Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 63 из 136)

199. 199. Смирнов Г.А. Основы формальной теории целостности // Системные исследо­вания: Ежегодник. М. 1983.

200. 200. Снятие // Философская Энциклопедия. М. 1970. Т. 5.

201. 201. Снятие // Философский Энциклопедический словарь. М. 1983.

202. 202. Степин В.С. Философская антропология и история науки. М. 1992.

203. 203. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М. 1979.

204. 204. Теплов Б.М. Советская психологическая наука за 30 лет. М. 1947.

205. 205. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Изв. Акад. пед. наук РСФСР. М. 1953. Вып. 45.

206. 206. Теплов Б.М. Избр. тр. : В 2 т. М. 1985.

207. 207. Теплов Б.М., Шварц Л.М. Рецензия на “Основы общей психологии” С.Л.Рубин­штейна // Сов.педагогика. 1941. № 7-8.

208. 208. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М. 1969.

209. 209. Тихомиров О.К. Психология мышления. М. 1984.

210. 210. Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Тал­лин. 1988.

211. 211. Тьюринг А. Может ли машина мыслить? М. 1960.

212. 212. Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та. Л. 1939. Т. 18.

213. 213. Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та. Л. 1940. Т. 34.

214. 214. Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та. Л. 1941. Т. 35.

215. 215. Франкфурт Ю.В. Плеханов и методология психологии. М. -Л. 1930.

216. 216. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М. Пг. 1923.

217. 217. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М. Пг. 1924.

218. 218. Фролов И.Т. Генетика и диалектика. М. 1968.

219. 219. Фролов И.Т. Перспективы человека. 2 изд. М. 1983.

220. 220. Фролов И.Т. Философия и история генетики. М. 1988.

221. 221. Цехмистро И.З. Диалектика единого и множественного. М. 1972.

222. 222. Чайлахян Л.М. Истоки происхождения психики или сознания. Пущине. 1992.

223. 223. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М. 1977.

224. 224. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. 1982.

225. 225. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М. 1994.

226. 226. Шноль С.Э. физико-химические механизмы и биологическая специфичность / / Современное естествознание и материалистическая диалектика. М. 1977.

227. 227. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М. 1961.

228. 228. Эльконин Д.В. Послесловие // Выготский Л.С. Собр.соч. М. 1984. Т. 4.

229. 229. Экспериметальная психология. Вып. 1-2. М. 1966.

230. 230. Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. Л., 1979.

231. 231. Эткинд А.М. Содом и психея. История интеллектуальной жизни Серебряного века. М. 1996.

232. 232. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М. 1979.

233. 233. Ярошевский М.Г. Несколько штрихов к портрету ученого // А.Н.Леонтьев и современная психология. М. 1983.

234. 234. Ярошевский М.Г. Предметная деятельность как основа системы психологии // Вопросы психологии. 1984. 1.

235. 235. Ярошевский М.Г. История психологии. 3 изд. М. 1985.

236. 236. Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский и марксизм в советской психологии // Пси-хологич. журнал. 1992. № 5; 1994, № 1.

237. 237. Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский : в поисках новой психологии. Спб., 1993.

238. 238. Bunge M., Ardila R. Philosophy of Psychology. New York. 1987.

239. 239. Buhler K. Die Krise der Psychologie. Jena. 1927.

240. 240. CassirerE. Philosophie der symbolischen Formen. Berlin. Tl. 1-3. 1923-1929.241. Ijzendoorn M.H., R. van der Veer. Main Currents of Critical Psychology. New York. 1984.

241. 241. Magnusson D., Torestad B. A Holistic View of Personality: A Model Revisited // Annual Review of Psychology. 1993. Vol. 44.

242. 242. Matthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Gottingen. 1988.

243. 243. McCarthy D. The Language Development of the Preschool Child. Minneapolis. 1930.

244. 244. Payne T.R. S.L.Rubinstein and Philosophical Foundations of Soviet Psychology. Dordrecht (Holland). 1968.

245. 245. Piaget J. Le jugement moral chez l'enfant. Paris. 1932.

246. 246. Riegel Klaus F. Foundations of Dialectical Psychology. New York. 1979.

247. 247. Rubinstein Sergej. Eine Studie zum Problem der Methode. Marburg. 1914.

248. 248. Tucker Robert C. The Soviet Political Mind. New York. 1971.

249. 249. Van der Veer, Valsiner J. Understanding Vygotsky: Quest for Synthesis. Blackwell. Cambridge. USA. 1991.

250. 250. Vygotsky L.S. Mind in Society. London. 1978.

251. 251. Wertsch James V. An Introduction // The Concept of Activity in Soviet Psychol­ogy. New York. 1979.

252. 252. What is Intelligence? Norwood. New Jersey. 1988.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Глава 6. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Общая характеристика состояния проблемы личности и первый период ее разработки в отечественной психологии

Общая характеристика постановки проблемы личности в оте­чественной психологии объективно определилась, во-первых, со­циальными условиями развития психологической науки в совет­ский период в нашей стране, во-вторых, наличием в ней разных школ и направлений, в третьих, соотношением методологичес­кого, теоретического и эмпирического уровней исследования, которое по разному складывалось на разных этапах развития отечественной психологии. Комплекс этих трех обстоятельств определил то, что на первом этапе советской психологии—в двадцатых и начале тридцатых годов- в силу ориентации пси­хологов на решение актуальных социальных и практических проблем (например, беспризорности, дефектологии и т. д.) пре­обладало изучение реальной личности. Таковой для большин­ства психологов являлась личность ребенка, живущего и воспи­тывающегося в условиях советского общества того периода [2, 8, 41, 63, 64]. Внимание исследователей было направлено не столько на создание теоретической модели личности и ее эмпи­рическую проверку, сколько на личность как психосоциальное явление. И психологи-исследователи, и практические психоло­ги, и педагоги имели дело с реальным ребенком, живущим в конкретных социальных условиях и попытались изучать связан­ные именно с этими условиями особенности ребенка, в том чис­ле способности, степень его развития, или отставания в услови­ях конкретной семьи, школы и т. д. Данное направление позднее оформилось в так называемое педологическое направление, ко­торое, кроме диагностики психических и личностных особенно­стей ребенка, имело целью корректировать, направлять его раз­витие (из чего, в частности и выросло понятие “зоны ближайшего развития” Л.С.Выготского, определившее соотношение взрослого и ребенка в этом процессе). Направленность на изу­чение и психолого-педагогическое содействие реальной лично­сти ребенка в отечественной психологии постепенно пришла в противоречие с присущей ей с самого начала направленностью на идеальную личность, каковой—в силу идеологических при­чин—все более становилась личность советского человека [108]. Казалось бы именно последняя должна была включать в себя все определения реальной личности, т. е. человека, живущего в кон­кретном—советском обществе. Но парадокс заключался в том, что изучение реальной личности советского человека было за­менено обсуждением и постулированием идеала советского че­ловека. В этом прежде всего проявилась идеологизация советс­кой психологии, как и всех гуманитарных наук. Отправным те­зисом и для философов и для психологов оказался идеал гармонически всесторонне развитой личности, который посте­пенно вытеснил и заменил изучение, в том числе далеких от этого идеала, реальных личностей (в числе которых в реальной жизни оказывались все больше алкоголики, девианты, искале­ченные сталинскими тюрьмами и лагерями лица). Можно сказать, что только в настоящее время—в конце восьмидесятых— девяностых годах психологи снова вернулись к изучению ре­альной личности, что, в частности, конкретно проявилось в обращении к проблемам психотерапии, алкоголизма, девиации, а также в формулировке общих проблем экологии человека как реальных проблем депривации нормальных условий, необходи­мых для развития личности. Резюмируя, можно сказать, что наиболее характерным для отечественной психологии являет­ся не различие эмпирического и теоретического исследований личности (как это имеет место в западно-европейской и амери­канской психологии, где классические теории стоят в стороне от многочисленных эмпирических исследований целого ряда ча­стных проблем личности), а отличие изучения реальной лич­ности от постулирования особенностей идеализированной лич­ности (или социальной утопии личности).

Однако, отечественные теории личности не свелись к чисто спекулятивным, а напротив, приобрели черты глубины, ориги­нальности в силу второй особенности развития этой области пси­хологии—того, что в психологии в целом существовало не­сколько основных школ (и ряд менее глобальных направлений), между которыми время от времени происходили теоретические дискуссии. Тенденции идеологизации, которая грозила заменить психологическую теорию личности социологигической схемой, противостоял своеобразный плюрализм подходов к личности разных отечественных психологов. Наличие в советской психо­логии разных школ (хотя их дискуссии иногда и приобретали идеологически окрашенный негативный характер), разнообра­зие теорий личности и взглядов на нее в целом явилось тем по­зитивным обстоятельством, которое определило теоретическую глубину отечественных теорий личности. Можно сказать, что теории личности развивались, разрабатывались в контексте еди­ной психологической науки, а само это единство поддержива­лось и на организационном, и на методологическом, и на науч­ном уровнях (в отличие, скажем, от структуры психологичес­кой науки США и других стран, состоящей из отдельных лабораторий в университетах разных штатов). В советской пси­хологии и в разработке проблемы личности преобладал методо­логический уровень, но благодаря методологическому единству взглядов существовала возможность сопоставления и выявления различных точек зрения на личность, что в целом содействова­ло развитию теории личности.

Историческая последовательность в разработке проблем лич­ности и место, удельный вес этой проблемы в структуре психо­логического знания на разных ее этапах также больше зависе­ли от социальных и идеологических причин, чем собственно на­учных. Как уже отмечалось, в двадцатых и начале тридцатых годов преобладало стремление решить практические проблемы, связанные со строительством социализма в стране. Предметом исследования являлась реальная личность в связи с конкретны­ми социальными уловиями ее жизни (коллективом, условиями семьи, воспитания и т. д.). Несколько условно можно говорить о преобладании конкретной социальной детерминации при объ­яснении сущности личности.

Тридцатые годы оказались периодом первого собственно со­циально-политического и организационного кризиса психоло­гии, который явился следствием депривации социальной пси­хологии, психотехники и разгрома педологии. Здесь же наме­чается радикальный переход к разработке проблемы личности в двух направлениях: 1)как теоретической проблемы общей пси­хологии на основе марксистской методологии, но соотносительно с контекстом мировой психологии (С.Л.Рубинштейн), 2) как им­плицитно подразумеваемой в контексте педагогических проблем и задач воспитания и эксплицируемой в качестве проблем пси­хического развития ребенка и его личности—Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др. Проблема реальной личности, детерминированной конкретными соци­альными условиями, постепенно превращается в методологичес­кую и теоретическую проблему. Исходная особенность психоло­гической науки о личности советского периода заключается в многоаспектности и многоуровневости изучения личности, под­ходов к ней: кроме двух традиционно выделяемых теоретичес­кого и эмпирического уровней исследования, с самого начала в советской психологии разрабатывался методологический уро­вень анализа личности—методологические принципы и пробле­мы, которые были одновременно и проблемами всей психологи­ческой науки. В двадцатые-тридцатые годы эти проблемы ак­туализировались в связи со стремлением психологов реализовать марксизм в психологии. Однако, поскольку основным предме­том изучения в двадцатых-тридцатых годах оказалась личность ребенка, а не взрослого, и проблемы ее развития, основной ме­тодологической проблемой стала проблема соотношения биоло­гического и социального в детерминации развития личности ре­бенка.