Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 38 из 136)

137. 137. Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1, М., 1985.

138. 138. XXX лет Педагогического института им.Герцена (Сб. посвящен 30-летию ин­ститута. 1918-1948), Л., 1948.

139. 139. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы теории установки. Тбилиси, 1961.

140. 140. Учение И.П.Павлова и философские основы психологии. М., 1952, С.475.

141. 141. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. Пси­хофизиологические механизмы речи. 1979.

142. 142. Феофанов М.П. Воспитание смелости и мужества// Советская педагогика, 1941, № 10, с. 60-65.

143. 143. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М.,1963.

144. 144. Фортунатов Г.А. Страх и его преодоление / Кандидатская диссертация. М., 1942.

145. 145. Хроника// Советская педагогика, М., 1943, № 4, с. 58-60.

146. 146. Хрусталева В.А. Что читать о воспитании сознательной дисциплины// Совет­ская педагогика, 1942, № 5-6, с. 76-85.

147. 147. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга. М., 1985.

148. 148. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. 1995.

149. 149. Шемякин Ф.Н. Бандиты и человеконенавистники в роли ученых психологов/ / Советская педагогика, М., 1941. № 9, с. 26-33.

150. 150. Шерозия А.Е. О сознании и бессознательном психическом. Автор.докт.диссерт., Тбилиси,1966.

151. 151. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании, М., 1961.

152. 152. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

153. 153. Ярошевский М.Г. Как предали Ивана Павлова// Репрессированная наука, вып.2, СПб., 1994, С.76-82

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Глава 4. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЫСШИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

§ 1. К проблеме личности

В 20-х годах проблемой изучения развития личности в ходе ее жизни начала заниматься Ш.Бюлер в Венском психологи­ческом институте. Первые ее работы касались развертывания интеллектуальных возможностей человека в его ранние годы. Затем ее исследования охватили все этапы эволюции и инво­люции душевной жизни личности. В эти же годы идеи о необ­ходимости историко-генетического подхода к изучению лично­сти высказывали отечественные психологи (в частности Н.И.­Рыбников). Свою реализацию эти идеи нашли в творчестве Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории раз­вития высших психических функций. На рубеже 30-х годов он был захвачен проблемой истории становления “высших психи­ческих синтезов”—личности человека и его мировоззрения. Обобщая достижения мировой психологической мысли, он об­ращается к работам Э.Шпрангера и В.Штерна. Но особенное его внимание привлекли идеи А.Адлера, которые Выготский пе­рерабатывает с собственных теоретических позиций. Он впер­вые пытается ввести в систему отечественной психологии по­нятия жизненной линии, осознаваемых и бессознательных жиз­ненных планов. Он позитивно оценивает положение Адлера о целенаправленном характере линий жизни, знаменующем ус­тремленность человека в будущее. По его словам, именно на­правленность лейтлинии, то есть центральной “жизненной до­роги”, на реализацию определяемого самой личностью своего будущего, превращает историю жизни человека из ряда бес­связных эпизодов в связный единый биографический процесс.

В работах Выготского фигурируют и понятие “жизненный путь”.

Содержательное продвижение проблематики жизненного пути требует достаточно разработанной концепции личности и ее раз­вития. Ведь именно личность является основанием главной и второстепенных линий своей жизни, которые она прокладыва­ет, преодолевая сопротивление меняющихся исторических ус­ловий и защищая выбранное ею направление. Выготский пыта­ется выделить стержневые характеристики личности, но цело­стную ее концепцию он не успел создать. Однако, выдвинутые им идеи до сих пор полностью не осмыслены, хотя отдельные важные положения легли в основу крупных концепций совре­менных отечественных психологов. В работах Выготского прокладывание индивидом своей “жизненной дороги” выступает как одно из высших проявлений активности человека, порож­даемое, инициируемое им самим.

Понятие активности—центральное и в общепсихологичес­кой теории этого психолога, и в его концепции личности. Ак­тивность как ведущая характеристика человека выступает в раз­личных формах. На этапе детства она проявляется в виде ини­циируемых самим ребенком движений, в его стремлении вырасти, развиться, в очень ранних проявлениях волевых уси­лий. Категория идущей от индивида активности сопряжена с важнейшей для Выготского категорией воли, с утверждением представлений о воле как основе личности. Для обозначения личности как источника, инициатора своих внешних и внутрен­них действий Выготский очень редко прибегает к понятию “субъект”. Однако, выступая против распространенного в пси­хологии своего времени понимания младенца как реактивного существа, ученый подчеркивает: “Младенец—субъект разви­тия”[5, Т.2, с. 281]. Активность растущего человека выступа­ет как важная часть содержания введенного им понятия социальной ситуации развития. Подчеркивая социально-историчес­кую детерминацию “социальной ситуации”, Выготский разъяс­няет, что и сам ребенок выступает ее активным участником. Ра­стущий человек не только меняет социальные условия своими действиями. Под влиянием внутреннего отношения к ним и жиз­ненного плана личности социальные ситуации преобразуются. Отсюда психолог заключает, что культура отнюдь не беспрепят­ственно вливается в ребенка, но он сам входит в культуру и “при­сваивает себе что-то извне”[5, т.3, с. 301]. Лишь в этом случае культура может переработать природный состав поведения че­ловека. Для Выготского внешне развертывающаяся активность неотделима от внутренней психической активности. Любая вне­шняя операции, подчеркивает он, осуществляется субъектом с помощью внутренних средств [4, с. 778]. Отсюда можно сделать обоснованный вывод о том, что интериоризация социальных форм взаимодействия между людьми осуществляется в процес­се перестройки этих внутренних средств.

Среди разных форм активности растущего человека, направ­ленной на окружащий мир, особенно важной Выготский счита­ет форму сотрудничества ребенка со взрослым и коллективную деятельность детей. Именно на основе социального взаимодей­ствия у ребенка возникает способность к самосознанию и само­контролю. Положения об индивидуально своеобразной перера­ботке и переосмысливании человеком социальной действитель­ности приводит Выготского к фундаментальному выводу о том, что “главным трактом” детского развития является не столько постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая на основе внут­ренней социальности ребенка [5, Т. 2 с. 320].

При обсуждении проблем членения жизненной линии расту­щего человека внимание Выготского направлено на выделение критериев перехода ребенка в новые эпохи развития; на анализ содержаний нормативно-возрастных кризисов; на исследование личности подростка в условиях социализма 20-х годов.

Каждая последовательная стадия жизни ребенка характери­зуется, по Выготскому, определенным новообразованием. С по­зиций принципа целостности развивающегося человека новооб­разования понимаются им не в форме отдельных черт личнос­ти, но как новый тип ее строения и деятельности, определяющий своеобразие “заинтересованного отношения” ребенка к миру. В становлении личности проявляются общие закономерности психического развития—гетерохронность (разновременность) со­зревания различных сторон личности, чередование критических и литических периодов, эволюционных и инволюционных из­менений. Указывая, что характеристики личности особенно пол­но проявляются в переломные моменты ее жизни, Выготский главное внимание уделяет кризисам новорожденности, младен­чества, раннего детства (у 3-летних детей), дошкольного детства (у 7-летних детей) и в подростковом возрасте. Кризис младен­чества порождается тем, что новорожденный, по Выготскому, еще сохраняет психические черты утробной жизни, которые вступают в противоречие с конкретно-социальными впечатлени­ями и реакциями двух-трехмесячного ребенка. Противоречие это порождает индивидуальную психическую жизнь, которая харак­теризуется конфликтом между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями его общения со взрослыми. Инициируемые ребенком усилия разрешить этот конфликт, отыскать способы воздействия на взрослого, начать взаимодействие с ним приводят в конце первого года к появле­нию “аффекта собственной личности”. Это острое переживание собственного отличия от реальности окружающего мира обра­зует, по Выготскому, первую ступень развития воли. Именно волю он считает основой построения личности [5, Т.4, с. 225). Дальнейшее развитие воли—источник возникновения феномена своеволия и перехода трехлетнего малыша на новую соци­альную позицию утверждения и защиты своей автономии. При­знание воли, а затем автономии первыми стержневыми образо­ваниями структуры формирующейся личности характеризует нетрадиционный подход Выготского к проблеме развития лич­ности. Через 20 лет к таким же выводам приходит Э.Эриксон, создавая свою эпигенетическую концепцию развития “Я” чело­века. Однако для Эриксона и воля, и автономия—это ранние проявления заложенного в социальной природе индивида внут­реннего плана. Для Выготского же эти новообразования—ре­зультат деятельного, а затем и речевого взаимодействия, сотруд­ничества растущего человека с миром взрослости.

Дальнейшее развертывание волевого начала приводит, по Выготскому, к возникновению более высокого уровня самосоз­нания, самоконтроля. Ребенок стремится занять более высокую и ответственную позицию в обществе. Так возникает кризис семи лет, разрешающийся при поступлении детей в школу. В систе­ме более обширных и разнообразных социальных связей они вырабатывают неизвестные дотоле приемы утверждения своей но­вой, личностно значимой позиции в обществе. Эта позиция пред­полагает и новые способы сотрудничества ребенка с особым со­циальным типом взрослого—учителем—в системе специфи­ческой—учебной коллективной деятельности.