Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 16 из 136)

Исходя из утверждения о недоступности психики непосред­ственному объективному исследованию, рефлексологическое направление приходит к отказу от ее изучения, считая, что не­обходимо все проявления человека—и элементарные и высшие (к последним он относит психическую деятельность или “духов­ную сферу”)—изучать строго объективно, а значит ограничить­ся лишь исследованием внешних особенностей действий чело­века в соотношении их с теми внешними (физическими, биоло­гическими, социальными) воздействиями, которые их обусловливают.

Таким образом, на смену интроспекционистской ориентации приходит новый подход, суть которого выражается в следующих характеристиках:

1.Объективный способ изучения всех проявлений человека;

2.Антропологическая ориентация: точкой отсчета является человек как целое в его взаимодействии с окружающей его дей­ствительностью;

3. Материалистическая трактовка психики как производной от деятельности организма и осуществляющихся в нем энерге­тических преобразований, при умалении отражательной приро­ды психики;

4. Антипсихологизм или игнорирование психики как пред­мета исследования.

В рамках поведенческого, рефлексологического подхода, став­шего в 20-е гг. доминирующим направлением изучения внутрен­него мира человека и выступающего за замену психологии (как субъективной науки) рефлексологией, был накоплен значитель­ный полезный опыт, который, к сожалению, в советской историко-психологической литературе долго не получал адекватной оценки. Возвращаясь к этой важной странице в истории разви­тия российской психологической мысли и оценивая ее с пози­ций современного развития психологической науки, нельзя не отметить ряд положительных моментов в рефлексологической концепции человека, предложенной и наиболее ярко представ­ленной в работах ее создателя В.М.Бехтерева [42; 52; 75].

Прежде всего необходимо указать на комплексный и систем­ный характер его научного подхода. Бехтерев заложил прочные основы интегрального целостного исследования человека. Чело­век в его целостности, в единстве всех его сторон, как поли­структурное многоуровневое образование—главный предмет его исследования. Человек у него—это и представитель определен­ного биологического вида, и носитель нервно-психической орга­низации, и продукт внешней среды. Стремление рассмотреть че­ловека в разных его проявлениях постепенно вступало в кон­цепции все больше в противоречие с биологизаторскими тенденциями, выражающимися в утверждении доминирования Природных основ человека при недооценке общественно-истори­ческих и культурных факторов детерминации его развития. Но сама идея всестороннего изучения человека, выдвинутая ученым, вносила существенный вклад в становление комплексного человекознания и имела большое значение для психологии. В этом отношении через Бехтерева осуществлялась преемственная связь: он реализовал в своем учении и способствовал введению в совет­скую психологическую науку традиционного для русской обще­ственной мысли целостного взгляда на человека. Принцип ком­плексности и системности осуществлялся ученым как на уровне теоретических разработок и при подготовке и реализации про­грамм эмпирических исследований, так и в его широкомасштаб­ных организационных нововведениях. Убедительный тому при­мер — история создания Института мозга и психической дея­тельности, в структуре и функционировании которого получили практическое воплощение идеи комплексности и системности. В нем были представлены все основные направления, исследующие человека на разных уровнях его организации: анатомической, ги­стологической, биохимической, биологической, физиологичес­кой, рефлексологической (психологической), включая индивиду­альную и коллективную рефлексологию, экспериментальную и детскую психологию, психотерапию, евгенику и т. д.

Из комплексного взгляда на человека вытекало стремление существенно расширить границы его изучения, исследовать все проявления его жизнедеятельности. Этой стратегии отвечала попытка Бехтерева очертить и описать предметную область наук о человеке и его психической жизни, включив, таким образом, в их состав новые отрасли: генетическую рефлексологию, рефлексологию труда, коллективную рефлексологию и т. д. Бехте­рев не ограничился анализом индивидуального поведения чело­века, а поставил вопрос об объективном изучении взаимодей­ствия поведения человека с поведением других людей.

Он первым в отечественной психологии дает определение предмета, задач и методов социальной (“общественной”) психо­логии, рассматривая ее в соответствии с теми же принципами, которые использовались им при разработке проблем индивиду­альной объективной психологии и рефлексологии человека:

“Предметом общественной психологии является изучение пси­хологической деятельности сборищ и собраний, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятель­ность как целое, благодаря общению их друг с другом” [7, с. 8].

Выход в свет работы Бехтерева “Коллективная рефлексоло­гия”[9] фактически узаконил новую предметную область, явив­шись первым серьезным осмыслением и обобщением тех иссле­дований, которые проводились в данной области как в зарубеж­ной, так и отечественной психологической мысли.

В этом труде четко вновь проявились те теоретические “киты”, на которых строилось все учение Бехтерева: комплек­сность, объективный подход к исследуемым реалиям, механи­цизм. Последний проявился в стремлении в физических зако­нах (всего 23) найти универсальные основания (механизмы), которые позволили бы объяснить такие сложные социальные процессы, как развитие и преемствование культурных традиций; образование и динамика социальных общностей; изменение об­щественных взглядов и настроений и т. д. В определении мето­дов исследования социально-психологических явлений Бехтерев был последовательным сторонником объективного подхода. Использовалась та же стратегия, что и в объективной психоло­гии: исследование внешних проявлений “собирательной лично­сти” в зависимости от внешних воздействий. Представляют интерес содержащиеся в книге определения коллектива, типо­логия групп, описание механизмов возникновения общностей, теоретический анализ общения, его функций, видов, средств. Особый интерес представляет предложенная Бехтеревым проце­дура сравнительного анализа индивидуальной и групповой де­ятельности, позволяющая вычленить и изучить особенности и характер “влияния сообщества на деятельность входящей в него личности” [9,с. 61].

Уже этот перечень показывает, сколь значительным и новым взглядом на психическую реальность явился рассматриваемый труд Бехтерева. И хотя многие положения его далеко не бесспорны, являются результатом скорее житейского, а не научного обобщения, имеет место эклектичность, смешение разных подходов, все же выход этой книги стал заметным событием в развитии отечественной психологии 20-х годов. Он открывал важную страницу в становлении принципа социальной обусловлен­ности психики и поведения человека, ставшего позднее в отечественной психологии одним из ее главных методологичес­ких оснований.

Но несмотря на серьезные позитивные тенденции, связанные с утверждением объективного подхода в психологии и попыткой создания строго научного, системно и комплексно органи­зованного учения, все же очень многое в поведенческих течениях не удовлетворяло психологов и прежде всего—редукционистское сведение психики к нервно-мышечному механизму.

Не отвечала задачам углубления психологического познания и предпринятая К.Н.Корниловым попытка создать психологию, опирающуюся на марксизм, посредством механического слия­ния различных психологических течений: эмпирической психологии сознания и психологии поведения. Из эмпирической пси­хологии он брал признание значимости психических процессов и методов самонаблюдения. Поведенческое направление, пред­ставляющее объективный подход в психологии, оценивается Корниловым как более близкое к марксизму, но неприемлемым в нем является отказ от изучения псхических явлений. Отсюда им делался вывод, что марксистская психология должна стать синтезом этих двух течений и изучать и объективные основы психики и их субъективную сторону. При этом психическое рассматривалось лишь как отражение внутриорганических про­цессов. Основным понятием реактологии являлось понятие “ре­акция”, в котором указанные две стороны выступали, по мне­нию Корнилова, в единстве.

Таким образом, поведенческий подход в психологии не смог стать тем интегрирующим основанием, которое объединило бы различные подходы в понимании психического. Поиск предме­та психологии продолжался.

В связи с этим, углублялось и осознание значимости марк­систской теории как основания перестройки психологии, происходило все более тесное объединение ученых на основе марк­систской философии. И если в начале 20-х гг. марксистская психология рассматривалась как одно из возможных методоло­гических оснований психологии, то уже в конце 20-начале 30-х гг. она оценивалась как единственно возможная и подлинно научная линия в ее развитии. “Марксистская психология,— писал Л.С.Выготский,—есть не школа среди школ, а един­ственная истинная психология как наука, другой психологии, кроме этой, не может быть. И обратно: все, что было и есть в психологии истинно научного, входит в марксистскую психоло­гию: это понятие шире, чем понятие школы или даже направ­ления. Оно совпадает с понятием научной психологии вообще, где бы и кем бы она ни разрабатывалась” [26, с. 435].