Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 111 из 188)

Гражданско-правовая ответственность наступает в виде взыс­кания убытков, причиненных хозяйствующим субъектам и иным лицам. В случае, если принятым в нарушение антимонопольного законодательства актом федерального органа исполнительной влас­ти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции и органа местного самоуправления, в том числе федерального антимонопольного органа, либо неисполнением или ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей причине­ны убытки хозяйствующему субъекту или иному лицу, эти убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законода­тельством. В таком же порядке подлежат возмещению убытки, причиненные нарушающими антимонопольное законодательство действиями (бездействием) хозяйствующего субъекта другому хо­зяйствующему субъекту либо иному лицу.

Административную ответственность в виде штрафа коммер­ческие и некоммерческие организации несут за следующие нару­шения:

за неисполнение в срок предписаний федеральных антимоно­польных органов —в размере до 100 минимальных размеров оп­латы труда за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

за непредставление федеральным антимонопольным органам ходатайств и заявлений о проведении предварительного государ­ственного контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений и за указанными в Федеральном законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" сделками — в размере до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

за неисполнение законных требований федеральных антимо­нопольных органов — в размере до 8 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

за непредставление в срок по требованию федеральных анти­монопольных органов документов либо иной информации, подле­жащей представлению в соответствии со ст. 17 и 18 Федераль­ного закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", — в размере до 50 мини­мальных размеров оплаты труда за каждый день нарушения установленного срока, но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

за представление федеральным антимонопольным органам недостоверных сведений — в размере до 1 тыс. минимальных раз­меров оплаты труда.

При определении размера штрафа учитывается экономичес­кое состояние коммерческих и некоммерческих организаций.

Административную ответственность несут также руководи­тели коммерческих и некоммерческих организаций, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и граждане, в том числе индивидуаль­ные предприниматели. Она установлена за неисполнение предпи­саний федеральных антимонопольных органов, воспрепятствова-ние выполнению их сотрудниками возложенных на них обязан­ностей, непредставление в срок по требованию федеральных анти­монопольных органов необходимых им документов и иной инфор­мации и некоторые другие административные правонарушения (подробнее см. ст. 24 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын­ках"). Мера ответственности — от предупреждения до штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда. В свою оче­редь, должностные лица федеральных антимонопольных органов несут административную ответственность за разглашение сведе­ний, составляющих коммерческую тайну коммерческих и неком­мерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минималь­ных размеров оплаты труда, если эти деяния не влекут иную ответственность, предусмотренную действующим законодатель­ством.

Пункт 4 ст. 24 Федерального закона "О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливает, что руководители коммерческих и некоммерчес­ких организаций, а также должностные лица федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, виновные в повторном в течение года совершении действий, влекущих административную ответственность, несут уголовную от­ветственность в соответствии с действующим законодательством. Однако УК РФ такой состав преступления не предусмотрен.

7. Федеральные антимонопольные органы рассматривают дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлениям коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и представлениям прокурора, а также по собственной инициативе. Заявления подаются в федеральный антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствую­щих о фактах нарушения антимонопольного законодательства. Содержание документов и заявлений не подлежит разглашению. Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и под­держке новых экономических структур приказом № 91 от 25 июля 1996 г. утвердил Правила рассмотрения дел о нарушениях анти­монопольного законодательства*. Как возникают в федеральном антимонопольном органе дела о нарушениях антимонопольного за­конодательства, какие стадии они проходят, кто их там расследу­ет, какие решения принимаются, кем и как исполняются — будет показано в лекции о рекламе на примере законодательства, регу­лирующего рекламную деятельность.

* БНА РФ, 1996, № 4, С. 46—59.

Федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, органы мест­ного самоуправления (их должностные лица), коммерческие и не­коммерческие организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признаний недействительными полностью или частично решений (предписаний) федеральных анти­монопольных органов либо об отмене или изменении решений о наложении административного взыскания и штрафа. Подача заяв­ления приостанавливает исполнение решения (предписания) фе­деральных антимонопольных органов на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде до вступления решения суда или ар­битражного суда в законную силу. Решение (предписание) феде­рального антимонопольного органа (территориального органа) мо­жет быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения, за исключением требований, на которые исковая давность не распро­страняется.

8. Анализ полномочий федеральных антимонопольных орга­нов и практики их осуществления выводит на сложную полити­ческую и правовую проблему. Государственный комитет Россий­ской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был образован в соответствии с Феде­ральным законом "О конкуренции и ограничении монополистиче­ской деятельности на товарных рынках", Положение о нем утверждено Указом Президента РФ № 915 от 24 августа 1992 г.* С само­го начала он был создан как "рядовой" центральный орган испол­нительной власти, непосредственное руководство которым осущест­вляет Правительство РФ. Оно же и контролирует его деятельность.

* Российская газета. 1992. 9 сент.

Между тем полномочия федерального антимонопольного ор­гана далеко не ординарны и обладают одной примечательной чер­той, которая качественно выделяет (отличает) его среди других федеральных органов исполнительной власти. На федеральные антимонопольные органы возложено осуществление нелицеприят­ного контроля за своими "коллегами" — актами и действиями фе­деральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в самой сердцевине формируемой экономики — ее рыночных отношениях: Они же осуществляют дачу обязатель­ных для исполнения предписаний, принятие решений о наложе­нии штрафов и административных взысканий на должностных лиц всех этих органов. Такими полномочиями не обладает ни одна дру­гая государственная структура.

Реализация полномочий часто наталкивается на резкое не­приятие исполнительными органами государственной власти и ор­ганами местного самоуправления "вмешательства" в их прерога­тивы, вызывает грубые ответные "меры". Известны факты, когда территориальные антимонопольные органы выдворялись из зани­маемых помещений, им отключались телефоны, электрический свет. Так, администрация Белгородской области решила не продлевать с федеральным антимонопольным органом области договор об аренде занимаемых им служебных помещений. Был начат судебный про­цесс о выселении, опечатаны кабинеты с документами и оборудо­ванием. Казалось бы, налицо гражданско-правовой спор. Но преж­де чем администрация области его инициировала, антимонополь­ный орган направил в ее адрес около 20 предписаний об отмене принятых администрацией неправомерных актов. Нарушения сво­дились к предоставлению необоснованных льгот отдельным хозяй­ствующим субъектам (в частности, акционерному обществу "Белвино" и потребительской кооперации), вмешательству в хозяйст­венную деятельность путем прямых указаний о совершении тех или иных действий, ограничению свободы перемещения товаров в пределах единого российского экономического пространства.