Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 134 из 136)

Природное и социальное—это не два компонента психики человека, а единый субъект с его живым психическим процес­сом саморегуляции всех форм активности людей. Такова онто­логическая очень общая основа для развития единой психоло­гической науки, дифференцирующейся на интегрируемые в ней психогенетику, психофизиологию, психофизику, психологию личности, социальную психологию, инженерную, когнитивную и т. д. (эта интеграция пока еще совершенно недостаточна).

В указанном контексте общая психология и психология лич­ности изучают индивидов в целостности их психической жиз­ни, раскрывая прежде всего ее общечеловеческие качества и свойства. На этой основе социальная и этническая психология исследуют более конкретные—типологические—особенности индивидов как представителей конкретной исторической эпохи, этноса, общественной группы, класса и т. д. Историческая пси­хология изучает развитие психики людей в ходе качественных изменений общества на переломе решающих событий.

Сейчас наша страна находится именно на таком переломе сво­ей истории и потому крайне желательно, чтобы отечественные специалисты в области исторической, социальной, этнической, политической и т. д. психологии объединили общей программой свои усилия по изучению существенных изменений психики рос­сиян. Стало быть, во всех случаях предметом психологии стано­вится субъект в непрерывном процессе функционирования и раз­вития его психики.

Субъектом, как уже говорилось, является не психика челове­ка, а человек, обладающий психикой, не те или иные его психи­ческие свойства, виды активности и т. д., а сам человек—обща­ющийся, деятельный и т. д. Альтернативной (т, е. антисубъектной) по отношению к данной позиции остается издавна и до сих пор широко представленная точка зрения, согласно которой де­ятельность носит безличный характер, т. е. по существу являет­ся бессубъектной или даже сама становится субъектом, как бы “захватывая” отдельных индивидов и заставляя их вести себя оп­ределенным образом.

Например, еще В.Гумбольдт—один из выдающихся мысли­телей и основоположников философии языка, рассматривая последний в качестве деятельности, полагал, что не люди овла­девают языком, а язык овладевает людьми. Тем самым универ­сум социальной деятельности начинает выступать уже не как принадлежащий массам людей атрибут, даже если они состав­ляют большие организации. Напротив, сами люди принадлежат деятельности, включены в нее как материал либо как элемен­ты наряду с машинами, вещами, знаками, социальными орга­низациями и т. д.

Эта точка зрения является антисубъектной или несубъектной потому, что в виде субъекта для нее выступают не человек, не люди, а лишь определенные их качества, например, как мы видели, деятельность, различные психические процессы и фун­кции и т. д.

Очень остро и более конкретно данная проблема разрабатыва­ется теперь в развитие идущей тоже от В.Гумбольдта общей идеи о том, что в самой структуре языка воплощено определенное воз­зрение на мир, т. е. различия языков по их структуре связаны с национальными различиями миросозерцания. Но если разные языки представляют собой соответственно различные “картины мира” и миропонимание, вообще познание мира людьми детер­минируется их родным языком, то тогда, очевидно, главную роль в познавательной деятельности играет именно этот последний, а не использующий его субъект, практически и чисто умственно взаимодействующий с познаваемым объектом. Именно такова известная позиция Б.Уорфа и его продолжателей, по мнению которого в процессе познания мы расчленяем, рассекаем приро­ду по линиям, предписанным нашим родным языком. Не подлежит, конечно, сомнению, что язык и речь являют­ся одним из существеннейших условий человеческого познания и прежде всего мышления. Язык создается в ходе длительной истории народом, т. е. субъектом, и усваивается как историчес­кая данность с момента рождения каждым ребенком, т. е. тоже субъектом. И язык, и речь, и познание являются различными видами активности одного и того же субъекта, а потому иници­ируются, осуществляются и координируются друг с другом именно в субъекте и субъектом в ходе его взаимодействия с миром.

Для их взаимной координации очень существенно, в частно­сти, соотношение относительно стабильного и изменяющегося уровней, компонентов и т. д. в каждом из этих видов активнос­ти, поскольку оно обеспечивает соответствующий способ взаимо­связи между человеком и миром. При всей его исторической из­менчивости создаваемый и усваиваемый людьми язык развивает­ся несравнимо медленнее, чем мышление, которое всегда как бы обгоняет его, используя более лабильную по сравнению с ним речь.

Предельно лабильным, гибким и пластичным является мыш­ление как непрерывный (недизъюнктивный) процесс, который тем самым—в отличие от мышления как деятельности—обес­печивает максимально оперативный контакт субъекта с позна­ваемым объектом. Отсюда следует, что язык с его грамматичес­кими функциями, играющий, конечно, существенную роль в развитии мышления, все же не детерминирует его в том смыс­ле, о котором писал Б.Уорф, по-прежнему, оказывающий боль­шое влияние на психолингвистику и психологию. Мыслит не язык, а субъект, создающий и усваивающий язык как одно из важнейших условий мышления.

Та же проблема, хотя и в иной форме, очень остро встает в отношении речи и ее роли в познавательной деятельности субъекта, поскольку речь представляет собой использование об­щающимся и мыслящим индивидом средств языка, созданного народом. В ходе разработки данной проблемы тоже нередко про­исходит подмена субъекта одним из видов его активности—ре­чью, рассматриваемой как система знаков.

Сторонники широко распространенного теперь знакового (знакоцентристского) подхода, справедливо придавая речи очень важное значение в психическом развитии людей, вместе с тем все же абсолютизируют ее, недооценивая или даже отвергая фун­даментальную роль исходных сенсорно-практических контак­тов с миром общающегося ребенка (его изначально практичес­кой деятельности) как первичного условия усвоения речи (под­робнее см. [1-3; 6; 9; 11]).

Для субъектно-деятельностной парадигмы возникновение и формирование речи у детей в процессе общения вначале реша­ющим образом зависят от этой сенсорики и практики; последние лишь на дальнейших этапах психического развития человека, т. е. уже вторично испытывают на себе все более сильное влия­ние речи по мере овладения ею субъектом. Если же указанные начальные наглядно-действенные предпосылки освоения речи недостаточно учитываются, то возникает нежелательная возмож­ность рассматривать речь в качестве самодовлеющего, самодос­таточного и потому главного фактора (демиурга) психического развития ребенка, вообще человека. И тогда речь субъекта мо­жет подменить его самого.

Например, особенно часто это происходит тогда, когда мыш­ление понимается как функция речи. Так, согласно широко рас­пространенной точке зрения, закрепленной даже в “Психологи­ческом словаре” [7, с.325], речь выполняет не одну, а две фун­кции—коммуникативную (что бесспорно) и мыслительную (что едва ли соответствует действительности).

Данная точка зрения идет от крупных и очень разных пси­хологов, например, от К.Бюлера, Л.С.Выготского, отчасти Ж.Ла­кана и др., по мнению которых речь думает за человека. В ито­ге получается, что мышление—это функция или качество не субъекта, а речи. Тем самым последняя заменяет собой челове­ка и начинает выступать в виде субъекта мышления.

Верно, конечно, что мышление и речь неразрывно взаимосвя­заны, но их взаимосвязь и единство не означают тождества. Они играют разную роль в жизни людей. С помощью мышления че­ловек познает объективную действительность, а с помощью речи он общается. Следовательно, ни одна из функций человека (даже речь) не может его подменить и стать вместо него субъектом мышления или других видов его активности.

Более того, принципиальное различие между неразрывно вза­имосвязанными мышлением и речью состоит, на наш взгляд, в том, что последняя—в отличие от всего в целом познания— не является деятельностью. Трудно не присоединиться также к точке зрения Ломова, согласно которой и общение не есть де­ятельность[4; 5]. Субъект всегда осуществляет деятельность в направлении определенной цели—относительно независимой, самостоятельной. Уже по этому главному критерию речь не мо­жет стать деятельностью, поскольку не имеет цели и потому вхо­дит в состав более широкой, относительно самостоятельной це­ленаправленной активности—в состав прежде всего общения. Она не есть общение, она—лишь его средство, хотя и важней­шее. Перефразируя старую шутку, можно даже сказать, что если бы речь была деятельностью, то самыми богатыми людьми ста­ли бы болтуны.

Таким образом, отношения речи и мышления к субъекту— существенно разные, хотя оба они в одинаковой степени не яв­ляются бессубъектными и не могут заменить собой субъекта. Тем не менее существует немало попыток произвести подобную за­мену не только в случае речи, но и мышления.

Очень остро данная проблема формулируется, в частности, по отношению к мыслительной деятельности: человек мыслит или ему (в нем) мыслится?! Первая из этих двух альтернатив харак­теризует субъектный подход в философии и психологии, вто­рая—несубъектный, антисубъектный. Тогда в первом случае, например, признается, что мыслит не машина, а человек, ис­пользующий машину (компьютер и т. д.) в качестве все более существенного и незаменимого средства своей познавательной деятельности, которая в итоге поднимается на качественно но­вый уровень развития. Во втором же случае приходят к выво­ду, что мыслит именно машина, что создается или будет создан искусственный интеллект, качественно превосходящий мышле­ние человека и т. д. (подробнее см. [3; 6]).