Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 174 из 188)

Прилагаемые к заявлению документы подразделяются на два вида. Первый — те, которые предусмотрены АПК РФ. Их пере­чень приведен в ст. 104 Кодекса. Это документы, подтверждаю­щие: уплату государственной пошлины в установленных размере и порядке, направление копии заявления должнику, обстоятельст­ва, на которых основываются требования кредитора, и некоторые другие. Вторая группа — документы, названные в Федеральном законе, в частности, подтверждающие обязательства должника перед кредиторами, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам.

К заявлению кредитора, подписанному представителем кре­дитора, прилагается доверенность, подтверждающая полномочия подписавшего указанное заявление лица на подачу такого заявле­ния. К заявлению при их наличии также прилагаются следующие документы: решение арбитражного суда, суда общей юрисдикции или третейского суда, рассматривавших требования кредитора к должнику; исполнительный документ (исполнительный лист, ак­цептованные должником платежные требования, исполнительная надпись нотариуса и т. п.) либо доказательства, подтверждающие признание должником требований кредитора.

Заявление кредитора — Российской Федерации, субъекта Рос­сийской Федерации, муниципального образования, заявление на­логового или иного уполномоченного органа, заявление прокурора сходны с заявлением кредитора и должны подаваться в арбитраж­ный суд с соблюдением требований, предусмотренных Федераль­ным законом в отношении заявления кредитора. Разумеется, к за­явлениям перечисленных субъектов могут предъявляться и спе­цифические требования. Например, к заявлению налогового или иного уполномоченного органа о признании должника — юриди­ческого лица банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным пла­тежам в установленном федеральным законом порядке.

Особо следует сказать о заявлении прокурора. В юридической литературе высказано голословное и ничем не подтвержденное об­щее заявление, что "прокурорский надзор в хозяйственной сфере не оправдал себя". Отсюда делается и частный вывод: "Пользы от участия прокуратуры в делах о банкротстве ожидать не приходит­ся*". Интересно было бы узнать у автора заявления, почему же? Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"** дает основания для прямо противоположного вывода. Предметом проку­рорского надзора согласно ст. 26 этого Федерального закона являет­ся соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодатель­ными) и исполнительными органами субъектов Российской Федера­ции, органами местного самоуправления, органами военного управ­ления, органами контроля, их должностными лицами, а также орга­нами управления и руководителями коммерческих и некоммерчес­ких организаций. Как мы уже знаем, все перечисленные органы, организации и лица имеют самое непосредственное отношение к "делам о банкротстве", в том числе коммерческие и ряд некоммер­ческих организаций в качестве претендентов на банкротство.

* Баренбойм П. Правовые основы банкротства. Учебное пособие. М., 1995.С. 26.

** Российская газета. 1995. 25 нояб.

Прокурорский надзор не есть помеха предпринимательству, органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйствен­ную деятельность предприятий. Меры прокурорского реагирова­ния принимаются только при выявлении случаев нарушения прав и свобод человека и гражданина. Если нарушенные права и свобо­ды подлежат защите в порядке гражданского судопроизводства, то при определенных условиях, в частности, когда нарушены пра­ва и свободы значительного числа граждан либо, в силу иных об­стоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор обязан предъявлять и поддерживать в суде или арбит­ражном суде иск в интересах пострадавших. Практика подтверж­дает, что банкротство хозяйствующих субъектов и влечет, как пра­вило, нарушение прав и свобод многих граждан. Поэтому прокуро­ров надо всемерно побуждать к подаче заявлений в арбитражные суды о возбуждении производства по делам о несостоятельности (банкротстве). Выполненная на высоком профессиональном уровне юридически безукоризненная подготовка таких заявлений и учас­тие прокуроров в самом судопроизводстве служат дополнительной мощной гарантией обеспечения строгого соблюдения законности при возбуждении и рассмотрении дел о несостоятельности (банкротст­ве) и выполнении принятых по ним решений (определений).

На это ориентирует также Федеральный закон "О несостоя­тельности (банкротстве)". Если в прежнем Законе содержалось всего одно конкретное основание для обращения прокурора в арбитраж­ные суды с заявлениями о банкротстве должников — при обнару­жении им признаков умышленного или фиктивного банкротства, то сейчас к нему добавилось еще два основания: когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам; в интересах кредитора по денежным обязательствам — Российской Федера­ции, субъекта Российской Федерации, муниципального образова­ния. Прокурор может это делать и в иных случаях, предусмотрен­ных федеральными законами.

3. В самом начале временного движения в арбитражном суде заявления о признании должника банкротом следует различать две даты: время поступления заявления в арбитражный суд, ис­числяемое датой его регистрации в суде, и время принятия заяв­ления, определяемое моментом вынесения судьей арбитражного суда определения о принятии этого заявления. Определение выносится не позднее трех дней со дня поступления заявления в арбитраж­ный суд, если, конечно, подано оно с соблюдением требований, пред­усмотренных АПК РФ и Федеральным законом.

В установленных Федеральным законом случаях в принятии заявления может быть отказано, а поданное — возвращено. Судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления при на­рушении хотя бы одного из условий банкротства, а их, вспомним, два: если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику-граждани­ну — не менее ста минимальных размеров оплаты труда, и ука­занные требования не погашены в течение трех месяцев. Заявле­ния арбитражным судом возвращаются при их несоответствии требуемым форме, содержанию и реквизитам (см. выше, п.2 насто­ящего параграфа). Из данного правила установлено единственное исключение: в случае, когда обращение в арбитражный суд с за­явлением должника для руководителя должника в соответствии с Федеральным законом является обязательным и к указанному за­явлению не приложены необходимые документы (см. ст. 34 Феде­рального закона), такое заявление принимается арбитражным су­дом, а недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.

Поводом к возвращению заявления может служить невыпол­нение кредитором своей обязанности направить копию заявления должнику. В этой связи в арбитражной практике возникла сле­дующая проблема. Нередко бывает, что к моменту направления копии заявления должнику последний по месту, известному кре­дитору, не пребывает. Как следствие, извещение возвращается органами связи с пометкой, что адресат по указанному адресу от­сутствует. Данное обстоятельство не может служить поводом к отказу арбитражным судом в принятии заявления к рассмотрению из-за несоблюдения доарбитражных процедур. Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. Направление извещения по адресу, содержащемуся в учредительном документе, есть бесспорное дока­зательство соблюдения этого предварительного условия обращения с заявлением в арбитражный суд. Данное условие будет соблюдено и в том случае, если кредитор для передачи извещения должнику не прибегнул к услугам органов связи, как предписано законом, а вручил его непосредственно должнику сам, например, под расписку руководителю организации-должника. При доказанности такого вру­чения (на имеющейся у кредитора копии врученного документа есть подпись руководителя организации, проставлен регистраци­онный номер в книге входящей документации и т.п.) арбитражный суд не вправе вернуть заявление кредитору без рассмотрения.

4. С момента принятия арбитражным судом заявления о при­знании должника банкротом официально вводится самая первая процедура банкротства — наблюдение. Наблюдение не применяет­ся, если это прямо предусмотрено Федеральным законом. Подоб­ные случаи крайне редки. Наблюдение, например, не допускается к гражданам-должникам.

Юридический факт введения наблюдения вызывает важные правовые последствия. С этого момента арбитражный суд, с одной стороны, и причастные к банкротству лица — с другой, начинают действовать параллельно, но скоординированно и взаимосвязанно в направлении общей цели, с достижением которой период наблюде­ния оканчивается. Конечная цель одна — создание всех предпосылок для вынесения арбитражным судом законного и обоснованного акта по принятому заявлению. А завершая наблюдение, как бы под­водя его итоги, арбитражный суд вправе принять один из следую­щих четырех актов, совершенно по-разному определяющих судьбу должника: решение о признании должника банкротом и об откры­тии конкурсного производства; решение об отказе в признании долж­ника банкротом; определение о введении внешнего управления; оп­ределение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Причастные к банкротству лица, прежде всего лица, участ­вующие в деле о банкротстве (должник, конкурсные кредиторы и другие), имеют далеко не совпадающие взгляды на то, какой акт надлежит принять арбитражному суду по заявлению о признании должника банкротом. В период наблюдения, еще до решения суда и должны проявиться мудрость, терпение, взаимное уважение как всех лиц, причастных к банкротству, так и объективность, всесто­ронняя взвешенность позиции арбитражного суда, которая затем найдет выражение в его акте, завершающем период наблюдения. Достижению ясности в этом вопросе в период именно такой обста­новки служат правовые нормы Федерального закона "О несостоя­тельности (банкротстве)".