Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 77 из 136)

Сложность состоит и в самом соотнесении понятий “инди­вид”, “индивидуальность”, “личность”. Когда сущность после­дней связывается преимущественно с социальными детерминан­тами, то индивидный уровень исключается из ее определения и, одновременно, из него исчезает особенное, индивидуальное, тем более индивидуальность. Если же индивидуальный уровень включен в определение личности, то требуются уточнение и раз­ведение понятия “индивидуальные различия”, которое относит­ся преимущественно к сфере дифференциальной психофизиоло­гии, и понятия “индивидуальность” как определения качества личности, относящегося к области психологии личности.

Дифференциально-типологический подход к личности имел свои традиции еще в дореволюционной психологии (А.Ф.Лазурский), однако на долгие годы дифференциальная психология свелась к дифференциальной психофизиологии (учению о типах высшей нервной деятельности И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д. Небылицына). Павловская и тепловская типологии разрабаты­вались в контексте дифференциальной психофизиологии и стро­ились по принципу разного сочетания в каждом типе одних и тех же заранее выделенных признаков (силы, подвижности не­рвных процессов и т. д.). Однако Небылицын, на наш взгляд, поставив как будто бы частный вопрос о судьбе слабого типа, показав, что его “слабость” в одних отношениях сочетается с преимуществами в других (тонкость дифференцировок), ради­кально преобразовал сам присущий дифференциальной психологии принцип построения типологии. От характеристик типов через набор присущих каждому качеств, он обратился к функ­циональным возможностям (и ограничениям) каждого типа. Идея рассмотреть личность не только как набор качеств, “черт”, но как функциональную систему, свойства которой развивают­ся или атрофируются именно в процессе ее функционирования, была высказана Рубинштейном еще в 40-х годах в “Основах общей психологии”, но до работ Небылицына не только не была реализована, но даже не была понята. (По мнению А.Г.Асмолова, эта идея была высказана и Д.Н.Узнадзе). Построение же Небылицыным функциональной типологии позволило распростра­нить типологический подход за пределы психофизиологии в область психологии личности.

Если в сороковых годах фактически под запретом была пробле­матика психологии личности, то тем более невозможна была раз­работка проблемы субъекта и психологического аспекта этой ка­тегории. Согласно фактической исторической последовательности идей, эта категория впервые употребляется Узнадзе (в открытой печати) и Рубинштейном в статьях и рукописях 20-х годов, затем в рукописях книги “Человек и мир” (50-е годы), которая была опубликована лишь в 1973 г. К этому понятию, его более узкому “дифференциальному” значению обращается, как отмечалось, и Ананьев в книге “Человек как предмет познания” (60-е годы) для обозначения различий субъекта общения от субъекта деятельнос­ти. Само введение этого понятия в психологию является гумани­зацией психологического знания, увеличивает удельный вес лич­ностной проблематики, позволяет обратиться к высшим личност­ным модальностям—ее активности, развитию, сознанию. Но появление нового понятия потребовало его соотнесения с поняти­ями “личность”, “индивид”, “индивидуальность”. Такое соотне­сение остается еще не решенной задачей психологической науки. Однако, если в тот же период на философском Конгрессе в Брай­тоне собравшиеся констатируют “смерть субъекта”, то в отече­ственной философии и психологии совершается “ренессанс”, воз­рождение этой категории. Но если в философии разрабатывается преимущественно гносеологический, теоретико-познавательный аспект этой категории и социально-философский, общественно-ис­торический, то в психологии—онтологический. Говоря более кон­кретно—психология движется в направлении изучения каче­ственного многообразия различных субъектов.(Е.А.Климов и др.). Именно потому, что психология ориентирована на эту общую категорию, она получает возможность одновременно с дифференци­ацией разных субъектов—субъект общения, субъект деятельно­сти, личность как субъект жизненного пути, группа как субъект и т. д.—осуществить интеграцию, обобщение знаний на единой основе. Основное же заключается в том, что категория субъекта в психологии начинает все более и более выступать не в своем описательно-обозначительном качестве, а в проблемном. В частности, одной из серьезных оказывается проблема, поднятая В.В.Давыдо­вым во время дискуссии—все ли люди являются личностями? Если исследования М.И.Лисиной в области раннего онтогенеза показывают, что личность появляется гораздо раньше, чем это принято считать в возрастной психологии (“праличность”, согласно Лисиной появляется в 2-3 месяца), то вышеупомянутая позиция состоит в том, что даже не все взрослые становятся личностями. Можно предположить, что для разрешения этого спора и обозна­чения “особого” совершенного качества личности и адекватно по­нятие субъекта.

Многое для раскрытия понятия субъекта и его соотношения с понятиями “индивид”, “личность”, “индивидуальность” дало осуществленное в русле идей Рубинштейна изучение личности, ее развития в жизненном пути (К.А.Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Т.Б.Карцева и др.). В работах Анцыферовой, во-первых, получил свою конкретизацию именно функциональный подход к личности, представление о личности как иерархичес­ки организованной системе, развивающейся и функционирую­щей в жизненном пути [17-19]. Анцыферова рассматривает раз­витие личности в свете некоторых общих закономерностей про­цесса развития. Будучи знатоком западно-европейской и американской психологии, особенно психологии личности[16],она рассматривает типы диахронического развития, идею о пре­вращении этапов психического развития в иерархию уровней психической организации, выдвинутую Ж.Пиаже и разработан­ную в отечественной психологии Я.А.Пономаревым (в области психологии творчества). Она указывает на существенные огра­ничения концепций западных генетических психологов в срав­нении с позицией советских. Последние включают в принцип иерархии положение о качественном преобразовании генетичес­ки раннего уровня в составе более сложного, высшего и не при­писывают развитию некие финалистские цели, конечные состо­яния. Она выдвигает также важное обобщающее понятие “пси­хологическая организация личности”. Понятие “организации” весьма адекватно для определения личности, поскольку пред­полагает (и объединяет) и независимый от самой личности, объективно ей присущий способ организации, и субъективный, произвольно определяемый ей самой. В системно-генетической концепции это понятие особенно существенно, поскольку с его помощью она разрешает имплицитную дискуссию, предлагая объединить до сих пор достаточно разорванные, разобщенные качества (или модальности) личности (и психики)—формаль­но-динамические и содержательно-смысловые. Первые обозна­чают механизмы (например, темпераментальные) как бы нейт­ральные по отношению к тому, что называется “содержанием” (обычно под содержанием подразумевается предметное содержа­ние, характеристики бытия, объекта, становящиеся содержани­ем психического отражения [23, 189 и др.]). Но другие психо­логи, пользуясь такими понятиями, осознали их явную дихо­томию. Анцыферова рассматривает их не как самостоятельный уровень, а как особое качество психологических механизмов, ре­ализующих ценностное отношение личности к миру.

Жизненный путь представляет собой совершенно особое “из­мерение”, особый “масштаб” рассмотрения личности—ценно­стное человеческое время и пространство. Важнейшей особен­ностью в ее изучении отечественной психологией явилось раз­решение альтернативы номотетического и идеографического подходов. Как известно, первый из них, связанный с естествен­ными, точными науками, направлен на поиски повторяющих­ся среднестатистических закономерностей, тогда как второй— на выявление ценностных, уникальных характеристик жизни. В имплицитной форме эта альтернатива существовала и в самой психологии и выступила прежде всего в радикальном различии подходов к жизненному пути.

К.А.Абульхановой-Славской разработана концепция лично­сти как субъекта жизненного пути и структура последнего,вк­лючающая позицию, жизненную линию и перспективу (диффе­ренциация перспектив на когнитивные, мотивационные и др.) и жизненные задачи. Ей введено понятие личностной организа­ции времени, осуществлено многолетнее (в четырех кандидатс­ких диссертациях В.И.Ковалева, В.Ф.Серенковой, Л.Ю.Кублицкене, О.Н.Кузьминой) эмпирическое исследование реально су­ществующих типов личностной организации времени. Была выдвинута гипотеза: ее структура состоит из осознания, пере­живания и практической регуляции времени, которые находятся в разном функциональном соотношении у разных типов, что определяет особенности организации всего жизненного пути (активно-пролонгированный, пассивно-пролонгированный, ак­тивно-ситуативный и пассивно-ситуативный типы) [118]. Эмпи­рически выявлены особенности типов—их возможности и ог­раничения в тех или иных временных режимах профессиональ­ной деятельности (в условиях дефицита времени прежде всего, что имеет принципиальное значение для профессионального отбора)[б].

Вне теории жизненного пути Ш.Бюлер оказались жизненные противоречия, проблемы (которые попытались отразить лишь в периодизации—опять-таки единой для всех—жизненных кризисов). Вне поля зрения оказалось главное—способность личности решать жизненные противоречия, задачи, проблемы, т. е. не только зависеть от жизни, но и определять ее. Эта спо­собность высшего порядка принадлежит личности как субъек­ту жизни и является предпосылкой и результатом ее взаимодей­ствия с жизнью, качеством, которое вырабатывается в процес­се жизни, способом жизни [1, 2]. Эта жизненная способность осуществляется высшими механизмами — сознанием, активно­стью и способностью к организации времени жизни.