии и произвольной саморегуляции в их обычном понимании.

Столь специфическая разновидность активности в принципе существует лишь потому, что до того, как она началась (т. е. до засыпания), человек был “полноценным” субъектом деятельно­сти, общения и созерцания и только потому он продолжает во сне свою психическую жизнь в форме очень своеобразных видений и переживаний. Но сама деятельность субъекта (практи­ческая и теоретическая) в строгом смысле слова невозможна, когда человек спит, хотя психическое как процесс продолжает формироваться в это время весьма активно. Вот почему гипно­педия (обучение в период естественного сна) наталкивается на принципиальные трудности.

Таким образом, именно в ходе психологического анализа про­блемы субъекта становится более четкой и значимой дифферен­циация мышления на деятельность и процесс, а всей психики человека—на сознание и бессознательное.

Эти и все другие многообразные виды и уровни активности субъекта образуют целостную систему внутренних условий, че­рез которые только и действуют на него любые внешние причи­ны, влияния и т. д. Например, в экспериментах, проведенных учениками и последователями Рубинштейна, показано, что вне­шняя причина (подсказка экспериментатора) помогает испыту­емому решать мыслительную задачу лишь в меру сформированности внутренних условий его мышления, т. е. в зависимости от того, насколько он самостоятельно продвинулся вперед в про­цессе анализа и синтеза решаемой задачи. Если это продвиже­ние незначительно, испытуемый не сможет адекватно исполь­зовать помощь извне, со стороны другого человека. И наоборот, если он глубже и правильнее анализирует проблемную ситуацию и задачу, он становится более подготовленным к пониманию и принятию данной извне подсказки.

Итак, отчетливо выступает активная роль внутренних усло­вий, опосредствующих все внешние воздействия и тем самым оп­ределяющих, какие из внешних причин участвуют в едином про­цессе детерминации всей жизни субъекта. В таком смысле внеш­нее, действуя только через внутреннее, существенно зависит от него. Следовательно, для Рубинштейна и его школы нет проти­вопоставления и альтернативы между двумя формулами детер­минизма: 1) внешнее через внутреннее и 2) внутреннее через внешние (подробнее см. [2; 3]).

В этом проявляется своеобразная диалектика умственного раз­вития субъекта, вообще его самоопределения: чем ближе сам ин­дивид подошел к успешному решению задачи, тем, казалось бы, ему меньше нужна помощь извне, но и тем легче ее реализовать; и наоборот, чем дальше он находится от верного решения, тем больше ему необходима помощь со стороны, но тем труднее ему ее использовать. Данный парадокс саморазвития объясняется и разрешается благодаря непрерывному взаимодействию обществен­ного и индивидуального в ходе формирования психики челове­ка. Например, помощь со стороны (в виде подсказок и т. д.) от­крывает возможность индивиду ответить на вопрос, который он уже сам себе поставил. Это одно из проявлений тех внутренних условий как основания развития, через которые преломляются все внешние воздействия.

При объяснении любых психических явлений личность выс­тупает как целостная система таких внутренних условий, необ­ходимо и существенно опосредствующих все внешние причины (педагогические, пропагандистские и т. д.) Иначе говоря, не лич­ность низводится до уровня якобы пассивных внутренних усло­вий (как иногда думают), а, напротив, последние все более фор­мируются и развиваются в качестве единой многоуровневой си­стемы—личности, вообще субъекта. Формируясь и изменяясь в процессе развития, внутренние условия обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данные явление, процесс и т. д. могут подвергнуться. Отсюда важней­шая роль собственной деятельности, вообще активности всех людей в процессе их воспитания и обучения.

Любая личность может быть объектом подлинного воспитания лишь постольку, поскольку она вместе с тем является субъектом этого воспитания, все более становящегося самовоспитанием. Ко­нечно, формирование личности осуществляется в процессе усво­ения всей человеческой культуры, но такое усвоение не отрица­ет, а, напротив, предполагает самостоятельную и все более актив­ную деятельность (игровую, учебную, трудовую и т. д.) каждого ребенка, подростка, юноши, взрослого и т. д.

Учебная деятельность детей обычно не требует высшего уров­ня самостоятельности и творчества, характерных для тех, кто де­лает научное или художественное открытие. В этом смысле уче­ник и ученый принципиально отличаются друг от друга. Ученик не может открывать истины для человечества, но уже известные другим знания он должен открыть или переоткрыть для себя. Иначе усвоение культуры будет очень поверхностным и формаль­ным, хотя по сути своей оно является своеобразным открытием.

Приведем очень яркий пример такого перекрытия. Мальчик 5 лет, уже хорошо знавший числа и цифры в пределах первых двух десятков, тем не менее несмотря на неоднократные объяс­нения взрослых долго не мог научиться определять время по часам (настенным с очень простым и четким циферблатом). Он даже начал стыдиться этого своего недостатка. Например, ког­да мама при посторонних просила его пойти в другую комнату (где висели часы) и узнать время, он, возвратившись, шепотом говорил ей на ухо, где находятся большая и маленькая стрел­ки. На основе столь точных сведений мама определяла, сколь­ко сейчас времени. Но однажды вечером перед сном, когда он уже лежал в кровати, его вдруг осенило: без двадцати девять— это значит до девяти часов не хватает двадцати минуть, а двад­цать минуть десятого означает, что после девяти часов прошло еще двадцать минуть, и т. д. Он сразу понял общую идею, тут же позвал маму и на всякий случай попросил ее подтвердить, так ли это. Данный пример из реальной жизни убедительно по­казывает, что даже маленькие дети делают очень важные для себя открытия (в частности, в форме явного инсайта).