Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 118 из 136)

В этом определении воображение, несомненно, соотносится прежде всего с образами, чувственной стороной познания. Ни­кифорова считала, что воображение осуществляет весьма важ­ную и специфическую функцию в жизни людей, которой не выполняют другие психические процессы. Воображение расширяет возможности познания чувственной, наглядной стороны действи­тельности: не только путем непосредственного опыта через вос­приятие, но и посредством построения образов на основе тех или иных данных (например, воссоздание образа предмета по чер­тежу, создание художественных образов при чтении литератур­ного произведения и т. д.). “При таком понимании воображе­ния оно достаточно четко отделяется от мышления, которое на­правлено на познание взаимосвязи явлений и их сущности и которое продуцирует понятия, системы понятий, идеи. Отчленяется воображение и от образной памяти, так как сколько бы сильно ни перерабатывались в памяти образы действительности, они никогда не отражают возможного, будущего и никогда не пре­вращаются в образы реально существующих предметов, с кото­рыми субъект не сталкивался в своем личном опыте” (там же).

В проведенных под руководством Никифоровой эксперимен­тальных исследованиях испытуемым, в частности, предъявля­лись фотографии старинных армянских архитектурных памят­ников. Изучались процессы формирования образных обобщений и их роль в процессе воображения. Никифорова считает, что эк­сперименты обнаружили тесную связь образных обобщений с мышлением. Несмотря на то что перед испытуемыми ставилась задача создать типический образ рассматриваемых объектов, а не понятие о них, в ходе эксперимента одновременно с форми­рованием образного обобщения у них формировалось и опреде­ленное понятие об армянской архитектуре. Понятие влияло на содержание и качество восприятия снимков: в изображенных объектах выделялись прежде всего их чувственные особеннос­ти, выражающие существенные признаки понятия. В результа­те образные обобщения в чувственной форме отражают понятие и становятся как бы эквивалентными ему.

Создаваемые испытуемыми рисунки отражают сущность уви­денных объектов. На основании анализа рисунков Никифорова делает вывод о том, что новый образ есть ни что иное, как ком­бинация, состоящая из элементов образов ранее воспринятых предметов. Она пишет: “Однако “ходы” воображения, наблюдав­шиеся у наших испытуемых, не были ни сознательными опера­циями комбинирования, ни логическими рассуждениями, ни операцией анализа через синтез, являющимися, по С.Л.Рубин­штейну, сутью процесса мышления. Процесс воображения на­чинался с возникновения замысла. Он возникал под влиянием стимула: показанного снимка или предшествовавшего рисунка самого испытуемого (вероятно, таким стимулом могут быть и мысли художника) и представлял собою реализацию одной из возможностей, заключенных в образном обобщении. Дальней­шие ходы воображения определялись “логикой” образного обоб­щения и стимулами, идущими от рисуемого, причем действия испытуемых сводились к восполнению или к поправкам уже нарисованного, если оно в чем-то не соответствовало образному обобщению и “логике” образа. Логических рассуждении при этом не наблюдалось. Весь процесс в основном имел непосред­ственный характер” [85,с. 72].

Следовательно, Никифорова ярко и по-своему талантливо от­стаивала идею существования воображения как самостоятель­ного психического процесса, имеющего преимущественно чув­ственную природу. Однако такая точка зрения вызывала серь­езные возражения со стороны некоторых крупных психологов. Так, Рубинштейн, рассматривавший в своих “Основах психоло­гии” воображение как самостоятельный психический процесс, позднее пришел к заключению, что воображение является не­обходимой стороной всякого процесса чувственного отражения мира человеком. Это положение развил и детально разработал его ученик А.В.Брушлинский [23].

Он придерживается точки зрения, согласно которой создание нового, в том числе и новых образов, это функция не воображе­ния, а всех уровней познания, на которых субъект отражает дей­ствительность. Если согласиться с тем, что создание новых чув­ственных образов является привилегией воображения, то придет­ся признать, что в ощущениях, восприятиях, представлениях, мышлении человеку не открывается ничего нового. Проделав детальный психологический анализ содержания понятий “фан­тазия” и “воображение”, Брушлинский показывает, что они не­редко рассматриваются как построение новых образов из элемен­тов, уже известных человеку из прошлого опыта, как новый син­тез уже известного. По существу оказывается, что даже самое фантастичное есть соединение известного. Фактически вольно или невольно тем самым провозглашается репродуктивный характер воображения.

В противоположность этому вслед за своим учителем Бруш­линский утверждает, что преобразование образа предмета есть необходимая сторона любого познавательного процесса и пото­му воображения как специфического психического образования Се существует. Соответственно совершенно неправомерно рас­сматривать мышление только в логическом “безобразном” плане: такой подход отрицает психологию мышления как науку. Он Пишет: “Таким образом, рассматриваемая и критикуемая нами трактовка воображения уязвима по крайней мере в силу двух Причин. Во-первых, она приводит к индетерминизму и, во-вто­рых, по существу отрицает психологию мышления как науку. Само мышление здесь берется только в его чисто логическом впределении, без всяких психологических характеристик. Так проблема воображения переходит в проблему соотношения ло­гики и психологии мышления” [23, с. 76].

Далее он развивает эти положения: “Итак, трудности в трак­товке фантазии свидетельствуют о том, что традиционное у нас понятие воображения остается пока очень расплывчатым, не­строгим и двусмысленным. Как мы видели, фантазию опреде­ляют обычно сочетанием двух основных признаков: 1) откры­тие, создание нового и 2) преобразование образа познаваемого предмета. В отличие от первого второй из них характеризует не­посредственно не столько самый результат или продукт фанта­зии (создание нового), сколько процесс или “механизм”, с по­мощью которого этот результат получается. Мы пытались по­казать, что оба этих признака не специфичны только для воображения, а в одинаковой мере характеризуют вообще все формы и уровни психического отражения: ощущения, воспри­ятия, представления, мышление и т. д.” (там же, с. 79-80). На любом из указанных уровней психическое существует в качестве процесса, что исключает формирование динамического образа по принципу простой репродукции, т. е. как застывшего, пас­сивного отпечатка. Одновременно это означает, что на каждом уровне (а не только в воображении) возможно порождение но­вых образов.

Никифорова и Брушлинский являются выразителями науч­ных позиций, в которых представления о роли чувственного и логического познания в развитии психики субъекта отличают­ся коренным образом. Вместе с тем, пройдя большой историчес­кий путь развития психологической мысли, сегодня стало оче­видным, что противопоставлять указанные позиции—значит противопоставлять две взаимосвязанные стороны человеческо­го познания. После развернутых циклов исследований школ Ру­бинштейна, Узнадзе и других психологов стало ясно, что толь­ко включение познаваемого объекта в новые системы связей и отношений позволяет познающему как бы абстрагироваться от привычных связей. В результате человек обнаруживает новые свойства объекта, приобретает новые знания о действительнос­ти. Упоминавшиеся выше экспериментальные данные об общей картине возрастных изменений чувствительности, сенсорной организации человека как раз и доказывали научную несостоя­тельность представлений о резких генетических расхождениях чувственного и логического в психическом развитии человека. Напротив, история российской психологии, в том числе ранняя, дает нам многочисленные примеры неразрывной связи чувствен­ных и рациональных компонентов в формировании познаватель­ных процессов.

Еще И.М.Сеченов связывал развитие предметного мышления человека с развертыванием зрительных или осязательно-двига­тельных образов, ассоциативно соединенных в ряды и цепи. Такая начальная форма мышления, по Сеченову, есть вместе с тем связывание в сложно организованную перцептивную систе­му различных образов и сенсорных состояний.

В экспериментальной психологии такого рода явление впер­вые обнаружил Н.Н.Ланге. По его данным, всякое восприятие есть многофазный процесс, причем каждая предыдущая фаза представляет более неопределенное психическое состояние, а каждая последующая более дифференцированное. Вследствие этого каждая предыдущая фаза восприятия (начиная с обнару­жения сигнала, т. е. осознания “нечто” в поле зрения) оказы­вается субъектом для последующей. В свою очередь последую­щая фаза восприятия является предикатом, определением пред­шествующей.

Ланге открыл закон перцепции, согласно которому процесс восприятия строится как наглядное суждение об объекте. В про­цессе восприятия выражается общая черта суждений—предше­ствования субъекта предикату и развитие субъекта посредством предиката. Наряду с экспериментальными доказательствами Ланге ссылался также на данные из истории языка, согласно которым безличные формы предложения первичны. По его мне­нию, эти формы соответствуют первичным ступеням перцепции, т. е. неопределенности состояния субъектов воспринимаемого материала—суждений, осознаваемых затем лишь путем пре­дикативных определений. Обращение известного российского психолога к истории языка не случайно: по его убеждению, “ин­дивидуальная психологическая личность, со всем богатством ее мыслей, чувств и желаний, наименее обязана личному творче­ству индивидуума и наиболее той общественной жизни, которая породила язык и в нем отразилась”[69, с. 62]. Кстати говоря, такое мнение вполне соответствует культурным и научным тра­дициям России конца девятнадцатого—начала двадцатого века: большинство отечественных мыслителей искали истоки психи­ческого развития человека и психологии русского народа не в индивидуальной творческой самодеятельности субъекта, а в об­щинных, соборных формах жизни.