Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 19 из 136)

Таким образом, если рефлексологическая дискуссия представ­ляла собой преимущественно научное обсуждение, то реактоло­гическая уже несла в себе все признаки идеологической кампа­нии : выдвижение в центр обсуждения идеологических, а не содержательно-научных идей; острота и идеологический харак­тер оценок и суждений; подмена свободного обсуждения апри­орно заданными сентенциями; применение идеологических и [административных санкций по отношению к “провинившимся” направлениям (свертывание разработок в области рефлексологии и реактологии, переориентация научных центров, смена их руководителей).

§ 6. Развитие психоанализа в России

В условиях острой идеологической чистки, естественно, не имели ни малейшего шанса выжить и те направления психоло­гической науки, которые дерзнули заявить о своих претензиях на теоретическое лидерство в науке. Яркий пример тому—судьба фрейдизма, сторонники которого определяли его как учение, Проникнутое “монизмом, материализмом... и диалектикой, т. е. методологическими принципами диалектического материа­лизма” [55, с. 1б9], призывали объединить фрейдизм с марксиз­мом и связывали с ним перспективы развития психологии.

Еще до революции 1917г. психоанализ привлек к себе внимание русских исследователей, которые применяли метод и 1 Популяризировали теорию Фрейда. После революции психоанализ продолжал развиваться в России 20-х гг., как ни в одной другой стране мира, работы Фрейда и других психоаналитиков интенсивно переводились и издавались. Психоаналитическое учение нашло сторонников в среде медиков, педагогов, литера­туроведов. Идеи Фрейда осмыслялись учеными, философами и психологами. Психоанализ включился в решение общегосударственной задачи воспитания ребенка. Возможность применения психоаналитического метода к детям обсуждалась на коллегиях Народного комиссариата просвещения и Главнауки. В мае 1918 г. был учрежден “Институт ребенка”, задачей которого являлось всестороннее изучение и распространение знаний о природе ребенка и его воспитании в дошкольном возрасте. В работе института важное место отводилось психологической лаборатории. В Петрограде психоаналитическая проблематика разрабатывалась в Институте по изучению мозга под руководством В.М.Бехтерева. Здесь в качестве ассистента работала Татьяна Розенталь, одна из первых русских психоаналитиков, И читавшая курс лекций “Психоанализ и педагогика” и осуществлявшая лечебную и исследовательскую работу. В лаборатории е психотерапии и гипноза Института мозга проводили лечение психоанализом по Фрейду, а также использовали катартический метод психоанализа В.Франкла.

Работы по изучению ребенка велись и в Московском психо­неврологическом институте, где с 1920 г. отделом психологии заведовал И.Д.Ермаков, активный пропагандист идей Фрейда. Для исследования детей он использовал метод свободных ассо­циаций, обращая внимание в первую очередь на эмоциональную сферу. Ермаков разрабатывал новый методический подход к анализу детского рисунка, вел работы по изучению половой жизни ребенка. С именем И.Д.Ермакова связано дальнейшее развитие и организационное оформление советского психоана­лиза. В 1921 г. под его руководством при отделе Психоневроло­гического института был открыт детский дом-лаборатория. В документах о его создании подчеркивалось, что дом-лаборатория опирается на психоаналитическое учение З.Фрейда. Здесь изуча­лись душевно здоровые дети в возрасте от года с точки зрения проявления бессознательных влечений. Главной задачей дома-лаборатории стала выработка методов изучения и воспитания полноценных в социальном смысле детей. Ермаков исходил из понимания психоанализа как метода “освобождения ущербного человека от его социальной ограниченности” [30]. Поэтому боль­шое значение он придавал новым формам воспитания в коллек­тиве, полагая, что их надо применять с самого раннего возраста. Изучению раннего периода детства, периоду наиболее сильного проявления инстинктов, лежащих в основе последующего разви­тия ребенка, уделялось первостепенное внимание.

Психоаналитическое движение в стране в это время приоб­ретало все больший масштаб. Психоаналитические группы воз­никают в Петрограде, Москве, Киеве, Одессе, Казани. Предста­вители этого направления принимали участие в работе между­народных психоаналитических конгрессов, публиковали свои материалы в зарубежных журналах и состояли членами зарубежных психоаналитических организаций. Методы психоанализа применялись в психиатрической практике, некоторые педа­гоги в школах и воспитатели в детских садах опирались на пси­хоаналитические концепции в процессе воспитания детей, осуществлялась психоаналитическая интерпретация художе­ственного творчества [24; 32; 64; 71; 72; 82].

Если на I Всероссийском съезде по психоневрологии в 1923 г. было представлено несколько сообщений членов психоанали­тических групп из Москвы и Казани, то на 2-ом психоневроло­гическом съезде 1924 г. работы психоаналитической тематики были представлены значительно шире и оказались в центре внимания.

В 20-е годы психоанализ так же как и другие направления Психологии подвергся критическому пересмотру и теоретичес­кому осмыслению с позиций марксистской философии. Многие ученые были втянуты в дискуссию о соответствии психоанали­за марксизму. П.Блонский, В.Гаккебуш, Л.Выготский, В.Волошинов, И.Сапир, Б.Быховский, М.Рейснер, А.Варьяш, А.Деборин, А.Лурия, А.Залкинд, Б.Фридман, Н.Карев, В.Юринец и др. на страницах научных и партийных изданий давали очень раз­ные оценки психоанализу. В это время по аналогии с марксиз­мом начинает широко использоваться термин “фрейдизм”, ко­торым стали называть учение Фрейда.

Члены психоаналитической ассоциации. А.Р.Лурия и Б.Д. Фридман отстаивали точку зрения на психоанализ как на науч­ный метод, чисто материалистический метод, находя в анали­тической теории и марксизме ряд методологически близких позиций. Как отмечал Лурия, психоанализ строит свою систе­му психологии, соответствующую методологическим требовани­ям современной позитивной науки, сформулированным диалек­тическим материализмом. Выступая против “недочетов и гре­хов узкоэкспериментальной психологии” он представляет собой попытку избежать ее ошибки [55, с. 171]. Как и марксизм, пси­хоанализ, согласно мнению Лурии, ставит задачу изучения це­лостной личности, механизмов ее поведения. Для него харак­терен монистический, динамический подход к личности. Вмес­то изучения отдельных функций он исследует непрерывные процессы, в которых отражается органическая связанность ре­бенка с психикой взрослого человека; им рассматривается не “человек вообще”, а изучаются детерминирующие социальные влияния на механизмы человеческой психики; вместо эмпири­ческого описана явлений сознания “так, как они нам даны” ставится задача аналитического изучения внутренней обуслов­ленности явлений, “так, как они нам не даны”, но как они мо­гут быть изучены на основе метода объективного анализа [там же, с. 174]. Утверждалось, что психоанализ построен на фунда­менте материалистического монизма, рассматривающего психи­ческие явления как разновидность органических явлений. По­этому он решает непосредственно задачу диалектического мате­риализма—изучение целостной личности и движущих сил ее психики. В психоанализе главным становится социально-биоло­гическое объяснение явлений психики; человек понимается как единый биосоциальный организм. В этом Лурия усматривал близость психоанализа марксизму как учению, ориентирован­ному на “активистический, практический” подход к изучению исторического человека, выдвигающему на первый план вопро­сы, “связанные с мотивами человеческого поведения, с механиз­мами воздействия на человека раздражении биосоциальной среды и его реакцией на них” [там же, с. 176].

Лурия считал, что в понимании природы и механизмов вле­чений учение Фрейда имеет точки соприкосновения с теорией условных рефлексов. Психоаналитический подход к проблеме личности сводится к изучению раздражении, воздействующих на организм и реакций организма на эти раздражения. Выделя­ются два вида раздражении: внешние, идущие от биологической и социальной среды, и внутренние—от физиологических про­цессов организма. Особое внимание придается второй группе малоизученных внутренних раздражении, называемых влечени­ями. Лурия подчеркивает, что влечения рассматриваются Фрей­дом в строго монистическом аспекте, т. к. они включают в себя явления чисто соматического, нервного раздражения, внутрен­ней секреции с ее химизмом, и не несут на себе психологичес­кого отпечатка. Отсюда делается вывод, что вместе с реактоло­гией и рефлексологией человека психоанализ, исследующий психические явления в плоскости учения об органических про­цессах, происходящих в целостном организме, закладывает “твердый фундамент психологии материалистического мониз­ма”[55,с.194].

Б.Д.Фридман в работе “Основные психологические воззрения Фрейда и теория исторического материализма” утверждал, что взгляды Фрейда и марксистская точка зрения на образование идеологии дополняют друг друга: марксизм изучает источники идеологических явлений, а фрейдизм—способ, психический механизм их образования. “Исторический материализм рассмат­ривает общественное “сознание” как продукт и отражение хода истории, т. е. борьбы различных “желаний” (интересов) в об­ществе. Учение Фрейда дает объяснение тому, как совершает­ся процесс образования желаний и отражения их борьбы в “го­ловах” людей под влиянием внешних обстоятельств” [81, с. 152]. Фридман оставался наиболее ярко выраженным сторонником совмещения фрейдизма с марксизмом даже тогда, когда спор приобрел политический характер борьбы за чистоту идеологии. В 1929 г. он писал: “Вопрос когда-то стоял таким образом— может ли психоанализ как психоаналитическая дисциплина лечь в основу будущей марксистской психологии? Я принадле­жу к тем, которые думают, что никакой другой метод, никакое другое направление в психологии не содержит в себе тех элемен­тов, которые нам необходимы для построения марксистской психологии” [31,с. 120].