Следовательно, маленький ребенок (ученик) и большой ученый—при всех огромных принципиальных различиях между ними—все же подчиняются единым закономерностям психического развития субъекта и его мышления. Это прежде всего закономерности элементарных психических процессов и свойств, являющиеся тем самым наиболее общими и потому действующими на всех уровнях умственного развития. Ребенок—тоже первооткрыватель (в простейшем смысле слова), хотя он в процессе обучения усваивает то, что давно и хорошо известно человечеству, и делает это с помощью и под руководством взрослых, старший товарищей и сверстников. Помощь детям со стороны—необходима, но недостаточна. Она, как мы видели, действует не прямо, а только опосредствованно через внутренние условия того, кому она оказывается; и лишь в меру этой его собственной активности может быть использована.
Благодаря столь существенным внутренним условиям осуществляется непрерывная взаимосвязь между человеком и миром и вместе с тем создается как бы психологическая самозащита от неприемлемых для данного субъекта внешних воздействий (видов помощи и т. д.). В ходе саморазвития он весьма по-разному восприимчив к различным влияниям извне, а потому нет “всеяден”, хотя и не беззащитен. В таком смысле даже детский и подростковый негативизм—при всех его отрицательных свойствах—может иметь и некоторое положительное значение, обеспечивая в необходимых случаях временную защиту от нежелательных внешних воздействий, в частности, от помощи со стороны взрослых и сверстников.
Педагогическая, морально-психологическая и т. д. помощь всегда необходима и полезна ребенку, но она может способствовать его саморазвитию лишь при вышеуказанных строго определенных условиях.
Проведенный анализ проблемы субъекта (т. е. человечества и внутри него различных групп и индивидов) свидетельствует о том, что такой анализ закономерно включается в контекст сопоставления гуманистической и тоталитарной позиций. Поэтому особенно важно все глубже раскрывать изначальные социальность и активность человеческого индивида, становящегося субъектом в процессе бесконечного многообразия взаимосвязей между человеком и обществом. Социальность не сводится к влиянию последнего на индивида. Необходимо учитывать и исследовать не только влияние общества на индивида, но и индивида на общество, членом которого он всегда является.
Именно субъектный (в частности, субъектно-деятельностный) подход направляет исследование на изучение целостности человека.
Целостность субъекта есть основание для системности всех его психических качеств. Данный онтологический план определяет гносеологическую основу рассматриваемой проблемы, т. е. разработка психологии субъекта (индивидуального, группового и т. д.)—это путь к установлению единства психологической науки.
Литература
1. 1. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М. 1980.
2. 2. Абульханова-Славская К.А. и Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. М. 1989.
3. 3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж. 1996.
4. 4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984.
5. 5. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М. 1991.
6. 6. Мышление: процесс, деятельность, общение. М. 1982.
7. 7. Психологический словарь. М. 1983.
8. 8. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. М. 1996.
9. 9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М. 1957.
10. 10. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. 1959.
11. 11. Субъект и социальная компетентность личности. М. 1995.
12. 12. De Groot A.D. Unifying Psychology: A European View // New Ideas in Psychology. 1990. Vol. 8. №3.
13. 13. Staats A.W. Unified Positivism and Unification Psychology // American Psychologist. 1991. №9.
14. 14. Unity or Diversity of Psychology // International Journal of Psychology & Special issue (№ 5). 1992. Vol. 27.