Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 40 из 136)

Результаты исследований ребенка на стадии подростничества существенно отличаются от тех данных, на которые опирался Выготский. В работах Эльконина подросток предстает прежде всего как субъект новой сферы жизни и активности, связанной с установлением и поддержанием доверительных личных отно­шений со сверстниками. В общении подростков складываются их взгляды на жизнь, мировоззренческие позиции, ориентации на будущее. Общим знаменателем этих новообразований Эльконин считает развитие самосознания. Рабочий подросток более не входит в центр психологического исследования. Можно предпо­лагать, что общество в 50-70-е годы уже смогло выделить под­ростку время для самоопределения не только в профессии, но и в более широких системах общественных связей.

Итогом исследований Эльконина стала оригинальная концеп­ция периодизации раннего периода жизни растущего человека. Основная ее идея заключается в положении о последовательном чередовании двух групп деятельностей, условно называемых Элькониным “ребенок-общественный взрослый” и “ребенок-обще­ственный предмет”. В первую группу входят непосредственно эмо­циональное общение младенца со взрослым, ролевая игра и ин­тимно-личностное общение подростков. В системе взаимодействия растущего человека со взрослыми и сверстниками происходит раз­витие мотивационно-потребностной сферы личности. Ко второй группе Эльконин относит манипулятивно-предметную деятель­ность в раннем детстве, учебную и учебно-профессиональную де­ятельность, на основе которых усваиваются общественно-выра­ботанные способы действий с предметами, эталоны, указывающие на функции вещей, а также получают развитие интеллектуаль­ные возможности детей. В своей концепции Эльконин продуктив­но расширил содержание понятия “деятельность”, включив в него и разные формы общения, невербального и вербального взаимо­действия растущего человека со взрослыми. И все же за преде­лами выделенных ученым форм активности детей оказались мно­гие типы их деятельного отношения к действительности—художественные занятия, творчество, напряженная работа по фор­мированию представлений о себе, и многие другие. В схеме от­ношений “ребенок—общественный взрослый” и “ребенок—обще­ственный предмет” отсутствует важнейшее отношение “ребенок-природа”, во многом определяющее уровень эстетического, этического и познавательного развития растущего человека. Уп­рощенной выступает и идея о чередовании стадий развития мотивационно-потребностной и операционно-инструментальной сферы личности. Идея эта—производное от утвердившейся в прошлые десятилетия концепции строения деятельности, соглас­но которой мотив определяет и, так сказать, “пропитывает” всю структуру деятельности. Он наполняет побудительным потенци­алом цель, определяющую действия, а также условия и средства, связанные с операциями, входящими в состав деятельности. Меж­ду тем, исследования показывают, что цели, условия, средства имеют свои самостоятельные мотивы, которые могут усиливать или ослаблять мотивационный потенциал деятельности. Это оз­начает, что овладение новыми способами манипуляций с предме­тами, новыми приемами оперирования знаниями опираются на особые мотивы и способствуют их обогащению. Точно так же при общении со сверстниками и взрослыми ребенок вырабатывает эф­фективные способы воздействия на них, инициации желательных и предотвращения нежелательных приемов общения с окружа­ющими. Стремление познать мир взрослых и сверстников ведет к усиленному развитию высших форм интеллекта, направленных на решение задач построения взаимоотношений с людьми.

Свою концепцию развития личности на разных этапах ее жизни—Л.И.Божович, как и Д.Б.Эльконин—создает в рам­ках педагогической психологии. В своих работах она обобщает исследования, выполненные Л.С.Славиной, Л.В.Благонадежиной, Т.В.Драгуновой, М.С.Неймарк, В.Э.Чудновским и многи­ми другими психологами. Значительное место в ее теории зани­мают понятия “социальной ситуации развития”, “внутренней позиции ребенка” и его изменяющегося места или положения в системе социальных связей. При выделении последовательных стадий в процессе онтогенеза, Божович руководствуется прин­ципом целостного преобразования личности. Это значит, что каждый этап ее становления характеризуется не отдельными но­вообразованиями, а преобразованием строения всей личности— меняется система отношений человека к действительности, перестраивается структура его сознания, мотивационная сфера личности. Вслед за Выготским Божович определяет растущего человека как инициатора собственной активности, корни кото­рой погружены в его потребностно-мотивационную сферу. Ак­тивность эта—основа развития личности в качестве субъекта: “...ребенок постепенно превращается из существа, подчиненного .внешним влияниям, в субъекта, способного действовать само­стоятельно на основе сознательно поставленных целей и приня­тых намерений” [3, с. 436-437]. Проявлением субъектного на­чала личности выступает не только ее внутренняя позиция, но и социальная ситуация развития: ее влияние на ребенка зави­сит от качества переживаний, вызываемых внешними соци­альными условиями. На высоких же уровнях своего развития личность как субъект превращается в “творца нового социаль­ного опыта” [3, с. 438], в “воспитателя собственной личности” [там же, с. 439].

Начала формирования субъектного отношения к миру Божо­вич обнаруживает уже у младенца: на З-ей-5-ой неделе жизни у него появляется потребность в новых впечатлениях. Мир вызы­вает у ребенка животворящее чувство радости, побуждающее ма­лыша к обследованию и овладению им. Тем самым окружающая действительность, по словам Божович, начинает делать из но­ворожденного субъекта [3, с. 200]. Не менее остро привлекает младенца мир людей. Их помощь, содействие, организация дей­ствий формирует у младенца потребность в общении. Развива­ясь на последующих этапах становления личности, эти две фун­даментальные потребности, способствуя развитию речи и интел­лекта, становятся основой перестройки сознания растущего человека: со второго года у ребенка происходит формирование “внутреннего плана” побудителей поведения. Кристаллизация побудителей—мотивов в образах, представлениях, понятиях, намерениях—обеспечивает высокую действенность “собствен­ного слова”. Препятствуя осуществлению импульсивных жела­ний, внутренний побудительный план выступает как важная веха на пути становления ребенка субъектом своего внутренне­го мира. Вместе с формированием познавательного отношения к миру, намерения познавать и организовывать свою деятель­ность, у ребенка возникает новая внутренняя позиция—занять социально значимое место в системе серьезной—учебной—де­ятельности. Не касаясь кризисов новорожденности, первого года жизни и периода трех лет, которые анализировал Выготский, Божович сосредоточивает внимание на таком переломном момен­те в жизни ребенка, как поступление в школу. При этом она не обнаруживает у детей острых внутренних конфликтов или кри­зисов. Социальные мотивы, производные от нового статуса школьника, настолько сильны, что оттесняют другие побужде­ния. Однако, в середине периода учения поведение детей, соглас­но Божович, драматически изменяется. Происходит перестройка их мотивационной сферы. Центром интересов школьников ста­новится область взаимоотношений со сверстниками. Дети стре­мятся завоевать в среде своих товарищей место, которое обес­печивало бы им эмоциональное благополучие, а такое место отнюдь не всегда завоевывается успехами в учебе. Однако, нам представляется, что в данном случае было бы некорректно го­ворить о смене потребности в познании потребностью в общении. Ориентация на взаимодействие со сверстниками выступает как средство познания мира социальных отношений и выработки оп­тимальных стратегий поведения в этом мире. Необходимость в развитии “социального интеллекта” обусловливается и тем фак­том, что в классах средней школы различные дисциплины ве­дутся разными преподавателями, и дети должны распознавать их личностные особенности, учиться строить взаимоотношения с каждым учителем. Производными от повышенного интереса подростков к взаимоотношениям людей, к закономерностям об­щения с ними выступают, во-первых, заостренное внимание к нравственным проблемам, формирование нравственных идеалов, а во-вторых—формирование более высокого уровня самосозна­ния. Потребность в познании самого себя, своих личностных ка­честв обусловлена необходимостью эффективно организовывать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Анализи­руя внутреннюю жизнь подростков, Божович не акцентирует пе­реживания ими кризисов и конфликтов. Однако приводимый ею материал обнаруживает борьбу психических сил у подростков на пороге юности. Эти конфликты порождаются рассогласова­нием между его притязаниями и возможностями (аффект неадек­ватности), расхождением между оценками его поступков разны­ми людьми, между внешними оценками и самооценками. Есть основание предполагать, что отмечаемое Божович стремление многих подростков к одиночеству, к временному дистанцированию от действительности обусловлено их желанием разобрать­ся в своих противоречиях и осознать истинные мотивы поступ­ков. Появление в результате устойчивой самооценки, стойких идеалов и моральных качеств личности означает, по словам Божович, что подросток становится способным к самостоятельно­му развитию путем самовоспитания и самосовершенствования. На следующей возрастной ступени—в старшем школьном воз­расте социальная ситуация развития отличается тем, что юно­ша стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, пред­полагающую выбор профессии, а это значит—определенного жизненного пути. Привлечение Божович большого массива пси­хологических исследований, выполненных как у нас, так и за рубежом, обнаруживает характерную для юношества философ­скую направленность внутреннего плана его жизни, стремление понять смысл жизни, найти свою миссию, выработать собствен­ные взгляды в области науки, политики, морали. На основе сформировавшегося мировоззрения происходит иерархизация мотивационной сферы. Интегрируются смыслообразующие мо­тивы и побуждения, реально регулирующие поведение. Эта ин­теграция опосредствуется мировоззрением. Именно на его основе мотивационная сфера растущего человека становится сознатель­но управляемой, а личность выступает как субъект своих дви­жущих сил.