Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 49 из 136)

Я самоопределяюсь во всех своих отношениях к людям, в от­ношении своем ко всем людям—к человечеству как совокуп­ности и единству всех людей. И лишь в единстве человечества определяется и осуществляется этический субъект. Человече­ство есть предпосылка и объективный приус для человека как нравственного субъекта.. Вне человечества и до или помимо него не существует человека как нравственной личности” [там же, с. 252-253].

Всю эту очень глубокую и до сих пор весьма актуальную сис­тему идей о субъекте и его деяниях Рубинштейн последователь­но развивает дальше в своей вышеупомянутой статье 1922 г. Эта статья—насыщенная и сложная по содержанию —требует для своего правильного понимания вдумчивого, внимательного и кри­тического чтения. Прежде всего надо иметь в виду, что она на­писана преимущественно в контексте гносеологической пробле­матики и потому ее исходные онтологические основания специ­ально и систематически раскрывались в других частях вышеуказанной рукописи Рубинштейна, а в данной статье они представлены предельно кратко и иногда недостаточно отчетли­во. Но в целом общая исходная позиция автора ясна: существует “объективное бытие, некоторое самостоятельное целое”, относи­тельно завершенное и имеющее “в себе обоснованное существо­вание”. Задача науки состоит в том, чтобы познать бытие—“по­знать то, что есть, так, как оно есть”. С этих позиций в статье аргументированно и справедливо критикуется “общая схема” иде­ализма, который превращает бытие только в содержание созна­ния, мир—только в “мое” представление.

На такой основе Рубинштейн раскрывает сложнейшую диа­лектику объективного и субъективного, т. е. одну из главных характеристик деятельности (прежде всего познавательной). По его мнению, недостаточно ограничиваться слишком общим ут­верждением, что объективность знания состоит в независимос­ти его предмета от познания. Он показывает, что в “реалисти­ческой” философской системе (т. е. по существу в метафизичес­ком материализме), например у Д.Локка, это общее утверждение ошибочно конкретизируется через соотношение вторичных (субъективных) и первичных качеств, поскольку лишь первич­ные относятся к объективному бытию. Рубинштейн справедли­во критикует подобные неверные точки зрения за то, что они устанавливают как бы “обратную пропорциональность” между субъективным и объективным в познавательной деятельности субъекта: чем больше сфера познаваемого содержания (напри­мер, вторичные качества) обнаруживает свою зависимость от познающего субъекта, тем дальше соответственно этому отодви­гается сфера объективного бытия.

В данном отношении особенно резкой критики, по мнению Ру­бинштейна, заслуживает позитивизм, доводящий до предела вы­шеуказанную обратно пропорциональную зависимость. С точки зрения позитивиста (и в частности, эмпирика), объективным может быть лишь то, что дано непосредственно, т. е. помимо по­знавательной деятельности субъекта, которая тем самым как бы стремится к нулю (если же знание получено в результате такой деятельности, оно признается лишь субъективным и потому не­адекватным). Очень отчетливо эта позитивистская трактовка объективности выступает на примере чувственного познания. Последнее ошибочно характеризуется как чистая рецептивность, т. е. полная пассивность и антипод (отрицание) деятельности. В итоге деятельность вовсе изгоняется из познания, поскольку она, будучи всегда субъективной (т. е. осуществляемой только субъектом), якобы лишь искажает объективность знания. Но тогда неизбежен конфликт между объективностью знания и творческой самодеятельностью субъекта. Разрешение данного конфликта и является главной задачей статьи.

Таким образом, критикуя и преодолевая локковскую, пози­тивистскую, а затем также и кантовскую теории, Рубинштейн показывает, что все они в той или иной степени пытаются реа­лизовать общий критерий объективности познания, но делают это неправильно, поскольку не учитывают подлинной диалек­тики объективного и субъективного, характеризующей любую деятельность субъекта. Иначе говоря, Рубинштейн возражает здесь не вообще против вышеуказанного критерия объективно­сти знания, а только против ошибочных трактовок этого кри­терия. Например, он справедливо критикует Канта за то, что для него данный критерий выступает лишь как негативный и чис­то внешний—без учета сложнейших содержательных соотно­шений между субъектом и объектом, раскрываемых в ходе деятельности даже на уровне чувственности, не являющейся тем самым пассивной рецептивностью. Особенно важна и до сих пор весьма актуальна критика Рубинштейном известного кантовского положения о том, что “связь—единственное из представ­лений, которое не может быть дано объектом”. Автор преодо­левает это неверное положение Канта, противопоставляя ему иное,—правда, как он сам пишет, еще довольно абстрактное— понимание объективности: объективность какого-либо комплек­са содержаний должна определяться взаимоотношениями эле­ментов того же комплекса, тем самым завершенного в своем соб­ственном содержании. Иначе говоря, элементы его содержания не являются внешними друг для друга; напротив: они включа­ются друг в друга и отношения, существенные для данного объекта, не находятся вне его (вопреки Канту).

На этой основе Рубинштейн стремится преодолеть справед­ливо критикуемый им конфликт между объективностью знания и творческой самодеятельностью субъекта. По его мнению, меж­ду ними нет антагонизма: объективность не только не исклю­чает, а, наоборот, предполагает творческую самодеятельность, поскольку объективное знание не должно быть пассивным со­зерцанием непосредственной данности; оно является конструк­тивным, т. е. конструируется, создается, формируется в ходе творческой самодеятельности. Тем самым между объективным и субъективным намечается как бы “прямая (а не обратная) про­порциональность”: чем более активен в своей деятельности ^субъект, тем более объективным становится конструируемое им 'знание об объекте. Рубинштейн тоже ратует за объективизм, который познает “то, что есть, так, как оно есть”, но он не отож­дествляет его с пассивизмом, который “приемлет то, что дано, так, как оно дано”.

Всю эту сложнейшую проблематику Рубинштейн разработал намного более глубоко, детально и четко в своих последующих рукописях, статьях и книгах, и прежде всего в обеих своих фи­лософских монографиях “Бытие и сознание” (1957) и “Человек и мир” (1973), где были наиболее строго и точно соотнесены друг с другом онтологический (бытие) и гносеологический (объект) аспекты проблемы (подробнее см. дальше). Именно с таких по­зиций Рубинштейн и разработал свою концепцию субъективно­го и объективного, субъекта и объекта, деятельности субъекта и т. д. По его мнению, объективный и субъективный идеализм, а в конечном счете также антипсихологизм и психологизм связаны с довлеющей над этими философскими направлениями ложной альтернативой, согласно которой содержание знания либо объективно—и тогда оно существует помимо познаватель­ной деятельности субъекта, либо оно есть продукт этой деятель­ности—и тогда оно только субъективно. Между тем в действи­тельности никакие идеи, понятия, знания не возникают поми­мо познавательной деятельности субъекта, что не исключает, однако, их объективности. Объективность знания не предпола­гает того, что оно возникает помимо познавательной деятельно­сти человека; все идеальное содержание знания—это и отра­жение бытия, и результат познавательной деятельности субъек­та. Необходимо различать 1) субъективность психического как принадлежащего субъекту и 2) субъективность как неполную адекватность объекту познания. В первом смысле слова вся пси­хика человека и его познание—всегда субъективны. Всякое на­учное понятие есть и конструкция мысли, и отражение бытия [183, с. 41-70 и др.].

Ясно теперь, что зародышем всей этой философско-психологической концепции (хотя во многом еще не совершенным) и яв­ляется статья 1922 г. В конце статьи Рубинштейн раскрывает уже совсем общее понимание деятельности (не только познава­тельной) в соотношении с личностью и дает первую формули­ровку своего будущего принципа единства сознания и деятель­ности: “Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творчес­кой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что оно дела­ет, можно определять то, что он есть: направлением его деятель­ности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, пе­дагогики в большом стиле” [172, с. 106].

В процитированной весьма сжатой формулировке явственно содержится уже зрелый зародыш всей будущей теории Рубин­штейна, которую он неотступно разрабатывал на протяжении последующих почти 40 лет непрерывных размышлений. Глав­ная идея этой теории состоит в том, что человек и его психика формируются, развиваются и проявляются в деятельности. По мнению Рубинштейна, деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) дея­тельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она все­гда—творческая и 4) самостоятельная. Отметим пока очень кратко, что самостоятельность здесь вовсе не противостоит со­вместности. Напротив, именно в совместной деятельности реа­лизуется ее самостоятельность. Рубинштейн уже в этой статье 1922 г. исходит из того, что, например, учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учениками.

Лишь при таком широком и многостороннем подходе к дея­тельности можно раскрыть ее формирующую, созидательную роль в развитии человека. “В творчестве созидается и сам творец,— подчеркивает Рубинштейн.—Есть только один путь—если есть путь—для создания большой личности: большая работа над большим творением. Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет...” [172, с.106].