Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 3 из 136)

Уровень интереса к психологии, признания ее научной и практической ценности отражался и во все более частом и на­стойчивом включении в рассмотрение психологических проблем представителей научного сообщества и художественной интеллигенции. Возрастал авторитет психологии. Она становилась предметом внимания специалистов смежных наук и практичес­ких сфер: врачей, педагогов, физиологов, этнографов, языкове­дов, юристов, биологов. Ее использовали и при анализе соци­альных явлений, социально-психологических процессов, проис­ходящих в обществе [7].

В атмосфере быстрого технического роста, бурных соци­альных изменений не могли оставаться вне внимания вопросы психологии человека, проблемы личности, индивидуальности, общественного сознания. Об этом убедительно свидетельствует анализ публикаций периодической печати, популярных и, ка­залось бы, не имеющих непосредственного отношения к психо­логии, литературных и общественно-политических журналов “Современный мир”, “Образование”, “Русская мысль”, “Вест­ник Европы”, “Вестник знания” и др. На их страницах психо­логическим проблемам отводилось немалое место. Ученые раз­ных профилей, литераторы, публицисты часто в популярной и, как правило, в дискуссионной форме, апеллируя к житейской практике, высказывали здесь свои мнения и суждения по широ­кому кругу насущных психологических вопросов, включая та­ким образом в их обсуждение широкую читательскую аудито­рию. Ими рассматривались проблемы мотивов и поступков по­ведения человека; наследственности и психических состояний; развития психики ребенка, ее особенностей и связанные с этим вопрос гуманизации воспитания и обучения и т. д.

Немалое место на страницах журналов уделялось и собственно научным психологическим материалам. Так, “Вестник знания”, журнал научно-популярной ориентации давал возможность рус­ской читающей публике ознакомиться с трудами ведущих пред­ставителей нового экспериментального направления. В прило­жениях к журналу публиковались работы В.Вундта “Естествоз­нание и психология” (1907), В.Иерузалема “Руководство по психологии” (1907), Дж.Болдуина “Психология и ее методы” (1908), Т.Рибо “Экспериментальный метод в психологии” (1911), Г.Карринга “О методах психологии” (1904), что позволяло со­ставить представление о состоянии мировой психологии. Здесь же мы находим статьи отечественных ученых, посвященные проблемам сравнительной психологии (А.А.Вагнер), психофи­зиологии (В.М.Бехтерев), педагогической психологии (А.Ф.Лазурский, Г.И.Челпанов, А.П.Нечаев) и др. Симптоматично то, что активно обсуждаются и вопросы, касающиеся развития психологической науки в России в целом: ее статуса, места в сис­теме научного знания, специфики ее предметной области и ме­тодов исследования, границ ее возможностей [10; 33; 34; 39; 40 и др.].

На волне интереса к психологии возникает стремление охва­тить ею и осветить с ее позиций самые разнообразные явления и стороны жизни. В русских “толстых” журналах появлялись, например, статьи: “Психология театра” (“Мир Божий”, № 2, 1902), “Из психологии мысли и творчества” (“Жизнь”, .№ 1, 1901), “Мистика в области психологии”, (“Образование”, № № 7-8, 1900),” Душевная слабость и ее значение в общественной жизни и художественном творчестве” (“Русская мысль”, №№ 1-2, 1899), “Психофизиологические условия таланта” (“Русская мысль”, № 7, № 9, 1905), “Загадки Диониса (к психологии твор­ческого экстаза)” (“Вестник Европы”, № 7, 1916) и т. д. Вопро­сы влияния музыки на человека, изучения метафизических яв­лений и гипнотизма, полового воспитания, любви, воли и разу­ма, темперамента и характера, социальной психологии и многие другие становились предметом обсуждения в массовой печати России начала XX века.

Уже этот короткий экскурс в историю популярных журналов литературного и общенаучного характера свидетельствует о том, что психология прочно занимала одно из ведущих мест в обще­ственном сознании, значительно опередив по популярности и вызываемому к себе интересу многие другие интенсивно разви­вающиеся области знания.

В конце XIX начале XX вв. в России существовал один соб­ственно психологический журнал—“Вопросы философии и пси­хологии” (под ред. Н.Н.Грота, затем Л.М.Лопатина). Параллельно возникает ряд журналов психолого-медицинского и психолого-педагогического профиля, это: “Вестник психологии, крими­нальной антропологии и педологии” (под ред. В.М. Бехтерева), “Вопросы нервно-психической медицины” (ред. И.А. Сикорский), “Вопросы психиатрии и неврологии” (ред. М.Ю.Лахтин), “Пси­хотерапия” (ред. Н.А.Вырубов), “Вестник воспитания”, “Педа­гогическое образование” и др. К вопросам психологии обращались издания и других, смежных с ней дисциплин (правоведения, криминалистики, социологии, этнографии и др.).

Выход психологии на авансцену общественного сознания не случаен. В его основе—особенности русской культуры с ее глу­бокой психологичностью, рефлексивностью, интересом к душевным процессам, присущими ей высокими нравственными цен­ностями и ориентациями. Это отмечалось многими исследова­телями русской культуры и духовности (И.А.Ильин, В.М.Соло­вьев, В.Ф.Эрн, С.Франк, Н.А.Бердяев и др.)1. Так, характери­зуя состояние русского общества и его отношение к психологии в конце XIX в., И.Г.Оршанский отмечает, что увлечение вопро­сами психологии охватило все культурное русское общество, что позволяет ему определить это явление как “психологическое движение”. Он полагает, что “перед нами не какое-то случай­ное модное веяние, а более глубокое и обширное течение”, ко­торое имеет историческое происхождение и тенденцию к разра­станию вширь и вглубь [33, с. З]. Проявления данной тенден­ции он усматривает, в частности, в популярности в русской литературе таких жанров, как психологический роман, психоло­гическая драма и сатира, а также всякого рода модных течений: психологических этюдов, эссе, а также “психологических анали­зов”, выявляющих и отражающих в художественной форме раз­личные отклонения от психологической и нравственной нормы.

Эта традиционно свойственная русской культуре глубокая психологичность, склонность к психологическому мировоспри­ятию и самоанализу подпитывалась сложившейся в обществе предреволюционной ситуацией. На фоне углубляющихся соци­альных противоречий в русском обществе, возрастали критич­ность и недоверие к авторитетам и традиционным общественным ценностям, происходили глубокие изменения в системе оценок разных сторон жизни, углублялись процессы индивидуализа­ции. А это, в свою очередь, было благоприятной почвой для уси­ления роли психологического фактора, стремящегося перенести “центр тяжести из области правил и законов в сферу человечес­кой совести, т. е. поставить личность на место общества” [33, с. б]. Интерес к мотивам поступков, к “психологической подклад­ке” отмечается и в разных сферах практики—в области право­судия, семейных отношений, в педагогической деятельности.

События общественной жизни как бы давали толчок для про­буждения и развития творческой мысли, определяли ее направ­ленность—человек и его душевный мир. “Мысль, закупоренная со всех сторон всевозможными “разъяснениями”, “распоряжени­ями”, направилась на область, независимую от попечения свы­ше—на душевную жизнь человека...Психология все больше подвигается к центру умственных интересов общества”[40, с. 563].

Сказывалась и специфика переживаемого периода—начало нового столетия, как правило сопровождающегося всплескам мистических умонастроений. Появляющиеся интересы в этой области влекли за собой возникновение многочисленных около­научных изданий, обещающих решить практически все вопро­сы душевной жизни; “Спиритуалист”, “Вестник загробной жиз­ни”, “Таинственное” и т. п.

Важным основанием роста интереса к психологическим воп­росам являлись также успехи, достигнутые отечественными учеными в познании психической реальности. Специфика пси­хологии, имевшей своим предметом душевную жизнь человека и духовные процессы в обществе, и органически связанной с естествознанием, с одной стороны, и с философией, с другой, давала ей реальный шанс стать той областью знания, где взаимопересекаются и соприкасаются разные научные интересы, направления и течения. Эта тенденция органического включе­ния психологии в систему наук и завоевания своих научных позиций в качестве некоего интегрального поля научной дея­тельности нашла яркое отражение в истории многочисленных научных обществ, возникающих в России в конце XIX начале XX вв. В них психология занимала либо главенствующее, либо заметное место. Это в равной мере относилось как к психологи­ческим или философско-психологическим обществам (Москов­ское психологическое общество, Психологическое общество Московского университета, Санкт-Петербургское философское общество), так и к научным объединениям естественно-научно­го толка (общества врачей и общества невропатологов и психи­атров при Варшавском, Казанском, Московском, Санкт-Петер­бургском и др. университетах, собрания врачей Санкт-Петербур­гской клиники душевных и нервных болезней и Московской психиатрической клиники и др.) [16].

Междисциплинарные связи психологии с другими науками не ограничивались сферами “психология-философия”, “психо­логия-физиология”, но включали широкий круг взаимодейству­ющих с психологией научных дисциплин. Это существенно рас­ширяло область психологических исследований, обусловливая возникновение новых проблем на стыке разных наук, открывая путь к более глубокому, многостороннему, комплексному рас­смотрению исследуемых в психологии феноменов.