Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 20 из 136)

Выступая против обвинения психоанализа в идеализме его сторонники пытались продемонстрировать связь этого учения с материалистической диалектикой. Так Б.Быховский утверждал, что материалистическое обоснование психоанализа не только возможно, но и необходимо. За субъективистской “шелухой” фрейдовской терминологии скрывается рациональное зерно, согласуемое с реактологией и рефлексологией; нужно только пересадить фрейдовское учение на почву диалектико-материалистической методологии, тем самым избавив его от мистициз­ма и обнаружив его объективный, научный характер. Быховский видел рациональное ядро психоанализа в том, что, выдви­гая два главных принципа психической деятельности— принципы удовольствия и реальности- он ставит вопрос, по сути, о механизмах психической регуляции поведения, подтвержда­емых положениями биологии, теории эволюции, реактологии и рефлексологии. Быховский считал, что “несовершенные иска­ния Фрейда чреваты многими ценными мыслями и перспекти­вами, которые следует извлечь и взрастить на плодотворной почве диалектического материализма” [22, с. 255].

Стремление совместить психоанализ с марксизмом, обосно­вать его роль в построении новой материалистической психоло­гии приводило ко все более критическому анализу самого уче­ния Фрейда. Как его противники, так и сторонники не принимали полностью всех теоретических построений системы Фрей­да, отмечая ее достоинства, новаторские идеи, они находили в ней в то же время несоответствия, натяжки, ошибочные допу­щения и пытались переосмыслить, приспособить это учение к языку других влиятельных течений современной им психоло­гии, к языку марксизма. Но такие “исправления” психоанали­за в духе марксизма приводили в результате к трансформации и того и другого. Примером здесь могут служить психоанали­тические разработки в духе марксизма А.Залкинда, Г.Малиса, А.Варьяша [23; 35; 56].

А.Залкинд, активный сторонник психоаналитического дви­жения в 20-е годах (и столь же активный его ниспровергатель в 30-е), выступал за преемствование марксизмом учения Фрей­да, при условии освобождения последнего от некоторых “дуа­листических и идеалистических элементов”. Он утверждал, что теория полового влечения не является истинным центром фрей­дизма, поэтому именно ее следует изъять. В итоге возникает “стройная психофизиологическая архитектура”, которая каче­ственно не страдает без сексологических построений, отсутствие которых не отражается на понимании открытых Фрейдом пси­хологических механизмов [35, с. 152]. Залкинд считал, что надо лишь “расшифровать” громоздкие фрейдовские построения, “почти полностью отдающие сочнейшим идеализмом”, и пере­вести их в русло объективистических и монистически-матери­алистических понятий. В этом, по его мнению, может помочь рефлексологический метод, т. к. “его чистый объективизм и биологический монизм разрушают метафизические леса вокруг здания фрейдовского учения и обнаруживают стойкую матери­алистическую сущность действительного, не искаженного фрей­дизма” [там же, с. 153]. Залкинд осуществляет перевод фрейдов­ской терминологии, находя соответствия между положениями психоанализа и рефлексологии и в результате получает вместо понятий “желание”, “удовольствие”, “вытеснение”, “страте­гии”, “бессознательное”, “бегство в болезнь” объективные по­нятия—“рефлекс”, “очаги оптимального возбуждения”, “фонд наименьшей энергетической затраты”, “торможение”, “растормаживание”, “рефлекторная направленность” и т. д.

Для Залкинда главную ценность в психоанализе представля­ет влияние среды на фонд биологических навыков. Во внешней среде, если она неправильно организована, накапливаются раз­дражения, чуждые организму, раннедетскому опыту человека, приобретенному на основе безусловных рефлексов, т. е. фонду удовольствия (или “принцип удовольствия” по фрейдовской тер­минологии). Современная окружающая человека капиталисти­ческая среда препятствует накоплению новых приспособляющих навыков; организм находится в состоянии стойкого торможения по отношению к новым раздражителям, он “как бы противопо­ставляется среде, сохраняя под спудом большую часть своего энергетического фонда” [там же, с. 155]. Под влиянием усиле­ния, сгущения новых раздражении происходит растормаживание и приспособление к реальности, что и есть “борьба принци­па удовольствия с принципом реальности”. Невостребованная энергия требует своего высвобождения, а это возможно лишь при реорганизации среды, при создании растормаживающих, т. е. “сублимирующих”, факторов. “Современная общественная жизнь, подавляя естественные—общебиологические и соци­альные—проявления, старательно нагнетает всю выдавленную ею из человеческих организмов энергию в сторону полового, удивительно ли, что в результате подобной “работы” нас постиг­ло целое половое наводнение” [там же, с. 160]. Но эту огромную энергию, творческий потенциал важно направить в нужное рус­ло, “не на половом, а на социальном лежит ответственность за потопление этих резервов” [там же, с. 160].

Изменяя определенным образом среду, можно влиять на орга­низм, управлять влечениями, физиологическими функциями, направлять высвобождающуюся энергию в русло, нужное рево­люционной общественности. Такое понимание фрейдовского учения приводило ко все большей апелляции к социальному фактору в объяснении функционирования индивидуальных пси­хических структур, к социологизации не только психики, но даже и физиологии человека. А.Залкинд считал, что возможна “глубочайшая марксистская революция внутри психофизиоло­гии”, основанная на новейших завоеваниях физиологии, связан­ных с учением о рефлексах, и психоаналитических воззрениях:

“Помимо и против воли самих авторов этих научных открытий, вряд ли ожидавших такого их применения, марксисты обяза­ны немедленно заняться социологизированием психофизиоло­гии” [34, с. 10]. Большое внимание он уделял вопросам полово­го воспитания. Ряд его статей по теме “классового подхода к половому вопросу” вызвал живой интерес и критику в партий­ной печати. Попытка разработать новую марксистскую модель полового поведения отражала признание детерминирующего влияния “нового содержания среды” на психофизиологию ин­дивида. “Октябрьская революция, - писал Залкинд, - проделала чрезвычайно сложную ломку в идеологии масс, достаточно слож­ные сдвиги вызвала она и в их психофизиологии. Меняющаяся социальная среда изменяет не только сознание, но и организмы” [36,с. 8].

Такого рода толкования психоанализа вызывали серьезную критику. В работах Л.Выготского, А.Деборина, В.Волошинова, И.Сапира, В.Гаккебуша критике подвергался фрейдизм и попыт­ки срастить его с экономическим учением Маркса. Оппоненты обвинялись в непонимании сути марксизма, в неправомернос­ти смешения частей двух методологически несовместимых сис­тем, в излишнем увлечении гипотетическими построениями психоанализа. Но помимо научной критики существовала еще и партийная. Поводом к ней стало признание позитивной мето­дологической роли психоанализа и сближение его с социальной доктриной марксизма. Например, А.Варьяш предложил в каче­стве методологической основы историко-философских исследо­ваний наряду с традиционным для марксизма анализом произ­водственных отношений проводить также “подробный анализ обрабатывающих функций психической деятельности челове­ка”, обращаясь при этом к психоанализу [231. Он обосновывал возможность толкования положения психоанализа в понятиях марксизма, а утверждения Энгельса и Маркса—в понятиях Фрейда. При таком соотнесении марксизма и психоанализа пос­ледний получал общественно-политическое измерение, начинал претендовать на место марксизма. Вторжение в сферы офици­альной идеологии не могло быть не замеченным в условиях, когда усиливалась тенденция утверждения моноидеологии. Конечно же, такие допущения сразу же вызвали резкий отпор в партийной печати [З].

Если и раньше некоторые позиции психоанализа подверга­лись критике, обвинению в идеализме, то начиная с 30-х гг. оценки его приобретают жесткий, однозначно отрицательный характер. Психоанализу инкриминируются различные полити­ческие грехи и ошибки. Так, А.Залкинда, как одного из руко­водителей “психоневрологического фронта”, причислили к “меньшивиствующим идеалистам”, обвинили в недостаточно критическом разоблачении реакционного учения Фрейда. А.Варьяша критиковали в “прямом скатывании к психоанализу”, в механистической ревизии марксизма [77]. Даже те, кто в 20-е гг. активно выступал против фрейдизма и его сближения с мар­ксизмом (А.Деборин, Н.Карев, В.Юринец), в 30-е гг. обвиняются в политической близорукости, в том, что они вели критику с формально-схоластических позиций и не смогли вскрыть “кон­трреволюционную сущность” учения Фрейда.

Эти гонения на науку совпали по времени с падением одного из ведущих политических лидеров Л.Д.Троцкого. Теперь в ра­ботах историков науки все чаще подчеркивается тесная связь исчезновения психоанализа из советской психологии с оконча­нием в СССР политической карьеры Троцкого [48; 50; 89].

В своих публичных выступлениях и в работах Троцкий час­то одобрительно отзывался о психоанализе. Некоторые члены Русского психоаналитического общества были близки к нему, например писатель А.Воронский, дипломат, вице-президент Общества В.Копп. Многие психоаналитики ссылались в своих попытках обосновать значение психоанализа для марксистской психологии на высказывания Троцкого, апеллировали к его авторитету. Эта связь с гонимым политическим лидером сыграла свою роль в изменении отношения к психоанализу.