Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, ущемлению интересов потребителей товара, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной. Не позднее 30 дней со дня получения ходатайства орган регулирования естественной монополии сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. Не получив разрешения государственного органа регулирования естественных монополий, ее субъект не может совершать желаемое действие (сделку). Если он, нарушая запрет, все-таки заключит сделку, то последняя, как несоответствующая требованиям закона, признается ничтожной. Заинтересованные лица могут обратиться в суд с соответствующим заявлением в течение десяти лет со дня, когда началось исполнение такой сделки.
Последующий (уведомительный) контроль распространяется на два вида действий. Во-первых, лицо или группа лиц, которые в результате приобретения на рынке акций (долей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) приобретают более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом, а также обо всех случаях изменения принадлежащего им количества голосов соответствующий орган регулирования естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения.
Способы получения голосов являются не только следствием договоров поручения, доверительного управления и залога. Они могут быть самыми различными, никаких особых правовых последствий с ними не связывается. Надо лишь, чтобы способы были законными. Причины же уведомления понятны: располагая весомым числом акций (долей), постороннее лицо, совершенно не заинтересованное в производстве товаров естественной монополии, может получить возможность оказывать решающее влияние на хозяйственную деятельность субъекта этой монополии.
Во-вторых, такую же обязанность несет субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли). Причины уведомления сходны с рассмотренными причинами предварительного контроля: государство должно следить за тем, чтобы субъекты естественных монополий не слишком увлекались "посторонними" делами, не снижали усилий по эффективному производству естественномонопольных товаров.
В обоих видах последующего (уведомительного) контроля фигурируют те же "более 10%", но только уже касающиеся чужих акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монополии и акций (долей) самого субъекта естественной монополии в уставном капитале чужих (необязательно относящихся к естественным монополиям) хозяйствующих субъектов. Для осуществления требований по последующему (уведомительному) контролю орган регулирования естественной монополии, не дожидаясь получения уведомлений, вправе сам запрашивать у хозяйственных обществ и товариществ сведения о составе их участников, располагающих более чем 10% общего количества голосов.
В повышении эффективности предварительного и последующего контроля важное значение имеет обязанность субъектов естественных монополий представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии текущие отчеты о своей деятельности (порядок и сроки их представления устанавливаются органом регулирования естественной монополии) и проекты планов капитальных вложений.
6. Несколько особняком стоит государственное воздействие на договорные гражданско-правовые отношения в сферах естественных монополий. К договорным отношениям специальные государственные органы применяют и методы регулирования, и контроль. Двойная "тяга" детерминирована правовой нормой, установившей: субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Таким образом, субъекты регулирования естественных монополий могут указывать потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и с которыми субъекты естественных монополий должны оформлять договорные отношения, а при отказе делать это — понуждать субъектов естественных монополий к заключению таких договоров. Отказаться заключить договор субъект естественной монополии может только в случае, если докажет отсутствие у него возможности произвести или продать товар. Если субъект естественной монополии не в состоянии полностью удовлетворить заявленный потребителем объем товара, то договор заключается на установленный органом регулирования естественных монополий "минимальный уровень". Снижать объем продажи товара ниже этого уровня субъект естественной монополии не вправе. При отказе заключить с ним договор потребитель может по своему выбору обратиться для разрешения возникшего спора в органы регулирования естественных монополий или в суд. Здесь мы имеем наглядный пример реализации общего правила, закрепленного в ст. 11 ГК РФ, согласно которому защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется- не только через суд, арбитражный суд или третейский суд, но в случаях, предусмотренных законом, также в административном порядке.
Обязанность коммерческих организаций заключать договоры по продаже товаров со всеми, кто к ним обратится, регулируется нормами ст. 426 ГК РФ о публичном договоре. Статья распространяет свое действие, о чем сказано в ее тексте, и на перевозки транспортом общего пользования, услуги связи, электроснабжение. Но было бы неверно соответствующие положения Федерального закона "О естественных монополиях" толковать как дублирование ГК РФ. Принципиальное отличие состоит в том, что здесь потребителю, предлагающему заключить с ним договор, не надо доказывать, что этот договор есть публичный. Договор подлежит заключению по другим основаниям — в силу регулирования деятельности субъекта естественной монополии соответствующим государственным органом регулирования.
§ 3. Практика осуществления государственного регулирования и контроля
1. Каким же образом на практике внедряются методы регулирования деятельности субъектов естественной монополии и проводится государственный контроль в сферах естественных монополий, какими функциями и полномочиями наделены для этого специальные органы регулирования естественных монополий?* Как и в обеспечении соблюдения антимонопольного законодательства, все начинается с реестра.
* Кроме государственного регулирования и контроля в функции органов регулирования естественных монополий входит также внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства о естественных монополиях. Такую же функцию, но только по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства, выполнял прежний Государственный антимонопольный комитет РФ. Суть обеих функций одинакова, понятна и не нуждается в дополнительных комментариях. Выработанные рекомендации по улучшению действующего законодательства органы регулирования естественных монополий направляют Правительству РФ, которое является субъектом права законодательной инициативы и, кроме того, само правомочно в пределах предоставленной компетенции принимать акты, входящие в нормативно-правовую основу естественных монополий.
Первой исходной функцией органов регулирования естественных монополий является формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Только они наделены полномочием принимать решение о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из реестра. И только они принимают обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении регулирования, о применении к субъекту естественной монополии предусмотренных законодательством конкретных методов регулирования, в том числе об установлении цен (тарифов). Определяющую роль при этом играет решение о применении методов регулирования, которое влечет включение субъекта естественной монополии в реестр и введение механизма контроля.
Органы регулирования естественных монополий принимают также решения об изменении или о прекращении регулирования в отношении конкретных субъектов естественных монополий, если отпадают установленные для этого основания, например если открылась возможность для развития конкуренции на рынке соответствующих товаров. И подобно тому, как принятие решения о введении регулирования служит основанием для включения субъекта естественной монополии в реестр, так на основе решения о прекращении регулирования он из реестра исключается.