Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 47 из 136)

Однако главное все же заключается в другом. В случае выше­указанного нашего различения социального и общественного (все­гда неразрывно связанных друг с другом) становится ясным, что изначально социальны и то, что ребенок делает с помощью взрос­лых (интерпсихическое), и то, что он делает непосредственно без нее (интрапсихическое), и все промежуточные между ними и лю­бые другие стадии психического развития детей. Но это не зна­чит, что между ними вообще нет никакой разницы. Она, конеч­но, существует, но на совсем иных основаниях.

Суть в том, что даже в современной трактовке зоны ближай­шего развития по-прежнему недостаточно учтена важнейшая роль субъекта психического развития в процессе обучения, са­мообучения и т. д., прежде всего роль внутренних условий, из­начально опосредствующих все внешние (педагогические и т. д.) воздействия. Понятие такой зоны означает, что все дети и во­обще обучаемые делятся на две группы—получающие и не по­лучающие педагогическую помощь от обучающих. Тем самым подразумевается, что те, кому эта помощь предоставлена, непре­менно и успешно ее используют (независимо от внутренних ус­ловий, опосредствующих ее использование). Здесь опять соци­альность понимается—осознанно или неосознанно—лишь как однонаправленное и безусловное влияние общества на ребенка, вообще на индивида, беззащитного и пассивного объекта подоб­ных внешних воздействий.

Но с позиций принципа детерминизма “внешнее только через внутреннее” (т. е. через основание развития) ребенок—это подлинный субъект, опосредствующий своей активностью лю­бые педагогические влияния, а потому сугубо избирательно к ним восприимчивый, открытый для них, но не “всеядный” и не беззащитный. Следовательно, недостаточно подразделять обуча­емых на 1) получающих и 2) не получающих помощь извне. Нужна дальнейшая дифференциация первых из них на тех, кто а) хочет и может и, наоборот, б) не хочет, не может и т. д. ис­пользовать в процессе саморазвития помощь извне (подсказки, советы и т. д.), поскольку она действует не безусловно, не пря­мо и непосредственно, а только через внутренние условия, во­обще через обучаемого субъекта.

Любые подсказки, советы, книги, компьютеры и т. д. могут стать подлинными средствами дальнейшего саморазвития чело­века, лишь будучи изначально опосредствованными его внутрен­ними условиями. Иначе они просто не становятся такими сред­ствами. Это принципиально важное обстоятельство, характери­зующее важнейшую роль субъекта, до сих пор недостаточно учитывается даже новейшими отечественными и зарубежными теориями опосредствования (meditation, re-meditation и т. д.), ис­пользующими понятие зоны ближайшего развития.

К этому надо еще добавить, что даже в новейшем понятии та­кой зоны сохраняется уже упоминавшееся традиционное дизъ­юнктивное деление психики человека на первичное интерпси­хическое (межиндивидуальное) и последующее, вторичное интрапсихическое (внутрииндивидуальное), не учитывающее принципа детерминизма “внешнее только через внутреннее”.

Из всего сказанного следует, что первая стадия “интер” едва ли может возникнуть и существовать до и без одновременной стадии “интра”, поскольку любые отношения между индивида­ми изначально и сразу же как бы преломляются через внутрен­ние (интра-) условия каждого из них.

Таким образом, в очень разных направлениях и аспектах ме­тодологический принцип “внешнее через внутреннее” (т. е. че­рез основание развития) помогает раскрывать решающую роль субъекта в различных видах активности—прежде всего в ходе обучения, самообучения и т. д.

Субъект представляет собой общее единое основание для раз­вития (в частности, для дифференциации через интеграцию) всех психических процессов, состояний и свойств, сознания и бессоз­нательного. Многообразие и единство различных, противоречивых психических явлений объективно выступают и потому изу­чаются наукой как система качеств определенного субъекта. Тем самым целостность субъекта есть объективное основание для це­лостности, системности всех его психических процессов, состо­яний и свойств.

Поэтому невозможен и неоправдан отмеченный выше разрыв, дуализм между натуральным (природным) и культурным (соци­альным) в развитии человека на любой его стадии (внутриутроб­ной, постнатальной и т. д.): будь то разрыв между низшими (яко­бы натуральными) и высшими (якобы чисто социальными) пси­хологическими функциями, между житейскими и научными понятиями у ребенка и т. д.

Однако теперь уже достаточно ясно, что именно такой дуа­лизм не преодолен и не преодолим даже в современных вариан­тах культурно-исторической теории высших психических фун­кций. Обобщая, можно в заключение сказать, что он выступает в виде следующего противоречия (неразрешимого и обычно даже не замечаемого). С одной стороны, по Выготскому, как уже от­мечалось выше, “то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослых, завтра он сумеет сделать самостоятельно” [10, с. 14], т. е. психическое развитие детей идет в направлении от зоны ближайшего развития к зоне актуального развития (от интер-к интра-) и т. д. Но, с другой стороны, наоборот, это развитие осуществляется по вектору от натурального, спонтанного к чи­сто социальному, реактивному (через промежуточную спонтан­но-реактивную стадию). Например, сначала образуются спонтан­ные, житейские понятия (зона актуального развития) и лишь потом, отчасти на их основе—научные понятия (зона ближай­шего развития), т. е. теперь вторая из этих зон оказывается, напротив, не первичной, а вторичной.

Выявленное противоречие не разрешается, а лишь частично смягчается или, наоборот, обостряется в тех случаях, когда Вы­готский применял понятие “социальная ситуация развития” для более полного определения специфики психического развития младенца. Это понятие он разрабатывал в последние годы сво­ей жизни, т. е. одновременно с теорией зоны ближайшего раз­вития. Социальную ситуацию он характеризует, в частности, следующим образом: “... основное новообразование младенчес­кого возраста может быть лучше всего обозначено с помощью термина, введенного в немецкой литературе для названия изна­чально возникающей психической общности младенца и матери, общности, которая служит исходным пунктом дальнейше­го развития сознания. Первое, что возникает в сознании младен­ца, может быть названо ближе и точнее всего, как “Ur - wir”, т. е. “пра—мы” [11, т.4, с. 305].

Это последнее понятие—даже с современной точки зрения— во многом адекватно характеризует взаимоотношения младен­ца и его матери, вообще социальную ситуацию психического раз­вития. Однако идее социальной ситуации, идее психической общности младенца и матери противоречит другая, уже упоми­навшаяся мысль Выготского о том, что ребенок до 3-х лет учится “по своей собственной программе” [10, с. 21], т. е. спонтанно, а не по программе матери. Указанное противоречие выступает затем в разных формах.

Например, с одной стороны, Выготский неоднократно подчер­кивает, что “зависимость младенца от взрослых создает совер­шенно своеобразный характер отношения ребенка к действитель­ности (и к самому себе): эти отношения всегда оказываются опос­редствованными другими, всегда преломляются через призму отношений с другим человеком” [11, т.4, с. 281].

Но, с другой стороны, процитированный общий принцип дет­ского развития Выготский конкретизирует для периода младен­чества, в частности, с помощью широко известной тогда следу­ющей схемы К.Бюлера. Генезис животных и людей осуществ­ляется последовательно по трем главным ступеням снизу вверх: 1) инстинкт, 2) дрессура и 3) интеллект. В отличие от Бюлера, он отказывается придавать этой “чрезвычайно удобной” схеме универсальное значение, прилагая ее к животным, ребенку и взрослым, но соглашается с тем, что она “безукоризненно отра­жает развитие поведения” в младенческом возрасте[11, т. 4, с. 297]. Поэтому он тоже считает, что основное новообразование периода новорожденности—это 1) наследственно обусловлен­ная инстинктивная психическая жизнь, над которой затем над­страивается 2) приобретенный, личный опыт (ср. житейские по­нятия, по Выготскому), а потом возникают и 3) начатки интел­лекта.

Таким образом, даже когда в культурно-исторической теории высших психологических функций (в ее прежнем и современ­ном вариантах) подчеркивается изначальная социальность си­туации развития младенца и вообще ребенка, то эта социаль­ность характеризует не столько самого ребенка, сколько лишь внешнюю ситуацию его развития (например, как мы видели, житейские понятия дошкольников не признаются “чисто соци­альными”, психическая жизнь младенцев понимается как из­начально инстинктивная и т. д.).

Это, на наш взгляд, объясняется прежде всего тем, что в 20-30-ые годы абсолютное большинство психологов (в том числе Вы­готский и его ученики) отождествляли социальное только с вне­шним и потому рассматривали новорожденного младенца не как человека, а как животное или полуживотное (мы уже видели, что и до сих пор некоторые психологи говорят об очеловечива­нии или о гомоинизации психики ребенка, тем самым призна­вая его вначале нечеловеческим существом).

Выготский прямо пишет: “Для нас сказать о процессе “вне­шний”—значит сказать “социальный” [11, т. 3, с. 145]. Соот­ветственно (см. выше) опосредствование речевыми и другими зна­ками выступает для него как социализация, как опосредствова­ние внешним, а не внутренним. Последнее понимается вначале как натуральное, животное, не социальное и т. д. (например, низшие психологические функции у детей). И даже когда Выгот­ский в конце своей жизни начал разрабатывать идею об изначаль­ной социальности ситуации детского развития, он все же сохра­нил, хотя и в смягченной форме, прежнюю мысль о том, что “ре­бенок пробегает в указанном периоде животнообразную стадию развития” [11, т.4, с. 306; подчеркнуто нами—Авторы.].