Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 53 из 136)

С позиций рубинштейновского варианта деятельностного подхода по-новому разрабатываются прежде всего психологические проблемы личности и ее жизненного пути. Любая дея­тельность человека исходит от него как личности, как субъекта этой деятельности. Именно в деятельности личность и форми­руется и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельно­сти ее предпосылкой, она выступает вместе с тем и ее резуль­татом. Единство деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, состоит в единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями лич­ности. Поэтому изучение психологической стороны деятельно­сти есть изучение психологии личности в ходе ее деятельно­сти (подробнее см. [180, с. 619-622]. Тем самым деятельностный принцип и личностный подход в психологии—это не два разных принципа, а один, поскольку деятельностный подход сразу же выступает как личностный, как субъектный (деятель­ность, изначально практическая, осуществляется только субъектом—личностью, группой людей и т. д., а не животным и не машиной). Тот факт, что психические процессы человека суть проявления его личности, выражается прежде всего в том, что “они у человека не остаются только процессами, соверша­ющимися самотеком, а превращаются в сознательно регулиру­емые действия или операции, которыми личность как бы ов­ладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач” [там же]. Например, непроизволь­ное запечатление развивается в сознательно регулируемую де­ятельность заучивания.

В ходе психологического исследования субъект и его деятель­ность конкретизируются для Рубинштейна прежде всего как личность, осуществляющая ту или иную деятельность (учебную, игровую, трудовую и т. д.) и формирующаяся в ней. Функцио­нирование и развитие восприятия, мышления, речи и т. д. про­исходят только в ходе всего психического развития личности и вне его не могут быть правильно поняты. Применительно к че­ловеку все в целом “психологическое развитие является каче­ственно специфическим компонентом общего развития личнос­ти, определяемого совокупностью реальных конкретно-истори­ческих отношений, в которые включен человек” [176, с. 487]. Таков, по Рубинштейну, исходный пункт психологичского изу­чения личности и ее деятельности, которое он начал система­тически осуществлять в своей программной статье “Проблемы психологии в трудах К.Маркса” (1934), в “Основах психологии” (1935) и в последующих монографиях.

Этот свой личностно-деятельностный подход Рубинштейн со­поставляет с наиболее влиятельными тогда теориями личности. Он прежде всего отмечает большую заслугу З.Фрейда и А.Ад­лера в постановке проблемы психологического развития чело­века в процессе становления сознательной личности [176, с. 486], но принципиально не соглашается с их решением данной про­блемы. Как известно, теория Фрейда и отчасти Адлера исходит из признания влечений в качестве могущественной силы психи­ческого развития. Но особенность влечений, подчеркивает Ру­бинштейн, заключается в том, что идущий от них импульс к дей­ствию и его направление фиксированы лишь изнутри. Поэтому для Фрейда, как в конечном счете и для Адлера, цели остаются неизменными на протяжении всей жизни человека, потому что “узел” жизни завязывается лишь в раннем детстве. Фрейд и Ад­лер правы в том, что первые детские годы играют весьма суще­ственную роль во всем психическом развитии человека, но воп­реки Фрейду и Адлеру эта роль все же не должна рассматривать­ся как фатальная и самодовлеющая. И уж тем более нельзя думать, что вся остальная (после детства) жизнь есть лишь из­живание тех тенденций, которые порождены начальной ситуа­цией. По мнению Адлера, психическая жизнь человека, как дей­ствующее лицо в драме, стремится к своему пятому акту.

Рубинштейн возражает против этой главной идеи Адлера, спра­ведливо усматривая в ней телеологизм и психологизм. Согласно концепции Адлера получается, что “в реальной жизни место дей­ствующего лица в драме занимает психическая жизнь, которая превращается в самостоятельное действующее лицо; ее развитие определяет жизненный путь реальной личности” [176, с.487]. Иначе говоря, психологизм состоит здесь в том, что субъект не­правомерно подменяется его психикой, психической жизнью, вы­ступающей в качестве самостоятельного деятеля. Для Рубинш­тейна, наоборот, таким деятелем является сама личность как субъект деятельности, в ходе которой человеческая психика фор­мируется и проявляется.

На каждом данном этапе своего развития человек, его цели и мотивы выступают как результат всей предшествующей деятель­ности, в которой он формируется, и вместе с тем эту деятельность осуществляет именно он, т. е. ее субъект и причина. Разрабаты­вая всю эту систему идей, Рубинштейн преодолевает телеологизм и психологизм, широко распространенные в психологической на­уке.

Деятельность в строгом смысле слова присуща только чело­веку (но не животному). Отношение людей к условиям жизни— принципиально иное, чем у животных, поскольку эти условия, не даны человеку природой в готовом виде. В ходе всей своей истории человек сам создает их своей деятельностью, изменя­ющей природу и общество. По К.Марксу, изменяя внешнюю при­роду, человек “в то же время изменяет свою собственную при­роду” [126, т. 23, с. 188]. Иначе говоря, изначально практичес­кая деятельность, производящая материальные продукты, всегда есть целенаправленное воздействие, изменение, преобра­зование людьми окружающей действительности в ходе взаимо­действия субъекта с материальным объектом. Раскрывая эту преобразующую ролъ практической деятельности субъекта, Рубин­штейн тем самым продолжает выявлять принципиальное различие между марксовой и гегелевской, идеалистической, трактовками деятельности.

В своей статье 1934 г. Рубинштейн убедительно показывает, что ограниченность гегелевской трактовки деятельности прояв­ляется прежде всего в известной философской категории “сня­тие” (Aufheben). Для Гегеля “снятие”—это чисто идеальная операция: переход от низшей формы развития к высшей соеди­няется с диалектическим пониманием этой низшей формы как “неистинной”, несовершенной, низшей. Но, отмечает Рубинш­тейн, и после этого “снятия” низшая форма, над которой теперь надстраивается высшая, остается в полной неприкосновеннос­ти, тем, чем она была. “В процессе развития, в том числе и пси­хологического, возникновение новых высших форм связано не с осознанием неистинности, несовершенства низших форм, а с их реальной перестройкой. Развитие человека, таким обра­зом,—это не процесс надстройки над природой общественного бытия человека, это процесс “становления природы человеком” [174,с.12].

Например, в ходе антропогенеза и истории человек и его пси­хика развиваются не путем надстройки высших, человеческих потребностей и чувств над низшими, животными инстинктами, а путем перестройки последних и вовлечения всей психики в процесс совместной деятельности, вообще в процесс историчес­кого развития. Любое прогрессивное развитие есть преобразо­вание низшего по мере возникновения высшего, а не надстраивание второго над первым. Такую трактовку развития, в част­ности снятия как одной из его характеристик, Рубинштейн разрабатывал на протяжении всей своей творческой жизни. В том же ключе эту проблему продвигают сейчас его ученики, а также Я.А.Пономарев [158]. Тем не менее в философской и пси­хологической литературе все еще недостаточно учитывается по­нимание снятия как перестройки, а не надстройки в процессе развития и, в частности, в ходе деятельности (см., например, ста­тьи “Снятие” в Философской энциклопедии, т. 5 (1970) и в Фи­лософском энциклопедическом словаре (1983)).

Это преодоление традиционной, идущей от Гегеля трактов­ки снятия как надстройки особенно существенно для Рубинш­тейна потому, что оно позволяет предельно четко выявить пре­образующий (перестроечный) характер практической деятель­ности субъекта, неразрывную связь теории и практики. Он всегда исходил из того, что “вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые,—это вместе с тем и практичес­кие вопросы большой значимости” [183, с.З]. Всякое познание, как бы “теоретично” оно ни было, имеет и не может не иметь отношения к жизни, к практике, к судьбам людей, поскольку оно раскрывает нам действительность и обусловливает возмож­ность действовать в ней. Следовательно, теоретическое позна­ние—это тоже знание практическое, но только более далекой и широкой перспективы. Любая правильная теория—пусть даже очень абстрактная и сложная—в общем итоге всегда ста­новится незаменимой и необходимой для практики, но, конеч­но, далеко не всякая практика нужна для развития теории. Практика питает и проверяет теорию, а теория обобщает прак­тику и руководит ею. Таким же является, в частности, и соот­ношение между психологической теорией (вообще наукой) и учебно-воспитательной работой.

На всех этапах своего творческого пути Рубинштейн конкрет­но показывал, что психическое необходимо включено во взаи­модействие человека с миром, выступающее прежде всего в ка­честве деятельности. Но на каждом новом этапе исследования он находил все более глубокие характеристики этого взаимодей­ствия и той роли, которую в нем играет психическое. Так шаг за шагом углублялась трактовка внешних и внутренних усло­вий развития человека и его психики, соотношения обществен­ного и индивидуального и т. д. Соответственно продвигалось вперед и изучение личности, восприятия, памяти, речи, мыш­ления и т. д., основанное на методологическом принципе един­ства сознания (вообще психики) и деятельности.