Проблема взаимодействия органов чувств была настолько актуальной и в экспериментах российских ученых поставлена так остро, что до сих пор привлекает пристальное внимание современных психологов (см., в частности, Сергиенко, [102]). Особенно много работ о взаимной связи органов чувств появилось в 1920-1940 г.г. Главное, на что следует обратить внимание в контексте историко-психологического анализа этих исследований— их акцент на изучении не анатомо-физиологического субстрата возбуждения органов чувств, а их психологических характеристик. Это отчетливо видно на примере зонной теории звуковысотного слуха Н.А.Гарбузова [32]. Он экспериментально доказал, что соотношение между физическим звуком определенной высоты и его восприятием не имеет точечного характера. В теоретическом плане этот факт указывает на то, что восприятие, являясь отражением действительности, оказывается не механическим дублированием внешнего мира. Восприятие это психический процесс, всегда опосредствованный деятельностью воспринимающих органов чувств. В процессе восприятия в психике субъекта возникает новообразование, появляющееся в результате сложной интеграции целого комплекса взаимодействующих физиологических и психических процессов. Следовательно, по Гарбузову, слуховое восприятие представляет собой обобщение целого ряда отраженных в нем физических данных.
Таким образом, основное, что пытались доказать отечественные исследователи,—это, во-первых, целостный характер структуры чувственного познания человека, представления о котором впоследствии воплотились в идею об интегративном единстве функциональных, операционных и мотивационных механизмов познавательных процессов; и, во-вторых, то, что деятельность органов чувств зависит не только от совокупности раздражителей, действующих на человека, но и от его высших психических процессов. Корни таких представлений не трудно найти в работах наших предшественников начала и середины века. Например, уже в статье Л.А.Шварц [115] было показано, что такая “низшая” психическая функция как цветовая чувствительность глаза заметно изменяется в зависимости от эмоционального состояния субъекта. Положительные эмоции повышают чувствительность к красному и желтому цветам и понижают цветовую чувствительность к зеленому и синему. Отрицательные эмоции вызывают противоположный эффект. Аналогичное влияние на цветовую чувствительность глаза оказывают и воспоминания о приятном и неприятном.
Такой способ научного мышления российских исследователей противостоял функционализму, стремлению к тщательному, детальному, но изолированному изучению разных компонентов познания—ощущений, восприятия, памяти и т. п. Результатом такого способа мышления психологов стали современные представления о человеке как субъекте психической деятельности, не только подвергающемся внешним воздействиям, но и активно их преобразующем, влияющим на окружающий мир.
В частности, до настоящего времени в большинстве зарубежных работ по психофизике продолжает доминировать “объектная” исследовательская парадигма и сугубо количественный подход. В методическом плане это проявляется в том, что анализируется сенсорное исполнение у “идеального наблюдателя” (как аналога технических систем и объекта воздействий со стороны экспериментатора), но его собственные психологические особенности намеренно не рассматриваются. В отечественной науке в последние годы рядом авторов (К.В.Бардин, И.Г.Скотникова, Е.З.Фришман и др.) начал систематически разрабатываться субъектно-ориентированный подход в психофизике— изучение роли собственной активности реального наблюдателя в сенсорных измерениях.
В психофизике субъектный подход базируется на теоретико-методологических традициях отечественной науки, в частности на принципе активности человека как субъекта психической деятельности, а также на богатом фактическом материале психологии ощущения и восприятия. Этот материал свидетельствует о большом значении для пороговых показателей произвольной регуляции человеком своей сенсорной деятельности (исследования школ С.В.Кравкова и А.В.Запорожца 1950-1960-х г.г.). Развитие этих идей в 1970-1980 г.г. применительно к современной психофизике позволило выявить влияние динамических форм активности наблюдателя не только на порог ощущения (суммарную характеристику сенсорного исполнения), но и на его составляющие—собственно сенсорную чувствительность и критерий принятия решения (работы К.В.Бардина, М.Б.Михалевской, Н.И.Чуприковой и других).
Систематизация и теоретическое осмысление накопленного материала оказались возможными на основе использования категории субъекта. Продуктивность последней обусловлена ее системным характером—интеграцией в себе психологических переменных, изучавшихся преимущественно в рамках разных исследовательских парадигм: когнитивной, деятельностной, индивидуально-личностной. Обоснованный и развиваемый авторами субъектный подход в психофизике [11-13] ввел количественный психофизический анализ в контекст качественного изучения психологической структуры сенсорной деятельности наблюдателя и его интра- и интериндивидуальных особенностей (исследуется влияние на результаты психофизических измерений психофизиологического уровня активированности субъекта, его мотивации, степени обученности, реально выполняемой им задачи, операциональной структуры деятельности).
Традиционное для психофизики уподобление наблюдателя техническим системам непосредственно реализовано в методах измерения чувствительности—как в классических пороговых, так и в разработанных в рамках теории обнаружения сигналов. Ранее априорно предполагалось, что работа сенсорных систем описывается фундаментальными психофизическими закономерностями, стабильными и общими для всех людей. Принималось, что испытуемый способен в своих ответах точно отражать только состояния сенсорной системы, изолированные от других переживаний, намерений, установок и т. п.; давать ответы, независимые от предыдущих и устойчивые во времени; не предпочитать какую-либо категорию ответов без специальной инструкции. В силу этого в лабораторных исследованиях фундаментального характера обычно участвовали лишь несколько тщательно обученных испытуемых (часто—сами исследователи, опытные и высокомотивированные), для которых набирался большой статистический материал. Такая стратегия исследования, а также предельная рандомизация экспериментальных переменных имели целью максимально снизить влияние индивидуально-психологических свойств наблюдателя. Тем не менее влияние утомления, установок, контекста, индивидуальных особенностей принятия решения, интерпретации инструкции было выявлено многими исследователями.
Классические пороговые методы и сегодня играют существенную роль в прикладных областях, связанных с массовыми измерениями порогов чувствительности: опто- и аудиометрии, психоакустике, инженерной психологии, медицине, кино- и фототехнике. Это обусловлено рядом преимуществ пороговых методов перед методами теории обнаружения сигналов: простотой процедур, использованием показателей, выраженных в единицах физической стимуляции, подбираемой в соответствии с индивидуальной чувствительностью наблюдателя.
Использование пороговых методов в их классических вариантах, разработанных для “идеального наблюдателя” (как в лабораторных, так и в прикладных исследованиях) закономерно порождает вопрос: насколько валидны эти методы в отношении неопытного, нетренированного испытуемого? Значение изучения данной проблемы для психофизики в целом и для развития ее субъектного направления очевидно. Известно, что специфика психофизического эксперимента—в использовании прецизионных аппаратурных методик, позволяющих строго дозированно предъявлять сенсорные сигналы. Более того, субъектно-ориентированный подход требует разработки сложных компьютерных программ для полирегистрации и анализа целого ряда аспектов сенсорной деятельности наблюдателя (точностных, временных и операциональных характеристик его сенсомоторного поведения, вербальных и моторных ответов, индивидуально-психологических особенностей и рефлексивных переживаний), математического моделирования поведения реального наблюдателя в сопоставлении с идеальным.
Авторы субъектного подхода в психофизике проводят исследования в двух основных направлениях. По обоим направлениям исследования проводятся на материале различения зрительных сигналов.
Первое направление включает экспериментально-теоретическое исследование когнитивно-стилевых свойств наблюдателя в соотношении с временными характеристиками его сенсорной деятельности, рефлексивными переживаниями уверенности-сомнительности ответов, используемыми инструментально-психологическими средствами деятельности (стратегиями решения, сенсорными и сенсомоторными операциями). Иначе говоря, акцент делается на изучении психологических детерминант когнитивных стилей и познавательных стратегий. Подробное сопоставление категорий стиля и стратегии, неоднозначно соотносимых в литературе, необходимо для исследования роли этих психологических образований в сенсорной деятельности субъекта, где они выступают как психологические механизмы, опосредующие влияние базовых индивидуально-личностных свойств на результаты сенсорных измерений [58].