Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 57 из 136)

Очевидно, только строгая научность, т. е. прежде всего под­линно объективный метод-исследования, неотделимый от эле­ментарного чувства историзма и принципа историзма, открывает возможность для все более последовательного преодоления субъективизма в науке — конъюнктурщины, политизации и иде­ологизации. Это очень важно учитывать еще и потому, что те­перь на смену .старому (сталинистскому и неосталинистскому) догматизму приходит догматизм новый, который нередко дей­ствует по принципу “все наоборот”: то, что раньше отвергалось, теперь лишь поэтому превозносится, а то, что считалось хоро­шим, ныне просто отбрасывается с порога. Вместе с тем второй из них применяет те же методы, что и первый. Иначе говоря, оба, казалось бы, противоположных типа догматизма тем не менее тождественны в том, что уходят от подлинно научного анализа, подменяя его откровенной конъюнктурщиной, избега­ют диалога, полемики, дискуссий, искажают тексты догмати­зируемых авторов, насаждают монополизм и другие способы борьбы с инакомыслящими.

Например, сейчас даже некоторые отечественные авторы пы­таются отвергнуть прежние и современные теории (в том числе и представленные в книгах, опубликованных в конце 80-ых го­дов) лишь на том основании, что в них позитивно используется термин “диалектический материализм”. Опять научный анализ существа проблемы подменяется бездумной ориентировкой по чисто формальным и изначально заданным признакам.

Поэтому особенно важно учитывать, что даже в нашей стра­не при всех трагических превратностях ее судьбы необходимо четко различать две взаимосвязанные, но все же отнюдь не тож­дественные линии в истории и современном состоянии любой науки и, в частности, психологии. Это, во-первых, внешние ус­ловия, т. е. политические, идеологические, социально-экономи­ческие и т. д.; во-вторых, внутренняя логика развития самих наук (раньше о ней пренебрежительно отзывались у нас как о филиации идей, требуя подменить ее анализ рассмотрением прежде всего социально-политического и экономического поло­жения, якобы непосредственно и однозначно предопределя­ющего всю эволюцию науки). Именно эта внутренняя логика в. той или иной степени пробивала себе дорогу, обеспечивая раз­витие психологии даже во внешних условиях нечеловечески трудных послеоктябрьских десятилетий. Примерами могут слу­жить отчасти культурно-историческая теория высших психоло­гических функций, разработанная Л.С.Выготским и его школой;

концепция субъекта, его деятельности и психического как про­цесса, созданная СЛ.Рубинштейном и его учениками; теория установки Д.Н.Узнадзе и его продолжателей и т. д.

Многие из этих научных достижений получили международ­ное признание. Например, теория деятельности, разработанная в разных направлениях С.Л.Рубинштейном (начиная с 1922 г.), М.Я.Басовым (во второй половине 20-х годов), А.НЛеонтьевым (с середины 30-х годов), затем Б.Г.Ананьевым, Б.М.Тепловым, А.А.Смирновым и др. вызывает большой интерес и получает дальнейшее развитие не только в нашей стране, но и за рубежом. Как уже выше говорилось, в процессе создания этой теории СЛ.Рубинштейн, затем А.Н.Леонтьев и др. использовали и конкретизировали в интересах психологии то ценное, что было в не­мецкой классической философии и в философии Маркса.

В результате методологических, теоретических, эксперимен­тальных и прикладных исследований уже в 30-50-ые годы были созданы первые основные и очень разные варианты теории дея­тельности. Это стало возможным, конечно, лишь в психологии, но не в советской философии, ибо в условиях сталинистского то­талитаризма философы не могли развивать категорию деятель­ности, поскольку по понятным причинам она отсутствовала в “философском” лексиконе главного “философа” страны Стали­на. Вот почему теория деятельности первоначально создавалась на протяжении нескольких десятилетий именно в психологии, так как последняя в отличие от философии, истории и т. д. на­ходилась не в центре, а на периферии официальной идеологии. (Например, при Сталине Рубинштейн публиковал только свои психологические монографии и лишь после его смерти начал издавать также и свои философские труды; а свои работы 10-ых и 20-х годов он никогда не мог даже упоминать).

Советские философы приступили к систематической, весьма Плодотворной и все более обобщенной разработке проблемы дея­тельности на рубеже 60-70-ых годов.

С 80-ых годов вся в целом теория деятельности, развитая фи­лософами, психологами, социологами, педагогами и т. д., зас­луженно привлекает к себе внимание многих наших зарубеж­ных коллег—специалистов в области соответствующих гума­нитарных и общественных наук, которые все более активно участвуют в ее изучении и дальнейшей разработке. По их ини­циативе проведено уже 3 Международных конгресса по теории деятельности (1986, Западный Берлин; 1990, Финляндия; 1995, Москва) в рамках Международной постоянной конференции по исследованиям в области теории деятельности (International Standing Conference for Research on Activity Theory - ISCRAT).

Этот яркий пример заслуженно высокой оценки теории дея­тельности, которую (теорию) некоторые наши психологи нача­ли успешно разрабатывать еще в тяжелейших условиях сталинщины, особенно отчетливо характеризует очень противоречивую историю и современное состояние психологической науки.

С одной стороны, в середине 30-х годов многие психологи (прежде всего психотехники, т. е. специалисты в области пси­хологии труда) были арестованы, сосланы и даже расстреляны, ряд важнейших отраслей психологии подпали под запрет (соци­альная, историческая, юридическая и т. д. психология, психо­анализ, педолология и др.). Невосполнимый урон нашей науке нанесли также идеологические кампании, погром и разгон спе­циалистов, связанные с лысенковщиной, с так называемой “пав­ловской” сессией АН СССР и АМН СССР в 1950 гг., с борьбой против космополитизма и т. д.

Но, с другой стороны, как мы уже видели, даже в условиях этих убийственных гонений многие советские психологи муже­ственно и успешно продолжали развивать свою многострадаль­ную науку в единстве ее теоретических, экспериментальных и прикладных разделов и даже в некоторых отношениях органи­зационно ее укрепляли.

При всех недостатках и ограничениях в развитии нашей на­уки в СССР на протяжении послеоктябрьских десятилетий со­ветские психологи очень много сделали для разработки на ми­ровом уровне фундаментальных и прикладных проблем. Это особенно важно сейчас подчеркнуть, потому что — как ни странно — некоторые коллеги пребывают теперь в состоянии растерянности, поскольку они восприняли неизбежный к 1991 г. провал официальной идеологии и догматизированной при­митивной философии как крах психологической науки в нашей стране. Но для этого нет оснований, ибо даже в самые крова­вые годы сталинщины те специалисты, которые честно и твор­чески относились к своей работе, несмотря ни на что сумели в основном сохранить и продолжить необходимый уровень науч­ности в развитии многострадальной психологии.

При всей прежней идеологизированности психологической науки (в нашей стране) в ней было и остается прочное научное ядро, инвариантное любой политической конъюнктуре и даже при Сталине уверенно отделяемое наиболее квалифицированны­ми и честными специалистами от всяческих идеологических наслоений.

Вместе с тем нельзя, конечно, не признать, что в эпоху тота­литаризма было немало психологов, которые подобно многим представителям других наук искренне или чисто конъюнктурно, сознательно или не(вполне) осознанно принимали и приме­няли официальную идеологию и философию. Поэтому и по сей день некоторые из отечественных психологических теорий со­держат в себе значительные пережитки и даже рецидивы тота­литаризма. Тем важнее подчеркнуть мужество и высочайший профессионализм ученых, которые даже в отчаянно трудных условиях сталинизма и неосталинизма сумели развивать науку, добиваясь непреходящих результатов.

Во время хрущевской “оттепели” во второй половине 50-х го­дов Рубинштейн совершил “тихую” революцию в философии и отчасти связанной с ней теоретической психологии, существенно определившую всю разработку проблемы субъекта. Рубинштейн убедительно показал, что в отличие от раздражителей объект выделяется (внутри бытия) только субъектом в ходе общения и деятельности и потому существует лишь для него, т. е. нет объекта без субъекта. Это объект действия и познания. Объект и бытие при всей их взаимосвязи отличаются друг от друга. “Бытие существует и независимо от субъекта, но в качестве объекта оно соотносительно с субъектом. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся объектом по мере того, как субъект вступает в связь с вещью и она выступает в процессе познания и действия как вещь для нас” [183, с. 57].

Это фундаментльное положение составляет одно из оснований оригинальной философско-психологической концепции Рубин­штейна и его школы. Процитированная новаторская идея Ру­бинштейна, которую он безуспешно пытался опубликовать еще в 1946-1947 гг. [194, с. 410-412], разрушила один из главных устоев всей нашей официальной философии, ошибочно усмот­ревшей первородный грех и главный порок идеализма в утвер­ждении, что без субъекта нет объекта (см. прежде всего [98, т. 18; с. 79-84; об этом см. также [6; 38]). Это правильное утверж­дение неправильно отождествлялось со справедливо критикуе­мым положением о том, что природа не существовала до и без человека. В итоге официальная философия сама себя завела в тупик. Выход из него возможен лишь при вышеуказанном раз­личении бытия и объекта, субъекта и объекта, объекта и раз­дражителя и т. д. Оно и составляет онтологическую и гносео­логическую основу всего субъектно-деятельностного подхода (но, конечно, концепция Рубинштейна и его школы не сводится к теории деятельности; он всегда был против “деятельностного редукционизма”, т. е. против сведения всей активности человека лишь к деятельности. Б.ФЛомов тоже категорически возражал против такой редукции).