Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 79 из 188)

Но из приведенного общего правила федеральным законом (подчеркнем — только федеральным законом) могут устанавли­ваться исключения. Так, согласно ст. 7 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах привати­зации муниципального имущества в Российской Федерации", фе­деральный орган по управлению государственным имуществом* от имени Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федераль­ной собственности. Статья 10 того же Федерального закона к функ­циям специализированного учреждения по продаже федерального имущества отнесла: владение от имени Российской Федерации переданными ему объектами до момента их продажи, в том числе осуществление полномочий Российской Федерации как акционера (участника) в хозяйственных обществах; выступление на основа­нии поручения Правительства РФ учредителем хозяйственных обществ.

* Таким органом в настоящее время является Министерство государст­венного имущества РФ. Ранее им был Государственный комитет Россий­ской Федерации по управлению государственным имуществом — феде­ральный орган исполнительной власти, проводящий государственную по­литику в области приватизации, управления, распоряжения федераль­ной собственностью и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти (см. Положение об этом ко­митете // СЗ РФ, 1997, № 25, ст. 2948).

4. В предпринимательской практике встал вопрос о дееспо­собности хозяйственных товариществ и обществ с участием госу­дарственных и муниципальных органов, образованных до 8 декаб­ря 1994 г. (время вступления в силу гл. 4 ГК РФ, где помещена упомянутая ст. 66), когда подобное участие допускалось, и создан­ных по инерции позднее. Необходимые разъяснения на этот счет даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Акты о регистрации хозяйственных товариществ и обществ, созданных после 7 декабря 1994 г. и одним из учредителей кото­рых является государственный орган или орган местного самоуп­равления, должны признаваться недействительными, за исключе­нием случаев, когда право учреждать хозяйственные общества предоставлено соответствующим государственным органам или органам местного самоуправления федеральным законом, а также иными правовыми актами, изданными до введения Кодекса в дей­ствие. Недействительными признаются также сделки, связанные с приобретением после введения в действие Кодекса государствен­ными органами или органами местного самоуправления, не упол­номоченными на то в соответствии с законом, акций акционерных обществ либо доли в уставном капитале иных хозяйственных об­ществ. В случаях, когда учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, созданного и зарегистрированного до 8 декабря 1994 г. в соответствии с ранее действовавшим законода­тельством, выступил государственный орган или орган местного самоуправления, после введения в действие Кодекса его учреди­телем (участником) признаются соответственно Российская Феде­рация, субъект Российской Федерации или муниципальное обра­зование.

5. Будучи автономными участниками предпринимательских и иных гражданско-правовых отношений, государство и муниципаль­ные образования юридически равны между собой. Российская Фе­дерация, ее субъекты, муниципальные образования как субъ­екты гражданского права и предпринимательской деятельности никаких преимуществ друг перед другом не имеют. Сами они, каж­дый из них в отдельности, несут ответственность по своим обяза­тельствам. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязатель­ствам Российской Федерации.

Это же касается взаимоотношений государства и муниципаль­ных образований с созданными ими и на базе их собственности юридическими лицами. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальны­ми образованиями, не отвечают по их обязательствам. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные об­разования, в свою очередь, не отвечают по обязательствам создан­ных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных зако­ном. Например, Российская Федерация несет субсидиарную ответ­ственность по обязательствам казенного предприятия при недо­статочности его имущества. В ч. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ сформулирова­на общая норма, распространяющая свое действие на государство и муниципальные образования: если несостоятельность (банкрот­ство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юриди­ческого лица указания либо иным образом имеют возможность оп­ределять его действия, на таких лиц, в случае недостаточности имущества юридического лица, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

А каким же имуществом отвечают государство и муниципаль­ные образования, когда они вступают в предпринимательские и иные гражданско-правовые отношения непосредственно сами, а не через создаваемые ими юридические лица? Ответ дан в п. 1 ст. 126 ГК РФ: всем принадлежащим им на праве собственности имуще­ством, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или опе­ративного управления, а также имущества, которое может нахо­диться только в государственной или муниципальной собственнос­ти. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственнос­ти, допускается в случаях, предусмотренных законом.

Материальные объекты, которые могут находиться только в федеральной собственности, определяются в законодательных ак­тах. Не утратило своего значения постановление Верховного Сове­та РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 "О разграничении государст­венной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в соста­ве Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муни­ципальную собственность" (с изменениями от 21 июля и 24 декабря 1993 r.)*. Согласно ему исключительно в федеральной собственнос­ти находятся объекты, составляющие основу национального богат­ства страны:

ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповед­ники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское зна­чение);

объекты историко-культурного и природного наследия и ху­дожественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

* См.: САПП, 1994, № 1, ст. 89.

К ним же отнесены объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач (например, имущество воору­женных сил, органов внутренних дел Российской Федерации, пред­приятия и объекты контроля за состоянием и охраной окружаю­щей среды), объекты оборонного производства и некоторые дру­гие. В постановлении сформулированы также общие подходы к определению объектов, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации и к муниципальной собственности. Окончательно эти вопросы решаются ими самими в конституциях республик, уставах других субъектов Российской Федерации и уставах муни­ципальных образований.

6. Самостоятельное участие, включая ответственность госу­дарства и муниципальных образований, а также создаваемых ими юридических лиц в предпринимательских и иных гражданско-пра­вовых отношениях, вовсе не свидетельствует о сепаратизме или самоизоляции их экономической деятельности. Правовые нормы о раздельной ответственности субъектов властной вертикали и со­здаваемых ими юридических лиц не применяются, если Россий­ская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица. Не применяются они и тогда, когда перечисленные субъекты взяли на себя гарантию (поручи­тельство) по обязательствам Российской Федерации.

На федеральном уровне подобные гарантии, как правило, да­ются органами исполнительной власти по поручению Правитель­ства РФ. Так, распоряжением Правительства РФ от 6 января 1996г. № 2-р* было признано целесообразным привлечение инвестицион­ного кредита банков ФРГ на сумму до 92, 37 млн. немецких марок для финансирования закупки акционерным обществом "Ростсельмаш" технологического оборудования с целью модернизации ин­струментального производства*. Погашение основного долга, опла­та процентов и комиссий по кредиту осуществлялись акционер­ным обществом "Ростсельмаш" на условиях, определенных кре­дитным соглашением. Министерству финансов РФ и Внешэконом­банку поручалось: а) подписать с германской стороной документы, необходимые для привлечения указанного кредита; б) заключить с акционерным обществом "Ростсельмаш" соглашение о гарантиях полной возвратности средств, связанных с привлечением и исполь­зованием кредита.