Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 84 из 188)

* СЗ РФ, 1996, № 17, ст. 1915.

** Российская газета. 1997. 15 мая.

* Российская газета. 1997. 7 авг.

Общественные работы проводятся главным образом в пред­принимательских организациях независимо от форм собственнос­ти — на государственных' и муниципальных унитарных предпри­ятиях, в хозяйственных товариществах и обществах, производст­венных кооперативах, некоммерческих организациях. Отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и предпринимательскими и другими организациями ре­гулируются договорами о совместной деятельности по организа­ции и проведению общественных работ. В договорах определяют­ся права и обязанности сторон по выполнению договоров. Усло­вия договора должны определять производственные возможнос­ти, количество создаваемых рабочих мест и численность участ­ников, место проведения и характер работ, сроки начала и окон­чания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения ра­бот, размеры и порядок их финансирования, требования по обес­печению условий охраны труда. В договоре может быть предус­мотрено создание специальных условий для граждан, особо нуж­дающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Участие граждан в общественных работах допускается толь­ко с их согласия. Финансирование общественных работ произво­дится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы. При необходимости для проведения общественных работ привлекаются средства субъектов Российской Федерации и сред­ства фонда занятости.

Е. Совершенно новое качество воздействия государственных органов на предпринимательство складывается в местах с особым экономическим режимом, создаваемых по опыту некоторых зару­бежных стран, в частности, Китая. 25 февраля 1993 г. был издан Указ Президента РФ № 280 "О неотложных мерах по государст­венной поддержке становления и социально-экономического раз­вития Ингушской Республики"*. Реализуя его, Правительство РФ 19 июня 1994 г. приняло постановление № 740 "О зоне экономичес­кого благоприятствования на территории Ингушской Республики" и утвердило Положение о ней**. Зона образовывалась в порядке эксперимента с благородными целями: добиться стабилизации по­литической и экономической ситуации, выполнения программы экономического и социального развития Ингушской Республики, развития рыночной инфраструктуры и создания благоприятных условий для притока и размещения отечественного и иностранного капитала на территории Ингушской Республики.

* См.: САПП, 1993, № 9, ст. 737.

** СЗ РФ, 1994, № 9, ст. 1023; 1996, № 4, ст. 290.

Однако эксперимент постигла неудача, заложенный в него замысел был извращен. Из общего количества предприятий, заре­гистрированных в зоне экономического благоприятствования, лишь около одного процента находилось на ее территории. Остальные действовали на территории других субъектов Российской Федера­ции и, естественно, не платили в их бюджеты налогов. Вместо со­здания органов управления оффшорной зоной "Ингушетия" пра­вительство республики все полномочия передало акционерному обществу закрытого типа "финансовая корпорация "БИН", а ее учредителями стали акционерное общество "Промышленно-финансовая компания "БИН" и коммерческий банк "БИН".-Получаемые от деятельности зоны экономического благоприятствования сред­ства Ингушетия планировала использовать для строительства гос­тиницы "Назрань", коттеджей, летних кафе. Постановлением Пра­вительства РФ от 3 июля 1997 г. № 821 продолжение функциони­рования зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" признано нецелесообразным*.

* Российская газета. 1997. 10 июля.

Основная причина неблагоприятного исхода — отсутствие доб­ротного общего федерального закона о территориях с особым эко­номическим режимом, который не позволял бы действующим на них властным и предпринимательским структурам злоупотреблять своим особым положением, развивать свои территории в ущерб интересам государства и других российских территорий*. Но экс­перимент не прошел бесследно для нормативно-правового регули­рования. Накопленный опыт позволил обосновать вывод о нецелесообразности создания в будущем зон экономического благоприят­ствования (предполагающих снижение доходов федерального бюд­жета или бюджетов других субъектов Российской Федерации) в качестве механизма финансирования программ социально-эконо­мического развития регионов.

* Совет Федерации Федерального Собрания РФ 24 июля 1997 г. одобрил Федеральный закон "О свободных экономических зонах" // СЗ РФ, 1997, № 29,ст. 3511.

В январе 1996 г. опубликован и начал действовать Федераль­ный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской об­ласти"*, в котором учтены ошибки, выявившиеся в ингушском экс­перименте. Федеральный закон теперь исходит из необходимости установления льготного режима для инвестиций и предпринима­тельской деятельности на территории непосредственно самой об­ласти, точнее, той части области, на которой создана Особая эко­номическая зона. Функции администрации Особой экономической зоны возложены на администрацию области, которая координиру­ет осуществление предпринимательской деятельности, привлече­ние российских и иностранных инвестиций для реализации зональ­ных инвестиционных проектов. Администрация вправе заключать договоры гражданско-правового характера, вступать в иные граж­данско-правовые отношения с действующими в Особой экономи­ческой зоне российскими и иностранными предпринимателями. Калининградская область в лице ее уполномоченных органов го­сударственной власти может заключать соглашения об экономи­ческом, научно-техническом, культурном сотрудничестве с адми­нистративно-территориальными образованиями иностранных го­сударств (штатами, провинциями, землями, кантонами и т. п.).

* СЗ РФ, 1996, № 4, ст. 224; Федеральный закон от 31 мая 1999 г. "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" // Российская газета. 1999. 7 июня.

Положения об особенностях статуса Особой экономической зоны получили развитие и конкретизацию в Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. В соответствии с вышеназван­ным Федеральным законом Правительство РФ постановлением от 29 сентября 1997 г. № 1259 утвердило Федеральную целевую про­грамму развития Особой экономической зоны в Калининградской. области на 1998—2005 годы*.

* СЗ РФ, 1997, № 41, ст. 4707.

Программой предусмотрено сосредоточение усилий федераль­ных и областных органов государственной власти на решении сле­дующих главных задач:

развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая природоохранные;

превращение Особой экономической зоны и области в целом в крупный торгово-транспортный центр федерального и междуна­родного значения;

оказание государственной поддержки приоритетным отраслям и объектам экономического роста Особой экономической зоны; со­хранение и развитие научно-технического потенциала Особой эко­номической зоны и области в целом;

проведение структурной перестройки хозяйственного комплек­са Особой экономической зоны и области, в том числе отраслей и производств, обслуживающих военные формирования, а также развитие нетрадиционных для региона отраслей и предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию;

создание в Особой экономической зоне и области благоприят­ного климата для предпринимателей;

стимулирование притока отечественных инвестиций в эко­номику Особой экономической зоны и области, кооперационных связей местных предприятий с предприятиями других регионов страны;

осуществление протекционистской политики в интересах мест­ных товаропроизводителей;

обеспечение полноценного функционирования размещенных на территории области военных формирований и баз.

Ж. Конфликтные ситуации между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами — с другой, нередко возникают из-за отсутствия взаимопонимания, недостаточной информированности о проблемах, с которыми встречаются и те и другие в своей дея­тельности. Важным средством преодоления отчуждения и, вместе с тем, формой воздействия органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления на предпринимательство являют­ся регулярные встречи государственных и муниципальных слу­жащих, а также хозяйствующих субъектов для совместного об­суждения складывающейся практики их взаимодействия, вы­яснения и разрешения претензий друг к другу, выработки мер более эффективного реформирования экономики и развития пред­принимательства.

Так, в начале 1994 г. в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по инициативе нескольких министерств, ведомств и научных учреждений состоялась научно-практическая конференция "За честный бизнес". Внимание ее участников было сосредоточено на декриминализации предпринимательства, борь­бе с коррупцией в государственных и предпринимательских струк­турах. В том же году администрация Тверской области организо­вала научно-практическую конференцию "Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия". На обеих конференциях были широко представлены руководители различных государственных органов, местных администраций и предпринимательских органи­заций. Выработанные конференциями обстоятельные рекоменда­ции направлены во многие заинтересованные инстанции, начиная с Президента РФ.