Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 34 из 136)

Другое направление практически ориентированных исследо­ваний, возникших в этот период, представлено новой отрас­лью—космической психологией, возникшей как естественное продолжение исследований в авиационной психологии (Ф.Гор­бов, Г. Береговой, А.И.Лебедев и др.). Экстремальность ситу­ации космического полета, сложность и ответственность задач, решаемых космонавтом, необходимость обеспечения его высо­кой работоспособности и сохранения здоровья определили осо­бую значимость исследования психологических проблем: осо­бенности психических процессов и состояний в условиях неве­сомости, специфика взаимодействия анализаторов, влияние “пространственной напряженности”, организация межлично­стного взаимодействия космонавтов и динамика психического самочувствия в условиях длительного полета и изоляции и др.

Быстрыми темпами в последние десятилетия развивается социальная психология, которая после ее запрета в 30-е годы, выделяется теперь в самостоятельную отрасль психологической науки. Предметом серьезного исследования стали основные те­оретические вопросы социальной психологии (предмет, методы, основные проблемы и направления исследований) (Е.В.Шорохо-ва, Г.М.Андреева, А.В.Петровский, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин, К.К.Платонов, М.И.Бобнева, Я.Л.Коломинский, А.Г. Ковалев, Л.И.Уманский, А.С.Чернышев, Л.А. Петровская, А.И. Донцов, А.Л.Журавлев, Л.Свенцицкий и др.) Конкретные исследования охватывают широкий круг проблем, включающих изучение спе­цифики групповых форм взаимодействия, механизмов межлич­ностного взаимодействия на разных его уровнях, взаимооотношений личности и группы и т. д.

В соответствии с отечественной традицией утверждается прин­ципиально важное для понимания закономерностей развития социальной психологии в СССР представление о стратегии иссле­дования социально-психологических явлений, включающее:

1. 1. определение “социального контекста” (системы соци­альных отношений) как основы исследования эмпирически на­блюдаемых отношений между индивидами;

2. 2. рассмотрение социально-психологических процессов в кон­тексте реальной социальной группы как части существующей социальной системы;

3. 3. исследование группы на основе принципа деятельности как коллективного субъекта, а всех межгрупповых и внутригрупповых процессов как опосредованных совместной деятельностью людей [8].

Внутри социальной психологии развиваются и начинают от­почковываться и превращаться в самостоятельные области от­дельные направления: психология управления, политическая психология, этнопсихология и т. д. Активно разрабатываются прикладные социально-психологические проблемы (изучение конкретных групп и коллективов, исследование социально-пси­хологического климата и т. д.)1.

В этот же период возникает новое направление психологии— психология научного творчества. Разработка его началась в Институте естествознания и техники АН СССР и отразилась в сборниках “Научное творчество” (1969), “Проблемы научного творчества в современной психологии” (1971), “Научное откры­тие и его восприятие” (1971). В исследовании творчества под­нимались вопросы механизмов творческой деятельности, психо­логических факторов творчества, мотивация научного труда, творческого потенциала личности, вопросы социальной психо­логии науки, значение интуиции и др. Общепсихологические закономерности творческой деятельности исследуются в рабо­тах Я.А. Пономарева, Д.Б.Богоявленской, А.В.Брушлинского, И.Н. Семенова, и др.

Успешно развивались сравнительная и зоопсихология, нейро- и патопсихология, специальная психология (тифлосурдопсихология) и психология аномального развития, военная и юри­дическая психологии, педагогическая психология и история психологии, психология спорта. Ряд работ посвящен изучению психологии взрослого человека, проблемам акмеологии и геронтопсихологии.

3.2.4. Тенденции интеграции психологических исследований, комплексный и системный подход о психологии

Проблемы психологии человека исследовались во всем мно­гообразии их аспектов, на разных уровнях, во взаимодействии со смежными науками. Широкое развитие междисциплинарных исследований вплотную подвело психологию к решению вопро­сов компексного человекознания, потребовало разработки интег­ральных подходов в понимании 1) самого психического, 2) его места в системе наук о человеке.

Ананьев, его ближайшие ученики и сотрудники, продолжая лучшие традиции Бехтерева и других представителей ленинг­радской школы в психологии, начиная с 60-х годов, ставят за­дачу создания единого фундаментального учения о человеке, синтезирующего итоги и достижения различных наук в комп­лексном изучении человека. Итоги комплексных исследований обобщаются в трудах Ананьева “Человек как предмет познания” [б], “О проблемах комплексного человекознания” [7]. В этих работах намечены пути интеграции научных дисциплин в изу­чении человека как индивида, личности, индивидуальности, как субъекта деятельности и познания; отражены закономерности онтогенетического развития человека в ходе его жизненного пути (гетерогенность и гетерохронность); рассматриваются про­блемы полового диморфизма и билатеральной регуляции пси­хической деятельности; исследуются вопросы возрастно-половых различий в соотношении с нейродинамическими свойства­ми человека и типическими особенностями нервной системы в разные периоды жизни индивида; изучается динамика психофи­зиологических и психических функций человека в ходе его он­тогенетического развития. В ходе анализа проблем личности рассматриваются роль социального статуса, социальных ситуа­ций в ее развитии, структура характера человека и его ценнос­тные ориентации. Ананьев предлагает оригинальную иерархию основных характеристик человека: “индивид-личность-индиви­дуальность”, в рамках которой индивидуальность выступает высшим уровнем развития личности, вершиной самовыражения человека, и может быть понята лишь как” единство и взаимо­связь его свойств как личности и субъекта деятельности, в струк­туре которых функционируют природные свойства человека-индивида” [6,с.334].

Интенсивное развитие научных исследований и прикладных, практических разработок в психологии приводило к накоплению новых эмпирических данных, что требовало их более глубоко­го теоретического анализа, осмысления и систематизации. Раз­витие теорий разного уровня, ориентированных как на объяс­нение частных вопросов, так и изучение общих законов и свойств психического, ставило вопрос об их соотнесении в едином “тео­ретическом здании”. Возникала потребность в развитии общей теории психологии, которая бы строилась на основе достижений всей системы психологических наук. В качестве такого обобща­ющего концептуально-теоретического подхода и выступил сис­темный подход, рассматривающий человека и его психику как систему. Его разработка связана в советской психологии с име­нем Ломова, в трудах которого глубоко обоснована перспектив­ность системной методологии для психологии, сформулирова­ны основные принципы системного исследования психики, вы­явлена конструктивность системной детерминации психического по сравнению с линейной. Реализация системного подхода в психологии, по мнению Ломова, предполагает:

1) Признание возможности целостного описания психики лишь в сочетании различных аспектов ее анализа, это—мно­гоплановость психики как совокупности частных или локаль­ных микросистем, как качественно самостоятельной целостно­сти (системы), как элемента в системе взаимосвязи и взаимодей­ствия с одноуровневыми объектами и в отношениях с системами более высокого уровня;

2) Понимание многомерности психических явлений и, соот­ветственно, описание их в разнообразных системах измерений и характеристик;

3) Рассмотрение уровневого строения психических явлений;

4) Признание человека как системы разнопорядковых и нео­днородных свойств, возникающих в силу множественности свя­зей и отношений человека с окружающим миром;

5) Понимание системной детерминации психических явле­ний, предполагающей множественность воздействий на них, многообразие источников и движущих сил психического разви­тия, т. е. выделение не только прямых причинно-следственных связей, но и опосредствующих звеньев, их общих и специаль­ных предпосылок, внешних и внутренних факторов при ведущей роли системообразующего фактора; 6) Подчеркивание динамического характера психических явлений, когда целостность и дифференцированность психики возникают, формируются, разрушаются и воссоздаются в ходе развития индивидуальности человека [78].

В 80-е годы Ломов, исходя из положений системного подхода в психологии, предпринимает плодотворную попытку расши­рить систему базовых категорий, используемых в психологии. Под его руководством и при непосредственном участии орга­низуется цикл взаимосвязанных исследований по проблеме об­щения: “Проблема общения в психологии” (1981), “Психоло­гические исследования общения” (1985), “Познание и обще­ние” (1988) и др. Ломов доказывал необходимость разработки системы базовых категорий, отражающих в своей совокупнос­ти все аспекты многогранной жизнедеятельности человека. Тем самым, он существенно дополнил теоретические построения, опирающиеся только на категорию “деятельность”. Ломов под­черкивал, что лишь на основе взаимодействия и сопоставления комплементарных или даже ортогональных теоретико-эмпири­ческих взглядов, использующих в качестве базовой какую-либо одну категорию, появляется возможность творческих проры­вов в понимании закономерностей функционирования психи­ческого. Его работы способствовали утверждению плюралисти­ческих тенденций в научном мировоззрении.