Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 101 из 136)

2. Изучение когнитивно-оценочных аспектов внутригрупповой активности, где за показатель сплоченности берется степень согласования (сходства) различных по характеру представлений, ориентации или интересов членов группы. Чем выше мера подобного сходства, тем выше уровень сплочения группы. (Донцов ссылался, в частности, на другой, чем Шпалинского, вариант изучения ценностно-ориентационного единства Р.С.Вейсманом, который выявлял его по мере единообразия в выборе личност­ных качеств).

3. Изучение условий оптимальности группового взаимодей­ствия, нацеленного на решение стоящих перед группой задач. Донцов отнес к этому направлению работы Обозова, выявивше­го степень подобия точностных и скоростных характеристик ис­пытуемых, связанных с успешностью деятельности.

Резюмирую представленность этих аспектов в концепции Пет­ровского, Донцов отметил, что она является многоуровневой. Пер­вый поверхностный уровень образуется межличностными эмоци­онально-контактными отношениями, не опосредованными содер­жательной стороной совместной деятельности, второй— опосредован ценностными характеристиками коллективной де­ятельности, являющимися показателями уровня развития самой группы и, наконец, третий—ядерный слой образуется связями и отношениями “ответственной зависимости” (которые, заметим, были выделены еще Макаренко), т. е. совокупностью групповых характеристик, определяемых конкретной целенаправленной деятельностью. А состояние сплоченности может быть свойствен­но каждому из указанных слоев. Он отметил, что данные полу­ченные Шпалинским, Ю.Л.Неймером, а также Будаси и Вайсманом относятся к характеристикам второго слоя.

Для характеристики третьего слоя, по мнению Донцова, не­обходимо понимание предметного (по А.Н.Леонтьеву) характе­ра деятельности, поскольку учет целеполагания не исчерпыва­ет предметности социальной деятельности. По мнению Донцо­ва, предметность выступает основой социально-психологической интеграции коллектива, а ценностные характеристики предмет­ности совместной деятельности обусловливают включенность данной социальной группы в систему общественных отношений. Для проверки такого суждения Донцовым был использован ме­тодический прием, который состоял в выявлении мотивационного ядра выбора (отражающего позицию учителей в отношении учеников как объектов воспитания и коллег как членов профес­сиональной группы) и сводился в варианте А к характеристике учителем школьников, а в варианте Б—к характеристике учи­телем учителей. Оказалось, что согласованность реальных оце­нок учащихся выше, чем согласованность представлений об идеальном облике ученика, а в случае Б была получена обратная зависимость. Дальнейшая дискуссия между Донцевым и Петров­ским касалась интерпретации этих данных в свете критерия предметности деятельности и его специфичности для тех или иных профессиональных отношений [22, с. 67-72].

Существенным развитием стратометрической концепции Пет­ровского Донцовым явилось указание на интегративнность груп­повых процессов в силу их включенности в общественные отноше­ния. Таким образом, Донцов предложил иной, идущий от интер­претации конкретной модели подход к пониманию общественных отношений.

Следует заметить, что все направление исследований Петров­ского непосредственно переходило от изучения детских и сту­денческих коллективов к трудовым, без учета принципиальной разницы между ними, которая и была выявлена в последующем ходе развития теории коллективов в отечественной социальной психологии и определенного способа интерпретации обществен­ных отношений, лежащих в их основе.

Как резюмирует сам Петровский, значение его концепции для отечественной психологии заключалось в распространении прин­ципа деятельности, образующего центральное звено марксисткого общепсихологического понимания человека, на область со­циальной психологии коллектива. Андреева определяет теорию деятельностного опоспредования межличностных отношений как молодую.

Можно сказать, что эта концепция явилась выражением, в свою очередь, этапа молодости и самой отечественной социаль­ной психологии. Вместе с тем, оценивая ее историческое значе­ние с сегодняшних позиций, отметим, что без построения такой модельной теории, идущей от концепта к модельного же типа экспериментам, по характеру приближающимся к американс­ким образцам разнообразных вариаций групповых отношений, было бы невозможно перейти к изучению полидетерминирован­ности и противоречий развития и динамики реальных коллек­тивов и построению их типологии, отвечающей принципам ре­ализации общественных отношений. Деятельностное опосредование эмпирически в основном было конкретизировано через ценности, что было свойственно эпохе сохраняющегося социаль­ного оптимизма, который уже шел на спад, судя по исследова­ниям удовлетворенности—неудовлеторенности в реальном про­изводстве. Иными словами, в самой конкретике подхода Петровского в сравнении с прекрасно проанализированными им запад­ноевропейскими и американскими работами, реализовались лучшие ценностные—и в этом смысле идеальные характерис­тики нашего общества, воплощенные в коллективизме. Он—в известном смысле так же, как (в основном) и ленинградские пси­хологи,—выбрал в качестве объекта исследования идеальную модель, оставив в стороне реальные трудовые и производствен­ные коллективы. Однако, как покажет наш дальнейший анализ, из концепции Петровского можно было бы вывести далеко идущую гипотезу: а мог ли существовать подлинный коллективизм в системе социальных и прежде всего производственных (а не профессиональных) отношений или же он существовал только там, где держался на энтузиазме людей, на их ценностях, пласт которых и вобрал в свое определение коллектива Петровский?.

Концепция Петровского оказалась также интересной тем, что она представила социально-психологический способ реализации деятельностного подхода и один вариант связи общения и дея­тельности (если иметь в виду идею Андреевой о разных спосо­бах их связи). Общение и деятельность оказались рассмотрен­ными не в виде теоретически допустимых вариантов их связи, а в конкретном времени-пространстве коллектива.

Период 60-70-ых годов, как было отмечено, начинается дис­куссиями о предмете социальной психологии и может быть оп­ределен как завершающий эти дискуссии: дискуссии прекраща­ются, уступая место исследованиям этого предмета. В середине 70-ых годов Шорохова как методолог социальной психологии суммирует, классифицирует точки зрения на ее предмет, кото­рые к тому времени устоялись. Первая точка зрения, считает она, рассматривает в качестве центральной проблемы социаль­ной психологии личность, взаимоотношение личности и коллек­тива, социально-историческую типологию людей, общение.

Вторая точка зрения берет в качестве основного предмета массовидные явления психики, коллективную психологию, психо­логию классов, наций и иных устойчивых общностей.

Представители третьей точки зрения считают, что социальная психология это наука и о групповой, массовой психологии и об особенностях поведения личности в группе [114]. Из этой класси­фикации очевидно, -что все три точки зрения—в основном—вза­имодополнительны. Она дает характеристику места социальной психологии в системе наук, различие взглядов на этот ее статус и, наконец, триединый путь развития, состоявший в развитии теории, расширении конкретных эмпирических исследовании и со­здании центров. Последний также завершается к концу 70-ых.

В качестве некоторого четвертого “русла” может быть назва­но зарождение в социальной психологии направления политичес­кой психологии (Ю.А.Шерковин [115], С.К.Рощин), критического анализа западно-европейской и американской психологии (П.Н.Шихирев и др.), а также все развивающейся проблемати­ки психологии и социальной психологии управления (Рубахин, Ломов, Журавлев и др.). Это четвертое “русло” позволяет выя­вить возникновение тенденции к дифференциации социальной психологии. Эта дифференциация была имплицитно заложена в различии взглядов на сам предмет, разнообразии организацион­ных психологических центров (Москва, Ленинград, Минск, Курск и т. д.), в различии предметов исследования.

Как отмечалось, социальная психология вследствие длитель­ного периода ее запрета не испытала столь сильного идеологи­ческого влияния как проблемы общей психологии и психологии личности. Однако именно в области социально-психологического исследования личности это влияние проявилось достаточно чет­ко, в силу чего разработка проблем социальной психологии лич­ности не может не рассматриваться в этом социально-историчес­ком контексте. В 1973 г. вышла в свет книга Г.Л.Смирнова “Советский человек” [90], которая стала, с одной стороны, сво­еобразным идеологическим программным документом для уче­ных, работающих в данной области, с другой—предложила та­кой взгляд на личности, который отвечал коммунистической, партийной трактовке этики и морали. Мораль рассматривалась как составляющая идеологических отношений и в этом качестве проецировалась на определение личности.

Первой попыткой немного отойти от такой трактовки была вы­шедшая год спустя книга Архангельского “Социально-этические проблемы теории личности” [7], в которой появляются катего­рии субъекта нравственных отношений и представление не только о моральных обязанностях, но и правах, что явилось косвенной характеристикой такого субъекта, а нравственность трактовалась не только как особенность сознания, но и деятельности.

Значительной данью нравственно-этическому подходу к лич­ности со стороны социологов было включение Ядовым ценнос­тей в качестве высшего уровня в его диспозиционную теорию личности. Однако сближению этической и личностной пробле­матики препятствовала существовавшая в общественном сознании социологизация и идеологизация морали как формы обще­ственного сознания, несмотря на то, что ряд глубочайших прин­ципов субъектного подхода к этическим проблемам был выска­зан в вышедшей к тому времени работе Рубинштейна “Человек и мир” [86] и Дробницкого “Понятие морали” [25].