Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 115 из 188)

7. Государственно-правовое регулирование естественных мо­нополий не ограничивается сферами, названными выше в п. 4, 5 и 6 лекции. На это следует обратить особое внимание. Первоначаль­но проект закона "О естественных монополиях" включал в круг регулируемых им общественных отношений также естественные монополии, имеющиеся у субъектов Российской Федерации. В окон­чательной редакции Федеральный закон охватывает только субъ­ектов естественных монополий, действующих на федеральном уров­не. Каждый субъект Российской Федерации правомочен сам в пре­делах Конституции РФ принимать законы и иные нормативно-пра­вовые акты о естественных монополиях, относящихся к его веде­нию, и определять в них "свои" сферы этих монополий и свой го­сударственный механизм их регулирования и контроля.

К сожалению, такие законы только еще готовятся. Ознаком­ление с их проектами показывает, что для субъектов Российской Федерации открывается большой простор для полезного правового творчества, для повышения роли государства в реформировании российской экономики. Например, проект закона "О регулирова­нии естественных монополий в городе Москве", готовящийся для принятия Московской городской Думой, предусматривает регули­рование деятельности естественных монополий в следующих сфе­рах: снабжение электрической и тепловой энергией; снабжение газом, транспортируемым по трубопроводам; перевозка пассажи­ров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении; пассажирские перевозки метрополите­ном; пригородные железнодорожные перевозки; услуги, оказывае­мые предприятиями промышленного железнодорожного транспор­та сторонними организациям на подъездных путях; перевозки пас­сажиров и багажа речным транспортом в городском сообщении и на переправах; услуги городской почтовой и электрической связи; услуги систем водоснабжения и канализации; коммунальные услуги населению; кабельное телевидение. В г. Смоленске и Смолен­ской области к естественным монополиям намерены отнести муни­ципальное предприятие "Горводоканал", акционерное общество "Облгаз", муниципальные тепловые и электрические сети, некото­рые другие объекты.

8. Правовое понимание естественных монополий предполага­ет обязательное выявление особенностей субъектного состава участ­ников соответствующих общественных отношений. Одну сторону участников этих отношений представляет субъект естествен­ных монополий — хозяйствующий субъект, занятый производ­ством и (или) реализацией товаров в условиях естественной мо­нополии. В качестве хозяйствующих субъектов могут быть только юридические лица. Граждане — индивидуальные предпринимате­ли таким правом не располагают.

Надо сразу подчеркнуть: Федеральный закон "О естествен­ных монополиях" регулирует только ту деятельность предприни­мателей — субъектов естественных монополий, которая непосред­ственно относится к естественным монополиям. Но эти же субъек­ты могут заниматься и другим предпринимательством, на которое Федеральный закон не распространяется и в котором они участву­ют не как субъекты естественных монополий, а как обыкновенные, "рядовые" хозяйствующие субъекты.

Юридические лица в статусе хозяйствующих субъектов, как мы уже знаем, делятся на коммерческие и некоммерческие орга­низации. Какие из них могут претендовать на роль субъектов ес­тественных монополий? В Указе Президента от 28 февраля 1995 г. "О некоторых мерах по государственному регулированию естест­венных монополий в Российской Федерации" прямо назывались и те, и другие. Федеральный закон "О естественных монополиях" ответа на поставленный вопрос не дает. Изучение его правовых норм приводит к выводу, что субъекты естественных монополий, как правило, — коммерческие организации, они в этом качестве называются в ряде статей Федерального закона. Однако закон не исключает того, что субъектом естественной монополии могут быть и некоммерческие организации, имеющие право заниматься пред­принимательской деятельностью.

Любопытной и заслуживающей распространения в законода­тельстве новеллой Федерального закона "О естественных монопо­лиях" является содержащееся в нем легальное определение поня­тия "руководитель". Термин "руководитель" часто используется в деловом и бытовом общении, иногда он проникает и в нормативно-правовые акты. Близок ему по значению термин "начальник". И всегда, столкнувшись с термином "руководитель", надо мучитель­но думать: кто конкретно стоит за этим "приятным" словом, какую занимает должность в государственном, хозяйственном, общест­венном аппарате, аппарате местного самоуправления и главное — каковы юридические признаки "руководителя", его правовой ста­тус. Мало что дает, а то и еще больше запутывает наш первый и незаменимый помощник в минуты подобных сомнений "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова, который разъясняет: "ру­ководитель" — лицо, которое руководит, а "начальник" — лицо тоже руководящее. Федеральный закон "О естественных монопо­лиях" четко определил: руководитель субъекта естественной мо­нополии (иного хозяйствующего субъекта) — лицо, уполномочен­ное выступать без доверенности от имени субъекта естествен­ной монополии (иного хозяйствующего субъекта). Надо лишь под­черкнуть, что юридически безукоризненное толкование понятия "руководитель", к сожалению, применяется только для целей самого этого Федерального закона.

Принадлежность того или иного начальствующего лица к кор­пусу "руководителей" можно безошибочно установить по учреди­тельным документам юридического лица. Положения о нем и его статусе, в том числе о том, когда он уполномочен выступать без доверенности от имени хозяйствующего субъекта, содержатся в каждом из уставов коммерческой и некоммерческой организации. Этим титулом наделяется, например, генеральный директор (ди­ректор) общества с ограниченной ответственностью, председатель производственного кооператива или его правления. Как правило, подобная фигура имеется и в учредительных договорах полных товариществ и товариществ на вере, где функции "руководителя" возлагаются на одного из полных товарищей. В практике предпри­нимательства и государственного управления выделение и знание статуса руководителя необходимо потому, что в ряде случаев, на­пример при решении вопроса о юридической ответственности за нарушение законодательства о естественных монополиях, он "от­деляется" от хозяйствующего субъекта как организации и рас­сматривается в качестве самостоятельного участника соответству­ющих правоотношений.

Вторая сторона участников общественных отношений в сфере естественных монополий — потребитель. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо, приобретающее товар, производимый и (или) реализуемый субъектом естественной моно­полии. "Потребитель" — понятие не менее "легкое", чем уже рас­смотренное "руководитель". Оно используется столь же широко и повсеместно как с позитивной, так и негативной окраской, вошло во многие нормативно-правовые акты. Заметим лишь, что приве­денное в Федеральном законе "О естественных .монополиях" поня­тие "потребитель" не надо смешивать с чрезвычайно распростра­ненным понятием, давшим название Федеральному закону "О за­щите прав потребителей", принятому в новой редакции 9 января 1996 г.* В правовом значении они различны. По Федеральному за­кону "О защите прав потребителей" потребитель, во-первых, — только гражданин. Юридическое лицо им быть не может. Во-вто­рых, это такой гражданин, который заказывает, приобретает или использует товары (работы, услуги) либо имеет намерение зака­зать или приобрести их исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Гражданин, имеющий ста­тус индивидуального предпринимателя и осуществляющий пере­численные намерения либо действия в целях дальнейшей пред­принимательской деятельности, потребителем по этому закону не является. Зато по Федеральному закону "О естественных монопо­лиях" потребителем может быть любой гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель.

* Российская газета. 1996. 16 янв.

Примененная выше конструкция "двух сторон" общественных отношений в сферах естественных монополий — условна. Отноше­ния могут переплетаться, пересекаться, складываться у субъектов естественных монополий между собой и у потребителей между собой.

Таким образом, в сферах естественных монополий в различ­ных вариантах непосредственно, прямо функционируют два лица: субъекты естественных монополий и потребители. Назначение го­сударственно-правового регулирования — соблюсти, а при необхо­димости уравновесить баланс их интересов. Законодательство долж­но обеспечить, с одной стороны, реальную доступность реализуе­мых субъектами естественных монополий товаров для потребите­лей, а с другой — эффективное, безубыточное, прибыльное функ­ционирование самих субъектов естественных монополий. Кроме субъектов естественных монополий и потребителей в обществен­ных отношениях, которые возникают на рынке товаров естествен­ных монополий, участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации и органы местного самоуправления. Особенно важную роль среди них играют специальные органы регулирования и контроля естественных монополий.

§ 2. Государственное регулирование, контроль и юридическая ответственность в сферах естественных монополий

1. Для регулирования и контроля деятельности субъектов ес­тественных монополий образуются федеральные органы исполни­тельной власти по регулированию естественных монополий (да­лее — органы регулирования естественных монополий). По своим структуре и функциям, а также полномочиям и порядку их осу­ществления они имеют много сходного с федеральными антимоно­польными органами.