Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 106 из 136)

С помощью этой структуры и критерия соответствия или пре­пятствия общественно-историческому прогрессу (следует отме­тить очень высокий уровень такой абстракции), Петровский предлагает строить типологию групп. Однако, это не типология, скажем, производственных, трудовых коллективов, а типология групп, существующих в обществе и отвечающих теоретически выделенным критериям—степени сложившейся (несложив­шейся) совместной деятельности, анти- или просоциальности опосредствующих факторов и т. д. И с позиций этой типологии, возвращаясь к группе высокого уровня развития. Петровский выделяет иерархию уровней в самом явлении совместимости. “Высший уровень сплоченности и совместимости людей в совме­стной деятельности выступает в форме ценностно-ориентационного единства, с одной стороны, и адекватности возложения ответственности—с другой” [там же, с. 378].

Благодаря интегрированности в модели Петровского межлич­ностного и личностного уровней имеет место своеобразная эво­люция проблемы социальной психологии личности, выделение которой в самостоятельную область характеризовало предше­ствующий этап развития социальной психологии: предельное сближение концепции деятельностного опосредствования меж­личностных отношений и общепсихологической теории лично­сти. Можно сказать, что такая тенденция в известном смысле снимает необходимость в рассмотрении специальной социальной психологии личности. В этой трактовке общепсихологического подхода к личности интра- и интериндивидуальные особеннос­ти составляют неразрывное единство, которое, как считает Пет­ровский, утверждал и Мерлин. Оно позволяет выдвинуть идею “трех фаз становления личности в социальной среде (микро- и макросреде)—адаптации, индивидуализации и интеграции, возникновение и протекание которых связаны с наличием социогенной потребности индивида в персонализации и с деятельностно-опосредованными возможностями удовлетворить ее в ре­ферентных группах” [там же, с. 429].

Можно сказать, что концепции коллективов и совместной де­ятельности, более дифференцированно учитывающие соци­альные реальности их сущности, изменения и функционирова­ния, и концепции, в большей мере идущие от специфических абстракций социальной психологии и учитывающие социальные детерминанты в их общей, а не конкретно- исторической фор­ме (социогенез и т. д.) не противоречат друг другу, а взаимодополняют, демонстрируя в целом разные теоретические способы моделирования социально-психологических сущностей и явле­ний, а также различные способы их эмпирического исследова­ния. Некоторым их общим ядром, несомненно, является совме­стная деятельность, рассмотренная лишь как опосредствующий, или сущностный момент, дифференцирующий обращение в од­ном случае к проблемам мотивации, активности производитель­ных сил, в конечном итоге, к характеристикам деятельности как трудовой, а в другом—лишь как отвечающий социальным це­лям и ценностям. Здесь различаются и своеобразные методоло­гические акценты—на субъекте деятельности или же на самой деятельности и ее отношениях—в другом случае. Отсюда про­сматривается тенденция к реализации соответственных субъектно-деятельностного, либо собственно деятельностного подходов.

К числу более специальных исследовательских направлений относится изучение социального восприятия, оценивания и со­циальных представлений. Как отмечалось, в 70-ые годы сфор­мировалось направление исследований общения и восприятия людьми друг друга, возглавляемое Бодалевым. В конце 70-ых годов Андреева рассматривает проблемы каузальной атрибуции в межличностном восприятии, а в 80-ых Агеев—влияние фак­торов культуры на восприятие и оценку человека человеком[I].Проблемы более высокого—познавательного уровня в общении рассматриваются Кольцовой, Бодалевым, Куницыной, а к воп­росам межличностного восприятия, оценивания в контексте оригинальной психосемантической концепции индивидуально­го сознания обращается Петренко[63].

Проблемы восприятия и понимания людьми друг друга, по­нимания неординарных социальных явлений (например, лично­сти афганца—участника войны в Афганистане), представлений о правде и лжи (Знаков), выводят исследователей к анализу те­оретических основ концепции социальных представлений Московичи (Донцов, Емельянова). К 90-ым годам оформляется тенденция рассмотреть особенности социального восприятия в контексте сравнения его внутригрупповых и межгрупповых осо­бенностей [I], т. е. культурно-специфических и групповых сте­реотипов и проинтерпретировать семантическое пространство— специфику сознания и представлений политических партий [67], а также исследовать особенности социального мышления, российского менталитета в целом и дифференциацию социальных представлений у разных слоев общества, в частности [84 и др.].

Если в 60-ых годах соотношение индивидуального и обще­ственного сознании рассматривалось в общеметодологическом ключе (Абульханова-Славская, Шорохова), то в 70-ых годах воп­рос о сознании уже конкретизировался как вопрос о психоло­гии больших групп, в частности, таких как крестьянство (Но­виков, Зотова, Шорохова), а в восьмидесятых психологи обра­тились к конкретному исследованию механизмов познания (восприятия, понимания другого человека, его оценивания и мышления о нем) и индивидуального сознания в контекстах внутригруппового и межгруппового взаимодействия, особенно­стей больших групп (партий, социальных слоев) и на основе кросскультурного сравнения и выявления особенностей мента­литета в целом. В качестве групп, сознание, ценности и рассу­док которых исследуют социальные психологи, выступают и эт­нические группы (Деркач, Кцоева, Муканов и др.).

Агеев дифференцирует собственно социальный и социально-психологический аспекты проблемы категоризации, тенденции максимизировать воспринимаемое различие между группами и минимизировать различия между членами одной и той же груп­пы, связывая первый с этноцентризмом, т. е. с отрицательным, враждебным отношением к другой группе, а второй—с самим механизмом социального восприятия[I].

На стыке проблем восприятия себя и другого, себя через дру­гого и воздействия на другого в общении построены концепция Петровской и ее центральное понятие перцептивно ориентиро­ванного тренинга, который, в свою очередь, опирается на пони­мание природы и способа организации обратной связи в межлич­ностном общении [64, 65]. А более жесткое воздействие, ориен­тированное на установки, идеи, мышление другого человека, получило свое объяснение и практически использовалось при разработке и реализации социально-психологических механиз­мов пропаганды[109].

Однако, в 80-ых годах наблюдается отход от партийно-идео­логизированной трактовки пропаганды и внимание сосредото­чивается прежде всего на самой личности, стадиях, этапах ее ре­ального политического развития (С.К.Рощин). Эта тенденция учета реального субъекта—личности (идет ли речь о воздей­ствии, влиянии, убеждении или о социальных изменениях, ин­новациях), в 90-ых годах сохраняется, нарастает и поддержи­вается исследовательскими усилиями социальных психологов коллектива Института психологии РАН, опирающимися на кон­цепцию субъекта. Из объекта и анонимного участника соци­альных процессов личность превращается в субъекта, чьи взгля­ды, диспозиции, отношения необходимо исследовать, понимать и учитывать в теории и практике. Именно такой подход был ре­ализован в разработке нового для отечественной психологии и социальной психологии направления—социального мышления личности, которое, однако, является традиционным в американ­ской и западно-европейской психологии (social cognition). Основ­ной замысел этого исследовательского направления состоял в том, чтобы выявить собственно личностные основания и меха­низмы социального мышления, проявляющегося в проблемати-зации, интерпретации, категоризации социальной действитель­ности и представлениях (репрезентации) о ней. Хотя, как отме­чалось выше, исследователи рубинштейновской школы пытались раскрыть диалектические взаимосвязи индивидуального и общественного сознания, но традиционное “истматовское” разгра­ничение этих “форм” сознания, а также традиция общепсихо­логического исследования мышления, ограничившая свой пред­мет только классическими задачами, но не интересовавшаяся за­дачами общения, проблемами социальной действительности, затрудняли выявление особенностей ума, социального интеллек­та личности как функционального механизма ее индивидуаль­ного и общественного сознания. Только обращение исследова­телей к диалогическим особенностям мышления (Брушлинский, Кучинский и др.), к особенностям познания в общении (Коль­цова и др.) к социальному познанию (Андреева) позволило пре­одолеть парадигму, согласно которой индивидуальное мышле­ние носит творческий, креативный характер, а общественное, якобы, обыденно, стереотипно и безлично.

Разработка концепции социального мышления личности в ла­боратории личности Института психологии РАН опиралась на типологический метод, который позволил исследовать реальные особенности разных типов личностей, обладающих разной сте­пенью креативности, разной способностью осознавать и решать проблемы социальной действительности, различной глубиной ее интерпретации. И все это не только в зависимости от степени развития интеллекта и использования его самой личностью, не только от способности мыслить, но и от потребности думать, привычки к интеллектуальным занятиям и, главное, от спосо­ба самосознания, интерпретации своей связи с обществом.