Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 56 из 136)

Таким образом, единство сознания и деятельности конкрет­но выступает прежде всего в том, что различные уровни и типы сознания, вообще психики проявляются и раскрываются через соответственно различные виды деятельности и поведения: дви­жение—действие—поступок. Сам факт хотя бы частичного осознания человеком своей деятельности—ее условий и це­лей—изменяет ее характер и течение.

Всю эту систему своих идей Рубинштейн очень детально раз­работал затем в 1940 г. в первом издании “Основ общей психо­логии”. Здесь уже более конкретно раскрывается диалектика де­ятельности, действий и операций в их отношениях прежде всего к целям и мотивам. Цели и мотивы характеризуют и деятельность в целом, и систему входящих в нее действий, но характеризуют по-разному.

Единство деятельности выступает в первую очередь как един­ство целей ее субъекта и тех его мотивов, из которых она исхо­дит. Мотивы и цели деятельности—в отличие от таковых у от­дельных действий—носят обычно интегрированный характер, выражая общую направленность личности. Это исходные моти­вы и конечные цели. На различных этапах они порождают раз­ные частные мотивы и цели, характеризующие те или иные дей­ствия.

Мотив человеческих действий может быть связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее до­стигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться 1) на самое деятельность (как бывает в игре) и 2) на один из ре­зультатов деятельности. Во втором случае побочный результат действий становится их целью.

Например, выполняя то или иное дело, человек может видеть свою цель не в том, чтобы сделать именно данное дело, а в том, чтобы посредством этого проявить себя и получить обществен­ное признание (подробнее см. [178, с.468 и след.]). Результат, составляющий цель действия, при различных условиях должен и может достигаться соответственно различными способами или средствами. Такими средствами являются прежде всего опера­ции, входящие в состав действия (на этой основе проведено су­щественное различие между действием и операцией) [там же, с. 454-455]. Поскольку действие приводит к результату—к сво­ей цели в разных, изменяющихся условиях, оно становится ре­шением задач, т. е. более или менее сложным интеллектуаль­ным актом.

Все, что человек делает, всегда имеет определенный обществен­ный эффект: через воздействие на вещи человек воздействует на людей. Поэтому действие становится поступком прежде всего тог­да, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение человека к другим людям.

Так, в общем итоге уже в 1935-1940 гг. выступает внутри де­ятельности субъекта сложное соотношение ее разноплановых компонентов: движение — действие —операция—поступок в их взаимосвязях с целями, мотивами и условиями деятельнос­ти. В центре всех этих разноуровневых взаимоотношений нахо­дится действие. Именно оно и является, по мнению Рубинштей­на, исходной “клеточкой”, “единицей”, “ячейкой” психологии. Признание действия основной “клеточкой” психологии человека не означает, что действие признается предметом психологии. Психология не изучает действие в целом, и она изучает не только действие. Признание действия основной “клеточкой” психоло­гии означает, что в действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии, т. е. зачатки у че­ловека его побуждений, мотивов, способностей и т. д. [там же, с.143].

Этот психологический анализ деятельности и ее компонентов (действий, операций и т. д.) был потом продолжен в 1946 г. во втором, дополненном издании “Основ общей психологии”. Раз­рабатывая дальше свою прежнюю общую схему соотнесения дей­ствий, операций и т. д., Рубинштейн, в частности, писал: “Поскольку в различных условиях цель должна и может быть дос­тигнута различными способами (операциями) или путями (ме­тодами), действие превращается в разрешение задачи” [180, с.181]. И здесь Рубинштейн сделал ссылку на работы Леонтьева: “Вопросы строения действия специально изучаются А.Н.Леонтьевым” (там же).

В 40-е и последующие годы Леонтьев опубликовал ряд своих статей и книг, в которых обобщенно представлена его точка зрения на соотношение деятельности—действия—операции в связи с мотивом—целью—условиями. Это прежде всего его “Очерк развития психики” (1947), затем “Проблемы развития психики” (1959) и, наконец, “Деятельность, сознание, личность” (1975). По его мнению, “в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредствованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности—по критерию по­буждающих их мотивов. Далее выделяются действия—процес­сы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это опера­ции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели” [106, с.109].

В данной схеме понятие деятельности жестко соотносится с понятием мотива, а понятие действия—с понятием цели. На наш взгляд, более перспективна другая, не столь жесткая схе­ма, которая выражает связь мотивов и целей и с деятельностью, и с действиями, но в первом случае это более общие мотивы и цели, а во втором—более частные. Впрочем, иногда Леонтьев тоже расчленяет цели на общие и частные и тогда лишь вторые из них (но не первые) непосредственно соотносит с действиями (см., например, [там же, с. 105]. Тем самым в данном пункте на­мечается определенное сближение позиций Рубинштейна и Леонтьева. Вместе с тем между ними сохраняются и существенные различия—прежде всего в трактовке субъекта и его мотивов [3, с.65; 6; 34; 38]. Кроме того, Рубинштейн все время подчер­кивает принципиально важную роль поступка.

В целом эта общая схема соотнесения деятельности, действий, операций в их связях с мотивами, целями и условиями являет­ся важным этапом в развитии психологии. Не случайно она до сих пор широко используется рядом авторов. Вместе с тем не­редко данная схема, разработанная Рубинштейном и Леонтьевым, рассматривается как чуть ли не главное достижение пси­хологии в изучении всей проблематики деятельности. На наш взгляд, это, конечно, не так. В указанной проблематике наибо­лее существенным для психологии является вовсе не вышеупо­мянутая общая схема (которую поэтому не нужно канонизиро­вать). Наиболее существенное состоит в том, что с помощью идущей от Маркса категории деятельности впервые удалось глубоко раскрыть неразрывную связь человека с миром и понять психическое как изначально включенное в эту фундаменталь­ную взаимосвязь.

Рубинштейн по-прежнему не догматически, а творчески от­носится даже к официально канонизируемой философии Марк­са. Он видел не только сильные, но и слабые стороны марксовой философии, однако о последних он смог написать лишь после смерти Сталина в период хрущевской “оттепели”. В 1959 г. он публикует свою вторую статью о ранних философских рукопи­сях Маркса, в которой выявляет и положительные, и негатив­ные стороны этой философии. Он критикует следующие прин­ципы и общие идеи Маркса: бытие определяет сознание; изна­чальная соотносительность природы и человека; слитие в одну науку естествознания и общественных наук и др. (см. [ 185, с. 203-208]). В его еще не опубликованных рукописях содержатся и другие критические общие замечания по философии Маркса.

Несмотря на очевидную для некоторых советских гуманита­риев ограниченность, философия Маркса и логика его “Капи­тала” в течение многих лет составляли очень актуальный и пер­спективный предмет исследования и как бы предоставляли по­литическое убежище для позднего М.М.Розенталя, раннего А.А.Зиновьева, раннего Э.В.Ильенкова и для многих других, кто не хотел хвалебно комментировать примитивные “философские” положения Сталина и в целом недостаточно профессиональную книгу Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”, хотя и со­держащую некоторые глубокие философские мысли.

Эти и подобные примеры показывают, что помимо многочис­ленных закоренелых догматиков и откровенных инквизиторов от науки среди нашей интеллигенции даже во времена сталин­щины и сразу после нее были настоящие ученые-гуманитарии, которые глубоко анализировали перспективность и вместе с тем ограниченность марксовой философии, а также философских идей Ленина и создавали свои философско-психологические концепции. При этом они нередко вынужденно использовали эзо­пов язык и некоторые другие способы завуалированного выра­жения мыслей.

Например, далеко не во всем соглашаясь с классиками марк­сизма-ленинизма, они называли свои оригинальные философс­кие идеи и теории не марксистскими, а диалектико-материалистическими, цитировали указанных классиков лишь тогда, ког­да были с ними солидарны (в противном случае вообще не ссы­лались на них), разрабатывали такие методологические прин­ципы, которые не упоминались или отвергались “основополож­никами” (например, онтологические основы науки), либо ред­ко ими использовались (системный подход, который особенно интенсивно развивали в философии И.В.Блауберг, В.Н.Садов­ский, Э.Г.Юдин и др., а в психологии Б.Ф.Ломов) и т. д.

Эти “маленькие хитрости” с большим трудом обычно пони­маются нашими западными коллегами, которых просто шоки­руют даже термины типа “диалектический материализм”, а так­же цитаты из Маркса и особенно Ленина. Поэтому, например уже самое первое зарубежное издание на английском языке (1962 г.) главной книги Выготского “Мышление и речь” выш­ло с купюрами: были изъяты все ленинские цитаты и половина цитат из Маркса и Энгельса, что, конечно, помогло продвиже­нию на Запад культурно-исторической теории высших психоло­гических функций. Подобные купюры демонстрируют один из способов преодоления западными коллегами нашей политизации и идеологизации науки. Но не является ли этот способ также своеобразным проявлением все той же идеологизации?!