Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 80 из 136)

Разработанный нами типологический метод исследования личности также имел в своей основе ее определенную теорети­ческую модель, которая, однако охватывала высший уровень организации личности и не имела своей основной целью просле­живания вертикальной связи с низшими уровнями личностной организации, как типология Э.А.Голубевой. Наша типология ох­ватывала не соотношение “организм-личность” и не соотноше­ние “личность-деятельность”, а “личность-жизненный путь”. Мы выбрали предельно широкий вариант основания: а именно— определили активность как жизненную способность личности, не только способность к деятельности, а основную ее характе­ристику связали со способом самовыражения (объективации) личности в жизни [11, 12]. Таким образом, если в выше приве­денных типологиях за основание определения личности (даже при разных исходных отношениях, в которых она определялась: “личность—деятельность” или “организм—личность”) выбирались три характеристики—активность, саморегуляция и на­правленность (как высший уровень интеграции личности, со­гласно Ананьеву, Рубинштейну и др.), то мы, опираясь на нео­днократную критику понятия направленности (ее критиковали как дихотомию коллективизма и индивидуализма, как слишком аморфное описание, не включающее богатства, противоречивой сложности, интерактивности личности) заменили его в избранной нами системе анализа активностью. Понятие активности свя­зывалось нами с определением личности как субъекта жизни и с мерой ее становления субъектом. Предполагалось, что актив­ность—в зависимости от меры становления личности субъектом—имеет типологический характер. Для более конкретного определения активности, чем это имело место при характеристике направленности, мы выделили две основные формы , активности—инициативу и ответственность и эмпирически ис­следовали соотношение и характер этих форм. Это исследование (и соответствующие типологии инициативы и ответственности) вскрыло более тонкие взаимоотношения внешних и внутренних детерминант активности [75]. Кроме того, мы разработали ги­потетическую модель структуры активности. А именно, актив­ность была определена как семантический интеграл притязаний и достижений личности, но, в отличие от К.Левина и Ф.Хоппе, мы включили в качестве опосредующего их звена саморегуля­цию [5, 11, 12]. Таким образом, саморегуляция, в отличие от вы­шеуказанных типологий и способа сочетания понятий, идуще­го от Небылицына, Лейтеса и других, рассматривалась не как рядоположная активности, а как операционально-исполнитель­ская составляющая и механизм активности, а последняя—как жизненная способность личности [12].

Определяя активность как семантический интеграл притяза­ний, достижений и саморегуляции личности, мы учитывали по­зицию А.В. и В.А.Петровских, которые определяя активность как одну из важнейших собственно личностных характеристик, во-первых, настаивали на необходимости дифференцировать по­нятия и сущность деятельности и активности, во-вторых, рас­сматривали ее как надситуативную, т. е. сущностную характе­ристику личности, а при определении деятельности, в-четвер­тых, обращали внимание не только она ее общественно-полезный результат, но на его субъективную приемлемость, успешность для субъекта (А.В.Петровский, В.Д.Шадриков, О.А.Конопкин и др.). Иначе говоря, если понятие направленности в итоге оказалось связанным лишь с ценностно-идеологической социалис­тической ориентацией, т. е. фактически свелось к характерис­тике сознания личности, а не ее реальной активности (действи­тельность показала, что коллективистическая ориентация зна­чительной части общества сочеталась с пассивным отношением к труду, психологией исполнительства), то понятие активнос­ти, раскрытое через притязания, включило (в том числе) ори­ентацию на тот или иной способ самореализации личности себя в деятельности. Притязания, как показали наши исследования, сами являются интегральной характеристикой ориентации лич­ности и на социальное одобрение результата и способа ее дея­тельности, и на способ ее включения в совместную деятельность, и позицию в группе, и характер ее поведения в групповых от­ношениях. Причем эта ориентация притязаний и достаточно абстрактна (имея в виду социальные нормы) и, одновременно, включает и личностную, субъективную приемлемость и самого качества деятельности и способов преодоления связанных с ней трудностей и способов включения в различные групповые отно­шения. Однако, притязания не фатальны (как представлялась коллективистическая и индивидуалистическая направленность), а имеют прямую и обратную связь и с саморегуляцией и с “до­стижениями” (в терминологии Левина) и с удовлетворенностью (в нашей терминологии).

Саморегуляция как операциональный механизм реализации притязаний является гибким механизмом, который воплощает в себе не фиксированную, а экзистенциальную (в терминологии Ру­бинштейна) или процессуальную (в понимании Брушлинского) сущность личности. Притязания—лишь идеальная проекция личности, которая экзистенциально реализуется саморегуляци­ей, а последняя в нашем понимании (в отличие от понимания дифференциальной психологии и психофизиологии) охватывает не только “внутренний контур” личности (даже если иметь в виду разные уровни ее организации), а контур, сочетающий внешнее и внутреннее. Именно благодаря саморегуляции может быть эк­спромтом, а не намеренно, совершен тот самый смелый поступок, который затем обобщаясь (по Рубинштейну) превращается в ус­тойчивое намерение вести себя смело. Необходимо выявить, на­сколько так определенные притязания близки пониманию В.А.Ядовым личностных диспозиций. Но, главное состоит в том, что саморегуляция является той вертикалью в личностной органи­зации и самоорганизации, которая определенным образом соподчиняет и соотносит все уровни личностной организации. Такое .понимание “задач” и функций саморегуляции преодолевает аль­тернативу, выявленную Хекхаузеном, когда одни личностные .концепции рассматривают детерминацию личности, а другие— .ее ситуативную обусловленность [223]. Этой альтернативой ста­тика приписывается самой личности, а динамика—внешним условиям, ситуациям. На самом деле, как неоднократно отмеча­лось, личность и стабильна, что зафиксировано в ее определении как устойчивого психического склада человека, и изменчива. Однако применительно к ее активности можно говорить об устой­чивости ее притязаний скорее в смысле их определенности и о ди­намичности саморегуляции—в смысле согласованности ей вне­шних и внутренних условий. Удовлетворенность же, в свою оче­редь, входит в их интеграл, поскольку она “оценивает” по определенным критериям получившееся “произведение” притя­заний на регуляцию, намерений на способ их реализации.

Семантическим интеграл активности является в силу своего единого ценностно-смысло-мотивационного характера. Именно притязания и саморегуляция, обеспечивая способ их реализа­ции, решая задачу согласования системы внутренних условий друг с другом и внутренней системы и внешних условий между собой, по нашему мнению, образуют тот самый личностный смысл, который так и не получил окончательного определения в концепции А.Н.Леонтьева и его продолжателей (Д.А.Леонтьев). Волевая функция является составляющей саморегуляции, придавая активности и деятельности, в которую она воплоща­ется, определенность и удерживая, можно сказать, “конститу­ируя” ее форму, как справедливо заметил Калин. Однако, ко­ординирующая, согласующая, образно говоря, “дирижерская” функция саморегуляции, приводящая к определенной упорядо­ченности, организованному состоянию, не исключает того, что ею же разрешаются противоречия, которые требуют волевого или осознанного решения (или выбора).

Построенная нами на этих исходных теоретических основа­ниях типология имела прогрессивный, открытый характер, по­скольку представляла собой скорее эипирическую методологию или стратегию исследования высших личностных способностей, в частности активности, дифференцированной нами на две ос­новные формы—инициативу и ответственность. Она строилась не на структурных, а на функциональных принципах и поэто­му типообразующие параметры были не априорно заданы, а представляли искомое, которое обнаруживалось в эмпирическом исследовании, моделирующем ситуации по типу естественного эксперимента (К.А.Абульханова-Славская, 1988, 1991). В более чем десятилетних исследованиях были получены типологии ини­циативы, ответственности, семантического интеграла активно­сти личности, личностной способности к организации времени, социального мышления личности, и ряда других, сопоставление которых давало возможность отработки типологического мето­да или стратегии [11, 12, 34, 71, 75, 118, 207 и др.].

В шестидесятых-семидесятых годах конкретно-ориентирован­ные исследования личности редко приводили к построению ти­пологий. Например, появившаяся в области психологии управ­ления западная типология руководителей затем была конкре­тизирована на основе отечественных исследований [92], но в последний период получение типологических результатов при­обретает массовый характер, в одних случаях демонстрируя фе­номенологическую картину разнообразия личностных особенно­стей, в других—свидетельствуя о принципиальной необходи­мости изучения личности типологическим путем.

Однако типологический способ исследования не является един­ственным, поскольку другим путем выявления многофункциональ­ности личностных свойств и качеств оказывается стратегия выде­ления ведущего или системообразующего фактора (или вектора). По такому принципу построены работы двух вышецитированных авторов, Калина и Сосновского, хотя посвящены они разным ха­рактеристикам личности—первое волевой регуляции деятельно­сти, второе—соотношению мотива и смысла. Такой принцип ана­лиза деятельности в свое время предложил А.Н.Леонтьев, выде­лив разные отношения в системе деятельности. Указанными авторами выделяются и аналитически рассматриваются векторы “мотив-цель”, “мотив-потребность”, “мотив-предмет”, “мотив-смысл”, “мотив-эмоция” и т. д.. В результате устанавливаются стратегические принципы, согласно которым одни составляющие должны быть исследованы независимо друг от друга, а затем со­отнесены через целую систему опосредствующих отношений, дру­гие—неправомерно сближать или отождествлять друг с другом как мотив и предмет (по мнению Сосновского), третьи, например, соотношение смысла и эмоций, по мнению Вилюнаса [59], “трак­туются как проявления разных языков, выражающих единый мир пристрастного в психике и имеющих разные уровни обобщения” (цит. по [199, с. 49]). При таком способе теоретического анализа возникает возможность определения одного и того же явления (на­пример, положительного или отрицательного качества волевого ре­гулирования) разными детерминантами или его детерминирован­ность сразу несколькими зависимостями. “Поэтому определения уровня эффективности волевого регулирования вряд ли целесооб­разно проводить без предварительного изучения типологических свойств нервной системы,- пишет Калин,- В противном случае мы можем принять за проявление положительных или отрицательных качеств волевого регулирования совсем другие свойства (например, низкую эмоциональную возбудимость квалифицировать как хоро­шую выдержку)” [103, с. 24]. Именно такого рода аналитико-синтетические стратегии могут порождать систему гипотез, требую­щих эмпирической проверки.