Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 90 из 136)

Согласно известной “пятичленной формуле”, предложенной Плехановым, структура любого общества включает: 1) произво­дительные силы общества, 2) производственные отношения, 3) общественный и политический строй (“форма общества, выра­жающая эти отношения”), 4) общественную психологию (“состо­яние духа и нравов, соответствующее этой форме”), 5) идеоло­гию (“литературные, философские, политические взгляды”). Общественная психология—“преобладающее настроение чувств и умов в данном общественном классе данной страны и данного времени”—по Плеханову, включена в структуру общества не­обходимым образом как ее “составляющая”1.

Плеханов задает вопрос о том, целесообразно ли, нужно ли, “выгодно” ли для общества, его поступательного развития “при­способление его психологии к его экономике, к условиям его жизни?”, и дает на этот вопрос утвердителььный ответ: “Очень выгодно, потому что привычки и взгляды, не соответствующие экономии, противоречащие условиям существования, помеша­ли бы отстаивать это существование. Целесообразная психоло­гия так же полезна для общества, как хорошо соответствующие своей цели органы полезны для организма”.

Таким образом, Плеханов, утверждая примат общественных, в первую очередь производственных отношений, их определя­ющую роль в развитии общественной психологии, в то же вре­мя подчеркивает активную роль последней, ее обратное воздей­ствие на экономическую структуру общества.

Указанные положения Плеханов иллюстрирует конкретны­ми примерами из области формирования правовых убеждений, взглядов, политических теорий, нравственных позиций, эстети­ческих вкусов, научных воззрений. Так, рассматривая проис­хождение правовых убеждений, Плеханов доказывает, что “пра­вовые понятия—убеждения (отметим, что речь идет не просто о понятиях, а о понятиях—убеждениях; тем самым подчерки­вается социально-психологический момент правовых норм.— Авторы) всюду определяются способами производства”. Они развиваются на основе житейской практики, вырастают из нее.

По его словам, то обстоятельство, что данная совокупность пра­вовых учреждений полезна или вредна для общества, никоим об­разом не может зависеть от свойств какой бы то ни было или чьей бы то ни было “идеи”: оно зависит, как видели, от тех способов производства и от тех взаимных отношений между людьми, ко­торые создаются этими способами. В этом смысле у права нет и не может быть идеальной основы, так как основа его всегда ре­альна. Однако Плеханов не отрицает абсолютного “идеального момента”, который в данном случае имеет место и проявляется в определенном отношении к существующим в обществе право­вым нормам со стороны членов данного общества. Плеханов от­мечает, что социалисты тщательно изучают ход исторического развития, берут его за исходную точку своих стремлений, кото­рые в свою очередь представляют собой лишь “сознательное вы­ражение бессознательного, слепого исторического процесса”.

Образ жизни людей, особенности их общественно-экономичес­кого бытия определяют возникающие и укрепляющиеся в дан­ном обществе традиции, обычаи, психологические особенности характера. “Образом жизни людей,—пишет Плеханов,—ес­тественно и неизбежно определяется весь склад их характера”.

Рассматривая общественную психологию в контексте законов развития общества, Плеханов вместе с тем подчеркивал, что пси­хические явления имеют свои специфические законы и механиз­мы. “Что в развитии человеческой мысли, точнее сказать, в со­четании человеческих понятий и представлений, есть свои особенные законы, этого, насколько нам известно, не отрицал ни один из “экономических” материалистов”.

Для социальной психологии большой интерес представляют взгляды Плеханова на “механизмы” общественной психологии. Как известно, одним из таких механизмов является подража­ние. Обычно идея о роли подражания в обществе связывается с именем Тарда, который придавал ей универсальное значение. Плеханов был, пожалуй, первым, кто с марксистских позиций проанализировал “теорию подражания”.

В анализе механизмов социально-психических явлений Пле­ханов пошел дальше Тарда. Он утверждал, что наряду с подра­жанием существует и другой, не менее важный, но противополож­ный ему “механизм”—противоречие (или контрподражание), которое тоже коренится в свойствах человеческой природы. Этот механизм лежит в основе проявления различных социально-пси­хологических явлений: общественных взглядов, нравов, эстети­ческих воззрений. Особенно отчетливо его действие проявляет­ся в периоды коренных социальных ломок, смен форм полити­ческого правления, при переходах власти от одного класса к другому.

Плеханов указывает на сложную диалектическую связь меха­низмов подражания и контрподражания. Нам представляется, что идея Плеханова о диалектическом взаимодействии противополож­ных механизмов в детерминации психических явлений имеет для социальной психологии важное значение. Подражание и контрпод­ражание, суггестия и контрсуггестия, заражение и противополож­ный ему механизм (для которого пока нет точного названия) об­разует развитие многих социально-психологических явлений.

Принципиально важным для психологии является положе­ние Плеханова о том, что процесс развития индивида не явля­ется простым повторением или калькой исторического процес­са. Это положение особенно важно подчеркнуть в связи с тем, что в психологии до сих пор имеются попытки утверждения своего рода аналога “биогенетического закона”, согласно которому в своем развитии индивид якобы повторяет развитие общества.

Характеризуя роль субъективного, личностного фактора в ис­тории, Плеханов отмечает, что люди—главная производитель­ная сила общества, обусловливающая существование обществен­ных отношений производства. “Что такое общественные отно­шения производства? Это отношения людей. Как же будут они развиваться без людей? Ведь там, где не было бы людей, не было бы и отношений производства”. Плеханов считает совершенно нелепым противопоставление “личностей—законам обществен­ной жизни; деятельности людей—внутренней логике форм их общежития”.

В его работах даны яркие убедительные социально-психоло­гические портреты представителей разных социальных групп:

партий, классов, сословий; вскрыты исторические, социально-экономические корни их мировоззренческих позиций, нрав­ственных идеалов, их психологии. В работах Плеханова имеются также социально-психологические портреты дворян, капитали­стов и представителей других классов и сословий дореволюци­онной России и европейских стран.

Данный им анализ многих явлений общественной психоло­гии не потерял своего значения до сих пор. Он раскрыл ряд со­циально-психологических особенностей этнических групп и т. д. Многое сделано Плехановым в плане рассмотрения механиз­мов психической деятельности, разработки проблем социальной психологии личности, эстетических чувств, нравственных и пра­вовых убеждений, предрассудков и др. Это его реальный вклад в построение социальной психологии как самостоятельной об­ласти научного значения—не только в ее методологию и тео­рию, но также в систему накапливаемых конкретных данных.

Бехтерев был одним из первых, кто уже в конце прошлого— начале текущего столетия выдвинул и настойчиво проводил идею комплексного изучения человека. Рассматривая человека в его целостности, как сложное, многогранное и многоуровне­вое образование, он ратовал за использование междисциплинар­ного взаимодействия, обеспечивающего всестороннее его изуче­ние. В своей непосредственно исследовательской деятельности ученый стремился реализовать комплексный подход разными способами: во-первых, посредством организации комплексных экспериментальных исследований, в которых конкретный объект (человек) выступал предметом изучения разных научных дисциплин: физиологии, анатомии, педагогики, психологии, и т. д ; во-вторых—путем анализа и осмысления на основе еди­ной" теоретической концепции разных сфер и уровней взаимо­действия человека с миром. А это, естественно, требовало суще­ственного расширения границ и объема охватываемой исследо­ванием реальности, анализа различных форм человеческой активности, всестороннего изучения человека на основе исследования всех проявлений его жизнедеятельности. Именно этой стратегии отвечала разработка Бехтеревым новых отраслей реф­лексологии: генетической рефлексологии, рефлексологии тру­да, коллективной рефлексологии и т. д.

Принципиально важное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения че­ловека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведени­ем других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, Бехтерев явился одним из ос­нователей нового направления психологического исследова­ния—социальной (или общественной) психологии, рассматри­ваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработа­ны применительно к исследованию проблем объективной пси­хологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового на­правления—коллективная рефлексология.