Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 154 из 188)

Во-вторых, обеспечение через гражданско-правовые догово­ры законности рекламной деятельности. Рекламопроизводитель обя­зан своевременно информировать рекламодателя о всех случаях, когда соблюдение требований последнего при производстве рекла­мы может привести к нарушению законодательства Российской Федерации о рекламе. Возложение этой обязанности на рекламопроизводителя объясняется тем, что он, являясь профессионалом в своем деле, должен знать все его тонкости и потому нести повы­шенную ответственность за конечный результат — рекламный продукт. Рекламодатель, занятый в своей сфере деятельности, может и не знать всех требований, которые обращены законодате­лем к рекламе. Если же рекламодатель, несмотря на своевремен­ное и обоснованное предупреждение рекламопроизводителя, не изменит свое требование (требования) к рекламе, либо не предста­вит по просьбе рекламопроизводителя документальное подтверж­дение достоверности предоставляемой для производства рекламы информации, либо не устранит иные обстоятельства, которые мо­гут сделать рекламу ненадлежащей, рекламопроизводитель впра­ве в установленном порядке расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное. Тем самым уже на начальной стадии рекламного процесса пресекается возможность появления ненадлежащей рекламы, сбе­регаются средства рекламодателя на изготовление рекламы, кото­рая затем не может быть распространена, гарантируется свобода действий рекламопроизводителя, повышаются его роль и имидж в рекламных правоотношениях.

В-третьих, обеспечение законности и обоснованности разре­шения конфликтов, которые могут возникнуть между субъектами рекламных отношений по поводу содержания и распространения рекламной информации. Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их ко­пии, содержащие рекламу, включая все вносимые в них последую­щие изменения, в течение года со дня последнего распространения рекламы.

Явным отступлением от определенного законодательством ста­туса участников рекламных отношений и процедур рекламной де­ятельности может служить такой пример. Заместитель Председа­теля одного из комитетов Государственной Думы РФ в конце 1995 г. на официальном бланке Государственной Думы направил "главам администрации, руководителям государственных, частных и ко­оперативных предприятий, фермерам" послание, в котором гово­рилось: "Мы живем в эпоху развития рыночных отношений, когда все большее значение принимает становление собственного произ­водства. Комитет ... Государственной Думы РФ обращает ваше вни­мание на высокорентабельное и эффективное оборудование, вы­пускаемое АО ... (далее идет описание установки). Учитывая неис­сякаемые источники сельскохозяйственного сырья, трудности в хранении выращенного урожая, при помощи этого уникального оборудования вы сможете производить высококачественный спирт, водку и десертные вина, не уступающие мировым стандартам. Сей­час в Госдуме рассматривается законопроект об упрощении про­цедуры лицензирования деятельности по производству алкоголь­ной продукции, мелкотоварного производства. Желаю вам благо­получия и процветания".

Приведенный инцидент справедливо был расценен как "низ­копробная базарная реклама", как злоупотребление автора посла­ния своим служебным положением.

9. Помимо рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей к общественным отношениям, связанным с рекламной деятельностью, могут оказаться причастными и другие лица, результаты творчества которых привлекаются к рекламе. Вопрос о них не возникает, когда все, что включено в рекламу и сопровождает ее, сделано самими участниками рекламных отно­шений. Созданный усилиями участников рекламных отношений продукт в виде рекламы может, как сказано в ст. 4 Федерального закона "О рекламе", полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. В этом случае авторские права и смежные права подлежат защите в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Само собой разумеется, авторы подобной рекламы вольны сво­бодно владеть, пользоваться и распоряжаться ею -— распростра­нять, продавать, дарить, сдавать в аренду. Вместе с тем законода­тельством предусмотрены и отдельные ограничения их правомо­чий, которые, к сожалению, не всегда соблюдаются. Незаконное использование собственных объектов интеллектуальной собствен­ности имеет место, в частности, тогда, когда вместо самого товара, реклама которого запрещена, рекламируется товарный знак этого же товара. Например, после запрета на рекламу алкогольных на­питков прежняя реклама на телевидении водки "Довгань" была подменена показом "симпатичного" товарного знака "Довгань", ко­торый помещается на каждой этикетке сосуда с водкой.

Однако возрастающая конкуренция на рекламном рынке, стремление особо выделить какую-то информацию, привлечь к ней внимание среди множества рекламных разноцветных плакатов, пан­но, неоновых огней больших и малых городов, бесконечной череды телевизионных роликов вынуждает рекламопроизводителей и рекламораспространителей все чаще прибегать к использованию в рекламе неординарных средств — популярных стихотворений, песен, музыки, которые имеют своих творцов, обладающих автор­скими или смежными правами. Пункт 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" содержит норму о том, что использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Рос­сийской Федерации. Законодательство это весьма обширно. Оно включает Гражданский кодекс РФ, Законы "Об авторском праве и смежных правах", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров", Патентный закон РФ и некоторые другие.

Наиболее распространенным правонарушением здесь являет­ся производство и распространение участниками рекламных пра­воотношений результатов творческой деятельности без разреше­ния и согласия их законных владельцев, в результате чего чужая интеллектуальная собственность фактически выдается за свою. Это относится и к использованию чужих товарных знаков, чем вводят­ся в заблуждение потребители рекламы в отношении действитель­ных потребительских свойств товара и места его происхождения, и к стихотворному, музыкальному, песенному сопровождению рек­ламной информации, чем нарушаются авторские или смежные права законных владельцев этих объектов интеллектуальной собствен­ности.

Такими рекламными акциями игнорируются как приведенные выше законы об-интеллектуальной собственности и охране прав ее законных владельцев, так и ст. 7 Федерального закона "О рекла­ме", которая категорически запрещает включать в рекламу не соответствующие действительности сведения в отношении исклю­чительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или ус­луг. Процитированная норма ст. 7 дополняет запрет для хозяйст­вующих субъектов на продажу, вне зависимости от рекламы, само­го товара с незаконным использованием результатов интеллек­туальной деятельности и приравненных к ним средств индивиду­ализации юридического лица, индивидуализации продукции, вы­полнения работ, услуг, содержащийся в ст. 10 Закона о конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

10. В рекламных правовых отношениях, наряду с рекламода­телями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями, незримо присутствует четвертый участник — потребитель рекла­мы. Ведь любая реклама служит тому, чтобы склонить своего по­тенциального потребителя к налаживанию гражданско-правовых договорных отношений с рекламодателями. Но к нему применен термин "незримо", потому что до поры до времени потребитель рекламы фигурирует лишь как потенциальный участник реклам­ных отношений. Только по свободно выраженной собственной воле он становится участником действительным, реальным.

И здесь мы выходим на проблему, интересную теоретически и важную практически, о роли рекламы в заключении гражданско-правового договора. По общему правилу: а) договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить дого­вор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной; б) оферта направляется одному или нескольким конкрет­ным лицам; в) оферта должна содержать существенные условия договора; г) оферта связывает офертанта с момента ее получения ее адресатом. Применительно к рекламе первой из сторон (офертантом) выступает рекламодатель, а второй (акцептантом) — по­требитель рекламы.

Какие же связи существуют между приведенными общими правилами заключения гражданско-правового договора и рекла­мой? Казалось бы, ответ ясен.. Коль скоро оферта направляется конкретным субъектам, а реклама товаров, напротив, предназна­чена для неопределенного круга лиц, то юридической связи между ними нет. Однако на самом деле не все обстоит так просто. Дейст­вительно, процесс заключения гражданско-правового договора юридически не связан с рекламой, если оферта адресуется кон­кретным лицам. Вместе с тем законодательством предусмотрены две ситуации, в которых реклама более или менее тесно связывает рекламодателя с потребителями рекламы.