Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 156 из 188)

Особый правовой режим действует для получения сведений, составляющих государственную тайну. Сотрудники федеральных антимонопольных органов допускаются в организации, осущест­вляющие деятельность, связанную с использованием сведений, со­ставляющих государственную тайну, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Отношения, возникаю­щие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой, регулируются упоминавшимся выше Законом о государственной тайне.

5. Контрольные полномочия федеральных антимонопольных органов можно свести в две группы. Первая группа — те полномо­чия, которые эти органы осуществляют непосредственно сами. Они предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, до­пущенные юридическими и физическими лицами; направляют рек­ламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, своих решений об осуществле­нии контррекламы. Как нетрудно убедиться, полномочия не очень велики и далеко не соответствуют тем кадровым и организацион­ным возможностям, которыми располагают федеральные антимо­нопольные органы. Тем не менее, их умелое использование способ­но оказать позитивное воздействие на состояние и функциониро­вание российской рыночной экономики.

По мере развития рекламной практики на передний план все более выступает деятельность федеральных антимонопольных ор­ганов по предупреждению, профилактике ненадлежащей рекла­мы, случаев отступления от рекламного законодательства вообще. Вред, причиненный подобными деяниями, деформирует нормаль­ные рыночные отношения, подрывает свободу конкуренции, а за­поздалое "размахивание кулаками после драки" — меры пресече­ния в виде направления участникам рекламных отношений пред­писаний о прекращении нарушений законодательства, решений об осуществлении контррекламы не всегда приводят к полному вос­становлению нарушенных прав и интересов предпринимателей и других потребителей рекламы. В порядке профилактики работни­ки федеральных антимонопольных органов проводят разъяснение отдельных норм и положений законодательства о рекламе в печа­ти, по радио и телевидению, консультируют обратившихся к ним граждан и юридических лиц по конкретным ситуациям, сложив­шимся с реализацией этого законодательства, выступают на раз­личных встречах (конференциях, семинарах, собраниях) с пред­принимателями и другими гражданами. О росте авторитета зако­нодательства в регулировании общественных отношений и право­вой культуры людей, так или иначе связанных со сферой рекла­мы, свидетельствует тот факт, что из года в год увеличивается число граждан, рекламодателей, рекламопроизводителей и рекла-мораспространителей, других хозяйствующих субъектов, глав ад­министраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов саморегулирования рекламной деятель­ности, общественных объединений потребителей и других, обра­щающихся с соответствующими запросами в федеральные анти­монопольные органы.

Вторая группа — полномочия, реализацию которых федераль­ные антимонопольные органы завершают не сами, а через другие компетентные органы исполнительной и законодательной власти. Они направляют материалы о нарушениях законодательства Рос­сийской .Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулирова­нии лицензии на осуществление соответствующего вида деятель­ности; направляет в органы прокуратуры, другие правоохранитель­ные органы по подведомственности материалы для решения во­проса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

В числе второй группы контрольных полномочий важное зна­чение для предпринимательства имеет право федеральных анти­монопольных органов предъявлять иски в суды и арбитражные суды в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Россий­ской Федерации о рекламе. Следует особо подчеркнуть, что феде­ральные антимонопольные органы могут предъявлять иски не толь­ко в интересах конкретных юридических и физических лиц, но и, что более эффективно, в интересах неопределенного круга лиц — потребителей рекламы. Велика также действенность права феде­ральных антимонопольных органов предъявлять иски в суды и арбитражные суды о признании недействительными сделок, свя­занных с ненадлежащей рекламой.

6. Содержание и направленность контрольной деятельности федеральных антимонопольных органов детерминирует конкрет­ная историческая ситуация, которая складывается на товарных рынках России. До принятия Федерального закона "О рекламе" контроль федеральных антимонопольных органов за соблюдением законодательства был сосредоточен главным образом на реклам­ной информации, исходившей от коммерческих банков, страховых организаций и других финансовых структур, развернувших ажио­тажную рекламу финансовых пирамид и тому подобных крайне рискованных предложений. За второе полугодие 1994 г. и первое полугодие 1995 г. по выявленным случаям подобных правонаруше­ний было возбуждено более тысячи дел. В поле зрения федераль­ных антимонопольных органов оказались многие коммерческие банки и иные хозяйствующие субъекты типа АО "МММ", "Хопер", "Русский Дом Селенга". К концу 1995 г. рекламная информа­ция на финансовом рынке была упорядочена, ненадлежащая рек­лама в значительной мере преодолена.

Накопленный опыт пригодился при разработке Федерального закона "О рекламе", в частности его ст. 17 "Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг", установившей серьезные препятствия на пути ненадлежащей рек­ламной информации со стороны соответствующих хозяйствующих субъектов. Например, рекламная практика показала нецелесооб­разность сохранения в законодательстве зафиксированного в Ука­зе Президента РФ "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. № 1183 правила о том, чтобы в рекла­ме приводились фактические данные о выплате за последний год по рекламируемым финансовым предложениям. Подобная инфор­мация в условиях быстро меняющейся конъюнктуры на рынке предлагаемых услуг часто дезориентировала потенциальных парт­неров коммерческих, страховых и иных финансовых структур. К моменту заключения соответствующих договоров нередко имели место случаи снижения размеров выплачиваемых по ценным бу­магам дивидендов либо уменьшение процентных ставок по вкла­дам по сравнению с тем временем, когда распространялась рек­ламная информация.

Ко времени принятия и начала действия Федерального зако­на "О рекламе" положение на российском рынке рекламных услуг качественно изменилась. Место господствовавших рекламодате­лей — финансистов и страховщиков — заняли производители и продавцы товаров, хозяйствующие субъекты, удовлетворяющие ме­дицинские, образовательные, туристические и тому подобные по­требности людей.

Соответственно переменил свою направленность вектор кон­троля федеральных антимонопольных органов. Осуществляя кон­троль за соблюдением законодательства о рекламе, они в 1996 г. провели около 4 тыс. расследований — на 1,5 тыс. случаев больше, чем в предыдущем году. Наиболее распространенными правонару­шениями стали и продолжают оставаться рекламирование товара или реклама о самом рекламодателе без указания номера лицен­зии и наименования органа, ее выдавшего; непроставление в рек­ламе пометки "подлежит обязательной сертификации" для това­ров, по которым такая сертификация предусмотрена -законода­тельством; неуказание срока действия рекламного объявления при наличии в нем хотя бы одного существенного условия договора; выборочное рекламирование условий договора финансовыми, бан­ковскими, страховыми и т. п. организациями; введение потреби­телей в заблуждение в отношении характеристик рекламируе­мых товаров, дополнительных условий оплаты; рекламирование алкогольных напитков и табачных изделий на телевидении после 1 января 1996 г.; употребление без документального подтвержде­ния определений и терминов в превосходной степени путем вве­дения в рекламную информацию слов "только", "самый", "луч­ший" и т. п.

Нередко в рекламной информации допускается одновремен­но целый "букет" нарушений законодательства. Так, Государст­венный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур провел проверку в обществе с ог­раниченной ответственностью "Лавка жизни", рекламировавшем пищевую добавку под названием "Алисат" (рекламное торговое обозначение — "Царские таблетки"). Было установлено: наруше­ния в рекламировании товара выразились в том, что оно прово­дилось с включением в информацию недостоверных сведений в отношении результатов испытаний препарата, с использованием терминов в превосходной степени и неуказанием срока действия рекламы, хотя в ней сообщалось существенное условие договоpa — цена товара. Комиссия Комитета предписала рекламодателю исключить из рекламы недостоверную информацию.

Еще более серьезные выводы были сделаны по рекламе аме­риканского лекарственного препарата "Акулий хрящ", исходив­шей от фирмы "Здоровье-2000". Во многих газетах сообщалось, что этот препарат — "единственное доступное средство против рака", что оно излечивает также от "геморроя, мастита, псориаза, простатита". Конечно, ничего общего с действительностью сооб­щаемые сведения не имели. Рекламу "Акульего хряща" Государ­ственный антимонопольный комитет РФ запретил, обязав фирму поместить контррекламу во всех средствах массовой информации, где размещалась реклама "Акульего хряща".