Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 136 из 136)

Следовательно, маленький ребенок (ученик) и большой уче­ный—при всех огромных принципиальных различиях между ними—все же подчиняются единым закономерностям психи­ческого развития субъекта и его мышления. Это прежде всего закономерности элементарных психических процессов и свойств, являющиеся тем самым наиболее общими и потому действую­щими на всех уровнях умственного развития. Ребенок—тоже первооткрыватель (в простейшем смысле слова), хотя он в про­цессе обучения усваивает то, что давно и хорошо известно че­ловечеству, и делает это с помощью и под руководством взрос­лых, старший товарищей и сверстников. Помощь детям со сто­роны—необходима, но недостаточна. Она, как мы видели, действует не прямо, а только опосредствованно через внутрен­ние условия того, кому она оказывается; и лишь в меру этой его собственной активности может быть использована.

Благодаря столь существенным внутренним условиям осуще­ствляется непрерывная взаимосвязь между человеком и миром и вместе с тем создается как бы психологическая самозащита от неприемлемых для данного субъекта внешних воздействий (видов помощи и т. д.). В ходе саморазвития он весьма по-раз­ному восприимчив к различным влияниям извне, а потому нет “всеяден”, хотя и не беззащитен. В таком смысле даже детский и подростковый негативизм—при всех его отрицательных свой­ствах—может иметь и некоторое положительное значение, обеспечивая в необходимых случаях временную защиту от не­желательных внешних воздействий, в частности, от помощи со стороны взрослых и сверстников.

Педагогическая, морально-психологическая и т. д. помощь всегда необходима и полезна ребенку, но она может способство­вать его саморазвитию лишь при вышеуказанных строго опре­деленных условиях.

Проведенный анализ проблемы субъекта (т. е. человечества и внутри него различных групп и индивидов) свидетельствует о том, что такой анализ закономерно включается в контекст со­поставления гуманистической и тоталитарной позиций. Поэто­му особенно важно все глубже раскрывать изначальные социаль­ность и активность человеческого индивида, становящегося субъектом в процессе бесконечного многообразия взаимосвязей между человеком и обществом. Социальность не сводится к вли­янию последнего на индивида. Необходимо учитывать и иссле­довать не только влияние общества на индивида, но и индиви­да на общество, членом которого он всегда является.

Именно субъектный (в частности, субъектно-деятельностный) подход направляет исследование на изучение целостности чело­века.

Целостность субъекта есть основание для системности всех его психических качеств. Данный онтологический план определяет гносеологическую основу рассматриваемой проблемы, т. е. раз­работка психологии субъекта (индивидуального, группового и т. д.)—это путь к установлению единства психологической науки.

Литература

1. 1. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М. 1980.

2. 2. Абульханова-Славская К.А. и Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. М. 1989.

3. 3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж. 1996.

4. 4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984.

5. 5. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М. 1991.

6. 6. Мышление: процесс, деятельность, общение. М. 1982.

7. 7. Психологический словарь. М. 1983.

8. 8. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представ­ления. М. 1996.

9. 9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М. 1957.

10. 10. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. 1959.

11. 11. Субъект и социальная компетентность личности. М. 1995.

12. 12. De Groot A.D. Unifying Psychology: A European View // New Ideas in Psychology. 1990. Vol. 8. №3.

13. 13. Staats A.W. Unified Positivism and Unification Psychology // American Psychol­ogist. 1991. №9.

14. 14. Unity or Diversity of Psychology // International Journal of Psychology & Special issue (№ 5). 1992. Vol. 27.