Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 120 из 136)

Третий тип объяснений—причинные, каузальные. Уже дош­кольник осмысливает воспринимаемое и рассуждает по поводу воспринятого, но его рассуждение обычно не выходит за преде­лы увиденного в данный момент. Школьники ведут себя иначе. Там, где маленький ребенок скажет: “Мальчик сидит за доска­ми”, 12-летний школьник говорит: “Мальчик разбил окно и спрятался”. Он может почти ничего не сказать о том, что видит на картине, но зато скажет о том, результатом чего является то, что он видит. Осмысливая увиденное, субъект явно стремится не только осмыслить, но и объяснить. Воспринимаемое оказы­вается не только содержанием мышления, но и его исходной точкой. Следовательно, с возрастом постепенно объяснение ста­новится иным—не память, а именно мышление начинает иг­рать в нем все большую роль. Теперь испытуемый ищет действи­тельно причину, которая в ряде случаев ему может быть неиз­вестной, т. е. в этих случаях память для него не может быть основной опорой. Такое мышление Блонский условно называл мышлением-исканием.

Наконец есть объяснения как бы противопоставляемые кау­зальным объяснениям: объяснения не через причину, а через действие. Это телеологические (целевые, конечные) объяснения. Телеологические объяснения можно назвать утилитарными, по­тому что они обращены к пользе, выгоде, употреблению,—сло­вом, к тому, что может быть использовано ребенком или дру­гими людьми. Такие объяснения возникают как ответы на воп­росы: “А зачем это?”, “А что с ним можно делать?” и т. п.

Таким образом, используя простые методические приемы Блонский получает интереснейшие психологические результа­ты, свидетельствующие не только о включенности элементар­ных функций в познавательные процессы, но и о влиянии выс­ших психических процессов на формирование и развитие фун­кций (таких, как запечатление), традиционно связываемых с генотипическими особенностями психики. Однако изобретатель­ный исследователь не останавливается на достигнутом и на основе анализа объяснений делает выводы об одном из сложней­ших компонентов познания человеком мира—о понимании.

Анализируя результаты своих экспериментов, он выявил че­тыре стадии понимания, пожалуй, в равной степени относящи­еся как к детям, так и к взрослым. Первая—самая элементар­ная—стадия узнавания, обобщения в родовом понятии и наи­менования. Вторая—стадия понимания смысла, которую он также называет стадией спецификации или видового понятия. Третья стадия по принципу объяснения посредством сведения к известному. Наконец четвертая стадия объяснения по прин­ципу объяснение генезиса того, что видишь. Психологическое различие между третьей и четвертой стадиями состоит в том, что в первом случае объяснение обычно дается быстро, без осо­бых размышлений, так как причина уже известна; во втором случае перед тем, как дать объяснение, человек нередко надол­го задумывается, потому что причина не всегда известна и при­ходится еще искать ее.

Подводя итог описываемой части исследования, Блонский пи­шет: “Итак, наши опыты с малопонятными картинами и тек­стами дали возможность установить четыре основные стадии по­нимания. Первая стадия—стадия наименования или стадия по­нятия: на этой стадии происходит лишь замена восприятии (например, видимых изображений) понятиями. Вторая стадия— стадия спецификации. Третья стадия—стадия объяснения че­рез известное. Наконец, четвертая стадия—объяснений, соот­ветствующих реальной действительности. Выражаясь языком логики, на первой стадии достигается genus — род, на второй — differentia specifica — специфический признак, на третьей и четвертой— ratio знание: сначала—как максимально изве­стное, т. е. субъективно очевидное, затем—как действитель­ное, реальное”[16,с. 37].

Плодотворные идеи Блонского о неразрывной генетической связи объяснения и понимания во второй половине XX века в той или иной мере развивались многими советскими психоло­гами—Н.Д.Левитовым, М.С.Роговиным, Г.С.Костюком, И.С. Якиманской, В.С.Моляко и другими. С их точки зрения, харак­терная особенность понимания как компонента мышления со­стоит в том, что в различных познавательных ситуациях пони­мание человеком фактов, событий, явлений имеет неодинаковую психологическую природу. Иначе говоря, в разных ситуациях проявляются отличающиеся друг от друга формы понимания.

В индивидуальной деятельности наиболее значимыми для формирования понимания являются три познавательные проце­дуры, три вида мыслительных операций и действий: узнавание знакомого в новом материале; прогнозирование, выдвижение гипотез о прошлом или будущем объекта, ситуации, которую необходимо понять; объединение элементов понимаемого в це­лое. Каждый вид мыслительных операций и действий играет ве­дущую роль в психической деятельности решающего задачу че­ловека преимущественно в одном специфическом классе позна­вательных ситуаций. Осуществление субъектом именно таких операций и действий способствует порождению у него соответ­ствующей формы понимания объекта познания: понимания-уз­навания, понимания-гипотезы или понимания-объединения. Рассмотрим кратко психологическое своеобразие каждой фор­мы понимания и те ситуации, в которых они возникают. Раз­вернутый психологический анализ указанных форм осуществ­лен в книге, посвященной пониманию [49].

Очень часто понимание фактов (событий, явлений) носит кон­статирующий характер: субъект ограничивается узнаванием факта, актуализацией его смысла, сформированного в прошлой мыслительной деятельности. При этом он даже не пытается рас­смотреть понимаемый факт в более широком контексте, как-то его оценить, определить причины его появления и т. п. Напри­мер, так бывает, когда утром человек просматривает заголовки газет, не имея времени и желания прочитать их внимательно. Понимание в подобных случаях представляет собой ответ на вопрос “что это такое?” (независимо от того, осознается вопрос субъектом или нет). В результате у человека <<в уме” воссозда­ется та предметная ситуация, в которую включен требующий по­нимания факт. Иначе говоря, понимается только то, обозначе­нием какой предметной ситуации или абстрактного понятия яв­ляется объект понимания—какова фабула рассказа, сюжет картины и т. п. Ведущей познавательной процедурой в интел­лектуальной деятельности субъекта в подобных случаях явля­ется узнавание, соответственно такое понимание является пони­манием-узнаванием.

“Роль и значение узнавания в процессе решения задач под­черкивались еще М.Вертгеймером, который, будучи представи­телем гештальтпсихологии, считал, что решить задачу—это значит увидеть (или узнать) “хорошую структуру” в “плохой структуре”. Например, для того чтобы найти площадь параллелограмма, нужно в параллелограмме “узнать” прямоугольник” [45, с. 235]. В работах российских психологов, предметом ана­лиза которых было понимание в процессе решения задачи, по­лучено немало данных о том, что узнавание является необходи­мым условием понимания задачи, одним из важнейших компо­нентов процесса ее решения.

Якиманская обнаружила, что в процессе решения геометри­ческих задач для понимания учащимися чертежа и условий за­дачи они должны узнать “взаимопроникающие” геометрические фигуры, т. е. такие, которые имеют часть общей площади—об­щие стороны, углы [117]. Левитов считал, что при решении тех­нических задач элементы распознавания составляют основу по­нимания структуры целого механизма. После распознавания структуры человек начинает думать о том, как работает этот ме­ханизм, для чего он предназначен [71]. В.А.Моляко отмечает, что уже при общем ознакомлении с условием конструкторской задачи “для испытуемого важно прежде всего понять общий смысл задачи, чтобы дать ей предварительную оценку; после первой попытки узнавания он решает, знакома ему задача или нет (оценка по типу “решал—не решал”)” [82, с. 24]. Во всех этих случаях решающие отчетливо осознавали конкретные си­туации задачи и могли объяснить, что именно они узнали, по­этому можно сделать вывод о возникновении у них понимания-узнавания.

Понимание-гипотеза в мышлении человека реализуется в двух разновидностях, обусловленных различием в типах позна­вательных ситуаций, детерминирующих мыслительную деятель­ность, становление данной формы понимания. Одни познаватель­ные ситуации характеризуются тем, что в них представлены об­стоятельства, окружение какого-либо предмета, выступающего в роли объекта познания. Однако сам предмет не представлен явным образом, а лишь подразумевается. В этом случае пред­мет оказывается неизвестным решаемой субъектом мыслитель­ной задачи. Например, в такой ситуации оказывается ученый, стремящийся понять значение нового, неизвестного термина, часто встречающегося в статье, в которой все остальные слова и термины ему знакомы.

В других ситуациях явным образом представлены и события-предметы познания, и обстоятельства их совершения, однако глубокое понимание такой ситуации предполагает не простую констатацию фактов, отражение событий в психике субъекта. Глубокое понимание подобных ситуаций предполагает осозна­ние человеком или причин, вызвавших наступление событий, или последствий, к которым они могут привести (а иногда— того и другого вместе). В частности, понимание любой шахмат­ной позиции—это не только отражение наличного расположе­ния фигур, но прежде всего прогнозирование возможных в дан­ной ситуации ходов, т. е. осуществление выводов.

Во всех указанных случаях основное содержание мыслитель­ной деятельности познающего субъекта составляют интеллекту­альные процессы прогнозирования, поиска неизвестного [21]. Характер совершенных прогнозов и обусловливает выдвижение гипотезы о том, что представляет собой неизвестное анализиру­емой познавательной ситуации—какой именно предмет, при­чина события, следствие и т. п. Понимание-гипотеза объекта по­знания всегда возникает на основе вполне определенного пред­положения. Становление данной формы понимания представляет собой процесс такого сопоставления гипотезы с реальностью, в результате которого они, по мнению субъекта, “совпадают”. Например, результатом понимания-гипотезы оказывается след­ственная версия: на основе имеющихся фактов, в начале рассле­дования обычно малочисленных, следователь выдвигает гипоте­зу о том, кто и как совершил преступление.