Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 91 из 136)

Впервые к социально-психологической проблематике Бехте­рев обращается в своей речи на годичном торжественном собра­нии в Военно-медицинской Академии в 1897 г. Конкретной те­мой его выступления явились вопросы психического влияния,-внушения и его роли в обществе. Определяя свое отношение к данной проблеме и подчеркивая ее актуальность. Бехтерев от­мечал: “Мне представляется не только современным, но и не­безынтересным остановиться на этом предмете, полном глубо­кого значения как в повседневной жизни отдельных лиц, так и в социальной жизни народов” [9, с. II].

Следует отметить, что период конца XIX в. характеризовался острым интересом к социально-психологической проблематике, развивающимся на фоне и под воздействием бурно проявляющихся социальных процессов, растущих классовых антагонизмов и свя­занной с этим актуализацией внимания к вопросам общественно­го развития и его психологическим факторам. Взаимоотношения личности и общества, пути и методы общественной детерминации поведения человека, проблемы свободы воли—все эти вопросы находят отражение на страницах художественных произведений, публицистической и научной литературы рубежа столетий. При­чем в процессе их решения происходит острая поляризация мне­ний и подходов представителей разных направлений научной и об­щественно-политической мысли. В конечном счете, независимо от различия в понимании тех или иных частных вопросов, выделя­ются две основные тенденции: попытка поставить во главу угла психологический фактор как важнейший и определяющий всю дина­мику и структуру общественных отношений и противоположное этому стремление рассмотреть явления общественной и индивиду­альной психологии как детерминированные обществом.

Акцентирование внимания на субъективных, психологичес­ких факторах развития общественных и социально-психологи­ческих явлений в русской науке представлено трудами лидера народнической идеологии Михайловского; социологов Н.И.Кареева, Е.В.Роберти; экономиста П.Б.Струве; философов Бердя­ева, С.Н.Булгакова; психологов М.М.Троицкого, А.И.Введенс­кого, Л.Е.Владиславлева, М.А.Рейснера и др.

С позиций экономического детерминизма проблемы развития общества и всех его подструктур (включая явления обществен­ной психологии) рассмотрены в трудах лидера русских маркси­стов Плеханова и его последователей [73, 74].

В контексте истории отечественной социологической и соци­ально-психологической мысли социально-психологическим взглядам Бехтерева принадлежит особое место. В них—исто­ки естественнонаучной традиции в исследовании и объяснении общественых (в том числе социально-психологических) явлений, их целостного, системного описания, предполагающего рассмот­рение их в широком природном и социальном контексте.

Развернутое обоснование этих идей содержится в “Коллектив­ной рефлексологии” Бехтерева, в которой выделяются 23 универ­сальных закона, действующих, по мнению ученого, в неоргани­ческом мире, в природе и в сфере социальных отношений: закон сохранения энергии, законы тяготения, отталкивания, инерции, энтропии, непрерывного движения и изменчивости, и т. д. На основе физических законов Бехтерев пытался дать объяснение таким сложным социальным процессам, как развитие и преем­ственность культурных традиций, образование социальных общностей, динамика общественных взглядов и настроений и т. д.

Дальнейшее развитие социально-психологической теории (в частности, специального ее направления—социальной перцеп­ции) подтвердило правильность сделанного Бехтеревым выво­да о зависимости социального восприятия от индивидуального опыта, личностных особенностей воспринимающего субъекта. Вместе с тем была доказана необходимость и возможность ис­пользования в социально-психологическом исследовании наря­ду с объективными показателями также и субъективных оценок состояний, переживаний и отношений людей по поводу раз­ных сторон их совместной деятельности и общения.

Бехтерев первым в отечественной психологии дал определе­ние предмета, задач и методов социальной (или “общественной”, как он ее называет) психологии, сделал попытку разработать ее теоретические основы.

Он указывает, что сферу общественно-психологического ис­следования составляет изучение разных социальных групп и социальной стороны личности: “Предметом общественной психологии является изучение психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое, благодаря общению их друг с другом. Безразлично, будет ли это случайная толпа или общественный митинг, или правительственное собрание — везде проявляются общее настроение, соборное умственное твор­чество и коллективные действия многих лиц, связанных друг с другом теми или иными условиями”.

Заслугой Бехтерева как одного из основоположников отече­ственной социальной психологии является разработка учения о коллективе. Коллектив рассматривается им как нечто целое, как “собирательная личность”, имеющая свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих ее лиц. Бехтерев ста­вит задачу выделения общих законов, лежащих в основе дея­тельности коллектива. “Проявления собирательной личности... подчиняются такой же закономерности, какая открывается при строго объективном рефлексологическом изучении проявлений отдельной личности. Притом самые формы этой закономернос­ти оказываются общими как для отдельной личности, так и для собирательной личности...”. Указанная исходная методологичес­кая посылка приводит Бехтерева к выводу о необходимости, ис­следуя общественную жизнь, прослеживать те же рефлексы “в форме общественных движений” и то же их развитие, которое имеет место в деятельности отдельной личности.

Вместе с тем здесь проявляется недооценка Бехтеревым сво­еобразия в закономерностях поведения личности и социальной группы. Психическая жизнь человека не ограничивается уров­нем рефлекторной деятельности, она более сложна, включает со­знательную регуляцию поведения и деятельности. В еще боль­шей мере это относится к явлениям социально-психологическим, представляющим собой качественно иной, более высокий уровень организации, законы которого не сводимы к законам, регулирующим индивидуальное бытие человека, тем более—к рефлекторным механизмам психической деятельности. Как по­казывают социально-психологические исследования, включение человека в коллектив или социальную группу приводит к воз­никновению ряда новых факторов, к актуализации специфичес­ких, социально-психологических механизмов взаимодействия, не имевших места на уровне индивидуальной психической дея­тельности (индивидуальной лишь относительно, ибо деятель­ность человека всегда социально опосредована). К этому же выводу приходит фактически и сам Бехтерев, анализируя полу­ченные им в конкретном социально-психологическом исследо­вании данные, характеризующие особенности соотносительной деятельности людей в группе.

Понятие “коллектив” определяется Бехтеревым предельно широко: как любая социальная группа или общность вообще. Им дана характеристика разных социальных групп, предложена их классификация. Основой этой классификации выступает уровень организованности группы, направление ее активности, степень общности интересов составляющих ее членов. Учитывая указан­ные показатели, Бехтерев подразделяет коллективы (или груп­пы) на организованые и неорганизованные, различающиеся по уровню сплоченности.

В определении коллективов, сформулированном Бехтеревым, в качестве главного, доминирующего признака выделяется объе­динение людей вокруг общей цели для осуществления совмест­ной деятельности. “Очевидно, что только общность интересов и задачи является тем стимулом, который побуждает коллек­тив к единству действий и придает самый смысл существованию коллектива”. Общность цели рождает, в свою очередь, общность организации и общность деятельности.

Бехтерев подчеркивает интегрирующую функцию цели, рас­сматривая ее таким образом, по сути, в качестве системообразующего признака коллектива. “Всякий нарождающийся само­стоятельный коллектив начинает свою жизнь с самоопределе­ния, ... он устанавливает и выясняет свои собственные задачи и цели, отмежевывая их от задач и целей других коллективов. Только после этого устанавливаются определенные отношения такого коллектива к другим”.

В противоположность взглядам Тарда, Лебона, Михайловско­го и других Бехтерев подчеркивает необходимость дифференци­рования понятий “организованная общность” и “толпа”, учета специфики разных социальных групп и характера взаимодей­ствия составляющих их лиц. Это положение, реализуемое Бех­теревым прежде всего в его экспериментальной практике, яв­ляется принципиально важным, противостоящим попыткам пе­ренесения закономерностей поведения людей в толпе на закономерности взаимодействия людей в рамках организован­ных общностей.

Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга занимают одно из центральных мест в социально-пси­хологической теории и коллективном эксперименте Бехтерева.

Характеризуя роль общения, Бехтерев оценивает его как ме­ханизм осуществления совместной деятельности и формирова­ния ее коллективного субъекта, условие сохранения и распро­странения индивидуального опыта, передачи его потомству, обеспечения исторической преемственности общественных цен­ностей. Общение у Бехтерева выступает как средство объеди­нения людей в группы, условие социализации личности. Ха­рактеризуя роль общения в развитии и формировании лично­сти, Бехтерев писал: “Различные личности находятся в различных условиях в смысле общения их с окружающими лицами, а равно и в неодинаковых условиях воспитания, что также не лишено громадного значения в отношении будущего развития каждой данной личности”. Он отмечал, что чем раз­нообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности, под­черкивал, что люди, выросшие в общении с более разнообраз­ным кругом лиц, являются более развитыми по сравнению с теми людьми, круг общения которых ограничен. Этот вывод ученого получил убедительное подтверждение в многочислен­ных психолого-педагогических исследованиях, а также в кон­кретной учебно-образовательной и воспитательной практике.