Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 183 из 188)

Внесудебные процедуры качественно отличны от рассмотрен­ных выше процедур банкротства — наблюдения, внешнего управ­ления, конкурсного производства, мирового соглашения. Во-первых, что уже следует из самого их названия, они проводятся заин­тересованными лицами самостоятельно, без контроля или иных форм вмешательства со стороны судебной власти. Во-вторых, вне­судебные процедуры предполагают активное участие в них самого должника и собственника хозяйствующего субъекта-должника. В-третьих, внесудебные процедуры могут использоваться прежде, чем банкротство стало свершившимся фактом. В целом внесудеб­ные процедуры являются способами, позволяющими должнику путем переговоров с кредиторами договориться об улаживании проблемы неплатежей без посредничества суда.

2. Изучение Федерального закона позволяет прийти к выводу, что на практике могут иметь место два вида внесудебных про­цедур. Первый — внесудебные процедуры, служащие цели предуп­реждения банкротства. Опираясь на них, должник и кредиторы до обращения в арбитражный суд вступают в переговоры по выра­ботке мер, направленных на финансовое оздоровление должника и обеспечение условий для продолжения его функционирования в качестве хозяйствующего субъекта. Результаты договоренностей, а они нередко составляют и коммерческую тайну, — сроки и кон­троль исполнения, последствия нарушения достигнутых договорен­ностей и т.д. фиксируются договаривающимися сторонами в спе­циальном соглашении.

Второй вид охватывает внесудебные процедуры по добро­вольной ликвидации должника. Действующее законодательство знает три формы внесудебных процедур: одна урегулирована в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)", другая введена постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоя­тельности (банкротстве) предприятий ”*третья — Указом Прези­дента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников"**. Основания, порядок осуществления и иные существенные моменты всех трех процедурных форм — раз­личны. Рассмотрим каждую из них отдельно.

* Российская газета. 1994. 27 мая.

** СЗ РФ, 1994, № 6, ст. 592.

Но сначала необходимо постараться ответить на вопрос о со­ответствии двух последних форм Федеральному закону "О несо­стоятельности (банкротстве)", в частности, не противоречат ли они ему и возможно ли их использование сейчас. В Федеральном зако­не они не названы, как и нет запрета на применение подобных форм. Формы эти не значились также и в прежнем Законе, а были введены в рыночные отношения спустя почти два года после его принятия. За истекшее время правомерность обеих форм под со­мнение не ставилась. Думается, так же надлежит их оценивать и теперь.

Не исключено, конечно, что Президент РФ и Правительство РФ, приведя изданные ими акты в соответствие с Федеральным законом, внесут в названные формы какие-то коррективы. Воз­можность, необходимость и целесообразность их сохранения объ­ясняются тем, что данные формы распространяются только на го­сударственные предприятия и предприятия, вклад в капитал ко­торых государственной собственности весьма значителен. При этом рассматриваемые две формы открываются, осуществляются и за­крываются, хотя и не судебными, но компетентными исполнитель­ными органами государственной власти.

А теперь перейдем к исследованию всех трех форм.

1) а. Добровольное объявление о банкротстве должника за­фиксировано в гл. XI Федерального закона. В установленном ею порядке ликвидируются лишь должники — юридические лица. Граждане-должники, в том числе индивидуальные предпринима­тели, в несудебном порядке ликвидироваться не могут.

Руководитель должника вправе добровольна объявить о бан­кротстве должника при наличии признаков банкротства. Одна­ко столь радикальная акция не предпринимается им в одиночку, а есть следствие согласованных действий заинтересованных лиц. Во-первых, добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации может быть сделано на основании решения собствен­ника имущества должника — унитарного предприятия или орга­на, уполномоченного в соответствии с учредительными документа­ми должника на принятие решения о ликвидации. Во-вторых, ру­ководитель должника может добровольно объявить о банкротстве должника и его ликвидации только при условии получения пись­менного согласия всех кредиторов должника. При отсутствии ре­шения собственника имущества должника или согласия хотя бы одного кредитора добровольное объявление о банкротстве не дела­ется, а должник, иные субъекты, обладающие статусом лица, уча­ствующего в деле о банкротстве, могут прибегнуть к разбиратель­ству дела в арбитражном суде.

Особенно строго Федеральный закон стоит на защите прав кредиторов должника. При наличии письменного возражения хотя бы одного из них против ликвидации должника руководитель долж­ника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о при­знании должника банкротом в двухнедельный срок с момента окончания срока для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника. Любой из кредиторов должника в любой момент до завершения процедуры ликвидации должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Руководитель должника объявляет о банкротстве должника и его ликвидации только после предварительного выполнения всех вышеперечисленных условий. Способом такого объявления служит публикация в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. В объявлении указывается срок для заявления требований кредиторов и возра­жений кредиторов против ликвидации должника, который не мо­жет быть менее двух месяцев с момента публикации указанного объявления.

В данном курсе лекций мы неоднократно прибегали к двум только что названным трибунам информации. Хочется настойчиво рекомендовать нашим предпринимателям, да и всем гражданам, регулярно знакомиться с их содержанием, особенно с "Вестником Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", где публи­куется много других ценнейших сведений по правовым проблемам нынешней российской экономики.

б. Процесс добровольной ликвидации юридического лица — должника существенно отличен от того, который был установлен Законом о несостоятельности (банкротстве). Прежде, как и при конкурсном производстве, все начиналось с назначения конкурс­ного управляющего собственником (собственниками) хозяйствую­щего субъекта-должника. Кредиторы имели право назначить но­вого конкурсного управляющего вместо назначенного собственни­ком (собственниками). При этом руководитель хозяйствующего субъ­екта-должника отстранялся от выполнения обязанностей по уп­равлению хозяйствующим субъектом-должником. Конкурсный уп­равляющий принимал в свое распоряжение имущество должни­ка, управлял им, представлял собранию кредиторов список креди­торов с указанием сумм их требований.

Теперь руководитель должника обязан сам рассмотреть требования кредиторов, включить их в реестр требований кре­диторов и приступить к расчетам с кредиторами. Порядок рас­четов тот же, что и при конкурсном производстве, за исключени­ем, естественно, тех положений, которые регулируют деятельность арбитражного суда в ходе конкурсного производства (см. § 5 насто­ящей темы). При ликвидации должника обязанности конкурсного управляющего исполняет председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

в. Рассматриваемая процедура ликвидации юридического лица, осуществляемая вне государственного контроля, как бы на "чест­ном слове", может сопровождаться разного рода нарушениями должником действующего законодательства. Нарушения могут выражаться: в объявлении руководителем должника о банкротст­ве должника и его ликвидации при фактическом отсутствии при­знаков банкротства и иных оснований и условий добровольного объявления о банкротстве должника; в оповещении о доброволь­ной ликвидации лишь узкого круга лиц и недаче объявления, ска­жем, в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Феде­рации"; в уклонении от обращения в арбитражный суд с заявлени­ем о банкротстве должника при наличии письменного возражения (возражений) кредитора против ликвидации должника и т. д. (см. ст. 181—183 Федерального закона). Поэтому в Федеральном законе закреплены особые гарантии соблюдения порядка ликвидации долж­ника. За перечисленные выше нарушения, а также в случаях со­крытия должником имущества, незаконной передачи им своего имущества третьим лицам собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, ру­ководитель должника несут перед кредиторами ответственность в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Указанные требования кредиторов могут быть предъявлены в течение десяти лет с момента ликвидации должника.

2) а. Вторая форма внесудебных процедур — добровольная ликвидация федеральных государственных предприятий, а так­же предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 20%. Положение о порядке принятия решения о добровольной ликвидации таких предприятий-должни­ков утверждено упоминавшимся постановлением Правительства РФ "О некоторых мерах по реализации законодательства о несо­стоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. № 498*.

* СЗ РФ, 1994, № 5, ст. 490.

Специфична уже цель их добровольной ликвидации. Послед­няя осуществляется во внесудебном порядке по взаимному согла­сию между предприятием-должником и кредиторами в целях удов­летворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротст­вом) предприятий. Другое кардинальное отличие состоит в проце­дурах принятия решения о добровольной ликвидации. Отправным пунктом для подготовки к применению процедур добровольной ликвидации служит решение Федеральной службы России по фи­нансовому оздоровлению и банкротству о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии ре­альной возможности восстановить его платежеспособность. Но если подготовка к применению процедур добровольной ликвидации этих предприятий осуществляется и по другим основаниям, скажем, вследствие его переговоров с кредиторами, она также должна про­водиться с ведома Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству: руководитель предприятия-должни­ка обязан не позднее чем за 15 дней до момента проведения собра­ния кредиторов уведомить об этом Федеральную службу и представить ей те же документы и сведения, которые направляются должником в арбитражный суд в случае постановки им вопроса о возбуждении производства по делу о своем банкротстве.