Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 2 из 188)

Акцент, говорится в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ "Общими силами — к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", должен делаться на законодательном обеспечении стратегии подъема экономики*.

*См.: Российская газета. 1998. 24 февраля.

2. Оба названных фактора и в теории, и на практике интегрируются, к сожалению, медленно. Экономические и юридические науки идут как бы параллельными путями, не делая должных шагов навстречу друг другу. До сих пор по сути не создано коллективных монографий, соавторами которых выступали бы экономисты и юристы. В этой связи вспоминается фрагмент из давней студенческой поры. Юридический факультет Ленинградского государственного университета, где довелось учиться автору, был расположен в одном коридоре с политэкономическим факультетом. Будущим юристам преподавали политэкономию по тем же программам, что и студентам-соседям. Часто между нами возникали дискуссии, что важнее для народного хозяйства: экономисты с их экономическими науками или юристы со "своими" законами. Работая много лет после окончания учебы в правоохранительных органах и позднее на научно-преподавательском поприще, автору приходилось наблюдать и быть участником .таких же споров.

Между тем для подобного противопоставления нет никаких серьезных поводов. Прежде и особенно теперь, когда в России создается рыночная экономика, служащим всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, политическим и хозяйственным деятелям крайне необходимы и те и другие знания. Структуру этих знаний детерминирует объективно складывающееся соотношение экономики и права, ибо народное хозяйство развивается по своим экономическим законам, не терпящим никакого насилия над собой. Попытки волевыми методами прервать это развитие, повернуть в другую сторону, подогнать под какие-то заранее придуманные схемы, внешне иногда очень заманчивые, в конечном счете заканчиваются крупными провалами: идет ли речь о китайском "большом скачке", задуманном созидании "развитого социализма" или скоропалительной "либерализации" экономики.

Упрощенно иерархия экономических знаний может быть представлена следующим образом. Первая и постоянная задача экономической науки и ее представителей — выявление скрытых от непосредственного восприятия экономических закономерностей, т. е. обнаружение устойчиво повторяющихся взаимосвязей в производственных отношениях. Далее, вскрыв конкретную закономерность, необходимо ее вычленить из общих взаимосвязей и досконально изучить, а затем "вписать" в систему познанных и действующих экономических законов. Наконец, на поверхности полученные знания концентрированно выражаются в механизме действия объективных закономерностей (так называемом хозяйственном механизме). Суть его — обоснование научных рекомендаций по использованию экономических законов и закономерностей* в практической деятельности людей — участников производственных отношений, государственных и муниципальных служащих и др.

*Экономические законы и закономерности — близкие по значению понятия, но в экономической литературе они трактуются неодинаково. Более обоснованной представляется точка зрения, согласно которой в закономерности проявляется одновременное действие нескольких законов.

Видимо, одна из основных причин многих ошибок и промахов в проведении экономических реформ как раз и состоит в отставании экономических знаний от реальностей в народном хозяйстве. Нередко отечественные ученые вместо того, чтобы погрузиться в глубь процессов, происходящих в нашей экономике, заглянуть внутрь их, увлекаются распространением модных, но не адаптированных к российской действительности экономических теорий. Как следствие, и экономическая политика не получает должного теоретического обоснования и подкрепления, лишена необходимой ей системности.

Юридическая наука и ее представители как бы продолжают дело, начатое коллегами-экономистами. Вклад юриспруденции в развитие экономики состоит, прежде всего, в постоянном и никогда не достигающем завершения решении двуединой задачи: изучении и осмыслении с позиций правоведения общественных отношений, складывающихся и функционирующих в народном хозяйстве, с целью выработки рекомендаций по государственно-правовому воздействию на них; в освоении, опять же с позиций правоведения и с той же целью, знаний, добытых экономической наукой, "перевод" их на юридический язык, который может быть использован в правотворчестве. А дальше следуют усилия по воплощению теоретических положений и рекомендаций в жизнь. Здесь правоведами тоже решаются две задачи.

Первая связана с закреплением в правовых актах — законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, других федеральных органов государственной власти, актах субъектов Российской Федерации — научно познанных и аргументированных правил поведения в сфере экономики и других сферах общества, сделав их юридически обязательными для всех участников соответствующих общественных отношений. Вторая задача — добиться реального воздействия норм права на экономику. Путь к ее решению только один: все, кто трудится в сфере экономики, должны знать действующее законодательство, быть убежденными сторонниками его последовательной реализации и уметь, с учетом специфики своей работы, использовать правовые нормы на практике. На этом заканчивается своеобразный кругооборот: правила поведения, почерпнутые объединенными усилиями ученых, специалистов, всех заинтересованных лиц из практики экономических отношений и трансформированные в юридически обязательные правовые нормы, опять возвращаются в практику экономических отношений, чтобы единообразно упорядочивать их. Кругооборот завершился, чтобы тут же вновь начаться. Так идет беспрерывное взаимное обогащение теории и практики на благо народа, общества, государства.

Вывод из сказанного вытекает сам собой. Экономические знания, лишенные правовой формы, опоры на юридический фактор, внутренне не связанные с правом, регулирующим экономические отношения, дают мало пользы их обладателям. Равным образом малоэффективны и правовые знания, не обоснованные экономически. В этом смысле экономические знания, несомненно, имеют первенство над правовыми. Но следует подчеркнуть: в непосредственной практической деятельности участники экономических отношений обязаны руководствоваться, согласовывать свое поведение не с экономическими теориями и моделями, а при урегулированности конкретного экономического отношения нормами права исходить только из них. И в указанном смысле правовые знания не могут не иметь первенства над экономическими. Противоречия между этими двумя отраслями знаний неизбежны, но разрешать их надо следующим образом: действующую правовую норму, даже отставшую от регулируемого ею экономического отношения, надлежит неукоснительно соблюдать, исполнять и применять, одновременно принимая меры к ее совершенствованию, приведению в согласие с жизнью. При подготовке данного учебника автор и ставил перед собой цель внести посильную лепту в ослабление разрыва между экономическими и правовыми знаниями. Акцент в нем сделан как раз на стыковке экономики и права, актуальные проблемы права рассматриваются в тесной увязке со сходными проблемами экономики.

3. Центральной фигурой в народном хозяйстве, творцом и основным действующим лицом проводимых в настоящее время экономических реформ является предприниматель. Этим обстоятельством детерминировано название и содержание учебника — "Правовая основа предпринимательской деятельности". Им, стоящим у истоков современной российской рыночной экономики, в первую очередь нужно знать установленные государством правила предпринимательской деятельности. Без таких знаний, хотя бы самых элементарных, неизбежно потерпит фиаско самый энергичный и на, первый взгляд преуспевающий предприниматель, будут обречены на неуспех проводимые экономические реформы, окажутся напрасными тяжелые материальные и моральные потери, понесенные нынешними поколениями российских граждан.

Данный учебник продублирован и в другом названии — "Предпринимательское право". Тем самым автор отдает дань получившему распространение, с его точки зрения, неточному обозначению комплекса правовых норм, регулирующих предпринимательство. В узконормативном правопонимании курс "Правовая основа предпринимательства" полностью включает "Предпринимательское право". Преимущество же первого состоит в том, что наряду с изучением соответствующих юридических норм в статике акцент в нем делается на проблемах реализации этих норм, практики их осуществления. При широком правопонимании оба курса полностью идентичны. Обо всем этом подробно будет изложено в теме "Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности".