Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 117 из 136)

Рубинштейн очень ясно различал память и мнемическую фун­кцию как некоторую весьма общую и элементарную способность к запечатлению. Память по существу состоит из нескольких вза­имосвязанных процессов—запоминания, припоминания, вос­произведения, узнавания,—которые очень существенно вклю­чаются в мышление, сознание и речь. Анализируя эксперимен­тальные исследования памяти и как бы нащупывая ту внутреннюю психическую основу, которая дает возможность развиваться этому познавательному процессу, Рубинштейн прежде всего об­ращает внимание на значение смысловых связей для процесса запоминания. Сравнивая результаты заучивания бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также слов, объединенных в ос­мысленные предложения, он пришел к выводу, что работа па­мяти находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или ме­нее обширное смысловое целое. Ведь уже в начале XX века в пси­хологии было известно, что количество запоминаемых испыту­емым объединенных в предложение слов в несколько раз может превосходить количество запоминаемых бессвязных слов. Сле­довательно, смысловые связи имеют определяющее значение в запоминании осмысленного материала: вся предварительная работа мышления над содержанием—анализ, синтез, система­тизация и осмысление—влекут за собой перестройку процес­са запоминания. Они не только перестраивают процесс запоми­нания, они являются необходимым психическим условием его формирования и развития.

Другое внутреннее условие развития памяти связано с тем, что смысловые связи все-таки далеко не всегда являются важнейшей и универсальной основой памяти. Бывают случаи, когда для за­поминания следует использовать другой прием—объединение материала в структурное целое по ритмическим признакам, сим­метричности расположения и т. п. Рубинштейн указывает, что значение структурной оформленности (четкой расчлененности и связности) материала для запоминания выявилось еще в экспе­риментах, построенных по ассоцианистской схеме. Известно, например, что стихи запоминаются лучше, чем проза. Более по­здние психологические эксперименты обнаружили, что причины этого следует искать путем психологического изучения операций анализа, синтеза и обобщения (внутренних условий деятельнос­ти запоминающего субъекта): в запоминании пространственного ряда бессмысленных слогов существенную роль играет установ­ление между ними определенных пространственных отношений и объединение их в группы.

Еще одна тенденция в поиске внутренних условий формиро­вания памяти состояла в анализе соотношения цели и содержа­ния самого мнемического действия. В своих экспериментах Зинченко зафиксировал, что то, что не включено в содержание дей­ствия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направ­ленном именно на этот материал. Рубинштейн уточняет: все за­висит от того, как организовано и на что направлено действие субъекта, в ходе которого совершается запоминание.

При психологическом анализе любого познавательного про­цесса, в том числе и памяти, организация и направленность по­знавательных действий обычно проявляется в соотношении об­щих и конкретных целей, возникающих у человека при выпол­нении им какой-нибудь деятельности. В различных работах Рубинштейна и его сотрудников были получены факты, свиде­тельствующие о том, что формирование общих целей происхо­дит в специальных поисковых аналитических процессах. В их основе лежит вовлечение нового предметного содержания бла­годаря включению объекта во все новые системы отношений, что обеспечивает непрерывность формирования целей как детерми­нант процесса решения. Полученные факты позволяют выделить ряд отличий в механизмах образования общих и конкретных целей. В основе образования общих целей (восприятия целост­ных предметных изображений, запоминания последовательно­стей вербальных и невербальных единиц и т. п.) лежат расши­рение зоны поиска, вовлечение нового предметного содержания, оценка возможностей изменения предметной ситуации, перспек­тив ее преобразования. В основе конкретных целей лежат фик­сация зоны поиска, оценка наличных альтернатив фиксирован­ного предметного поля как средств для достижения общей цели. Изменяя в эксперименте соотношение характеристик требуемо­го, можно косвенно влиять на процессы формирования искомо­го, смещать акценты при обращении внимания испытуемым на особенности формирующихся у него общих и частных целей де­ятельности. В частности, таким образом можно способствовать улучшению непроизвольного запоминания.

Неудивительно, что рассмотрение частных психологических вопросов (таких как вопрос о механизмах запоминания) с деятельностной точки зрения, увязывание в единое целое всего ком­плекса проблем потребностей, мотивов, целей, операций, дей­ствий, деятельности человека дает Рубинштейну возможность делать обобщения, далеко выходящие за рамки анализируемо­го в данный момент эмпирического материала: “Воспомина­ние—это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни. Эта сторона па­мяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Лишь благодаря ей мы оказываемся каждый раз отчуж­денными от самих себя, от того, чем мы сами были в предше­ствующий момент нашей жизни. Это историческая память, в ко­торой выражается единство нашего личного сознания. Это спе­цифически человеческая память. Вряд ли какое-либо животное имеет воспоминания о своем прошлом. Благодаря памяти в един­стве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания” [97, с. 186].

Стремление российских психологов найти “интегрирующие функции”, “системообразующие признаки”, “единицы психи­ки”, “смысловое целое самосознания” и т. п. вообще характер­но для нашей науки и выражает вторую тенденцию в отечествен­ных исследованиях познавательных процессов.

Одним из положений, вызывавшим горячие споры в россий­ской психологической науке, было утверждение о возрастной смене чувственного познания логическим. Бесспорные факты постепенного усложнения процессов перцепции объяснялись некоторыми психологами (в частности, из школы Л.С.Выготс­кого) тем, что обобщающе-абстрагирующие функции мышления и обозначающие функции речи строят чувственный опыт пре­имущественно из материалов прошлого опыта. Чем старше ре­бенок, тем больше в его перцепции апперцепции; соответствен­но уменьшается вес якобы завершивших свое развитие ощуще­ний, т. е. непосредственного отражения предметов и явлений в чувственных образах. Например, в истории психологии мышле­ния на передний план всегда выдвигалась проблема перехода от конкретных форм мыслительной деятельности к абстрактным, при этом сенсорно-моторный интеллект выступал главным об­разом в качестве исходной, начальной формы, и, сыграв свою роль как временная опора абстрактного мышления, затем исче­зал из поля зрения исследователей.

Особенно отчетливо расхождения в точках зрения проявлялись в выделении различными психологами двух прямо противополож­ных аспектов познавательной деятельности человека. Одни иссле­дователи подчеркивали способность человеческого интеллекта к узнаванию, основанному прежде всего на данных органов чувств. Они считали, что именно включение неизвестного содержания в прошлый опыт ведет к познанию неизвестного. К таким ученым относились прежде всего ассоцианисты, которые абсолютизировали механизм замыкания, применяя его ко всем без исключе­ния психическим явлениям (впоследствии немалую роль в укреп­лении такой научной позиции сыграла павловская рефлекторная теория). Другие психологи были склонны подчеркивать домини­рующую роль противоположного аспекта познавательной деятель­ности: “разрывание”, размыкание привычных связей, преодоле­ние барьеров ригидного прошлого опыта. Именно это, по их мне­нию, дает возможность субъекту увидеть что-то новое в познаваемой действительности, преодолеть шаблоны мышления, “сломать” привычные ходы мысли.

Проблема соотношения чувственных и логических компонен­тов познания особенно отчетливо проявилась в дискуссии о во­ображении, которая развернулась в советской психологии в 1960—1970 г.г. Основной причиной возникновения дискуссии оказалось стремление некоторых ученых относить нелогические компоненты мышления к воображению. Вторая причина—не­достаточная изученность природы и механизмов нелогических процессов и их связей с творческой стороной мышления. Одни исследователи относили все нелогические процессы в мышлении к интуиции, называя творческий аспект мышления (порожде­ние идей) воображением и рассматривая его как один из видов интуиции. Другие имели тенденцию отождествлять все нелоги­ческие процессы, происходящие в мышлении, с воображением. Третьи считали, что нелогические компоненты мышления не­обходимо рассматривать как собственно мыслительные процес­сы и нет никаких оснований для отнесения их только к вообра­жению.

Интересные исследования в этой области на материале худо­жественного творчества были проведены О.И.Никифоровой. По ее мнению, “воображение направлено на познание образов же­лаемого, возможного, будущего или образов того, что отсутствует в опыте данного человека, но что может быть воссоздано им по каким-либо данным. Психическим продуктом процесса вообра­жения является создание объективно новых или частично но­вых образов, выражающих желаемое, возможное, будущее, или—субъективно новых образов, позволяющих субъекту по­знать то, чего он сам не воспринимал” [85, с. 69].