Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 108 из 188)

Далее, такие же обязательные для исполнения предписания они дают федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и орга­нам местного самоуправления об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, про­тиворечащих антимонопольному законодательству.

Федеральные антимонопольные органы вправе принимать ре­шения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководите­лей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение анти­монопольного законодательства. Из указанного полномочия сдела­но одно исключение. Федеральные антимонопольные органы не вправе налагать штрафы за нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естествен­ных монополиях (подробнее об этом см. в лекции о естественных монополиях).

Другая часть полномочий как бы прерывается на полпути, фе­деральные антимонопольные органы до конца их не доводят. Сами они окончательных мер по их пресечению, устранению последствий выявленных нарушений антимонопольного законодательства, а так­же по привлечению к ответственности виновных принимать не мо­гут, они лишь вносят предложения, направляют собранные мате­риалы компетентным государственным органам. Реализуя эти пол­номочия, федеральные антимонопольные органы вправе:

а) вносить в соответствующие федеральные органы исполни­тельной власти, органы исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации и органы местного самоуправления предложения о введении или об отмене лицензирования, об изменении таможен­ных тарифов, о введении или об отмене квот, а также о предостав­лении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов государ­ственной поддержки;

б) направлять в соответствующие правоохранительные орга­ны материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимоно­польного законодательства;

в) обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязатель­ном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.

Полномочия федеральных антимонопольных органов не сво­дятся только к контрольно-карательным акциям. Весом их вклад в повышение эффективности предпринимательства, проводимых экономических преобразований, которые прямо не касаются не­добросовестной конкуренции и монополистической деятельности. В отличие от полномочий, о которых говорилось выше, здесь пред­лагаемые меры необязательны для исполнения теми, кому они ад­ресуются, а носят характер пожеланий, советов. В целях содейст­вия развитию товарных рынков, конкуренции, поддержки пред­принимательства и демонополизации федеральные антимонополь­ные органы могут направлять соответствующим федеральным ор­ганам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впе­рвые вступающих на рынок определенного товара;

об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

о создании и развитии параллельных структур в сферах про­изводства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

о финансировании мероприятий по расширению выпуска то­варов в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

о привлечении иностранных инвестиций, создании организа­ций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

о лицензировании экспортно-импортных операций и измене­нии таможенных тарифов;

о внесении изменений в перечни видов деятельности, подле­жащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

Полномочия федеральных антимонопольных органов подкреп­лены их правом на сбор необходимой информации. Сотрудники, уполномоченные федеральными антимонопольными органами, в целях выполнения возложенных на них функций имеют право бес­препятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации и органы местного самоуправления, а также в коммерчес­кие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства на основании письменно­го запроса с нужными документами. Органы милиции обязаны ока­зывать им в этом практическую помощь. Праву доступа к инфор­мации корреспондирует обязанность передавать ее. Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправле­ния (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуаль­ные предприниматели, обязаны по требованию федеральных анти­монопольных органов предоставлять достоверные документы, пись­менные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления федеральными антимонопольными органами их законной деятельности. Полученные сведения, составляющие ком­мерческую тайну, не подлежат разглашению. В случае их разгла­шения причиненные предпринимателям и иным лицам убытки под­лежат возмещению в соответствии с гражданским законодатель­ством.

3. Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что государственный контроль ограничен строго установленными законодательством пределами деятельности хозяйствующего субъекта и динамикой структуры рынка. Показателем, интег­рирующим обе эти линии контроля, и общей отправной точкой кон­троля является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара. Юридическим средством фиксации подконтрольного состояния предпринимателя, того, что он находится под пристальным вниманием, служит Реестр хозяй­ствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

Реестр — явление в предпринимательстве совершенно новое. Он введен изменениями и дополнениями, внесенными в апреле 1995 г. в Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Ранее был узаконен Государ­ственный реестр Российской Федерации объединений и предпри­ятий-монополистов на товарных рынках. В Государственный ре­естр вносились хозяйствующие субъекты, которые одновременно соответствовали двум признакам: занимали доминирующее поло­жение на рынке определенных товаров и злоупотребляли им, то есть нарушали антимонопольное законодательство. Опиравшийся на него государственный контроль был более жестким, попадание в список монополистов имело весьма неприятные последствия для хозяйствующих субъектов-монополистов, в частности, на их товар применялось государственное регулирование цен. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 августа 1992 г. № 576 "О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992—1993 годах*" применя­лось государственное регулирование цен на продукцию (товары, услуги) объединений, предприятий и организаций-монополистов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собствен­ности, включенных в Государственный реестр Российской Феде­рации объединений и предприятий-монополистов, путем установ­ления предельных цен (тарифов), фиксированных цен (тарифов), предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности, декларирования повышения свободных цен и тарифов на продукцию (товары, услуги). В 1993 г. на феде­ральном уровне государством регулировались цены на 5—6% от общего объема выпускаемых в России товаров. Жизнь показала нецелесообразность подобного регулирования цен, так как оно не способствовало развитию конкуренции. Предприятия искусствен­но завышали издержки производства, снижали качество выпус­каемой продукции. На 1994 г. действие постановления не было про­длено. Вместе с тем формально, как правовая ценность, Государст­венный реестр имел невысокую шкалу — порядок его формирова­ния до весны 1995 г. устанавливался самим антимонопольным ор­ганом.

* Российская газета. 1992. 28 авг.

В настоящее время Реестр строится на иных началах, занесе­ние хозяйствующих субъектов в Реестр влечет для них совершен­но другие последствия. Во-первых, порядок формирования и веде­ния Реестра определяется Правительством РФ, а ранее это делал Государственный антимонопольный комитет РФ. Действующий ныне порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 15 фев­раля 1996 г. № 154. Во-вторых, единственная цель созданного Рее­стра — подготовка информационной базы данных о хозяйствую­щих субъектах, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, для осуществления государственного контроля за со­блюдением ими антимонопольного законодательства*. Государст­венному комитету по статистике РФ поручено обеспечивать про­ведение статистических наблюдений в отношении включенных в Реестр хозяйствующих субъектов.