Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 118 из 188)

Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, ущемлению интересов потребителей товара, а также в случаях, если заявителем не пред­ставлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая суще­ственное значение для принятия решения, является недостоверной. Не позднее 30 дней со дня получения ходатайства орган регулиро­вания естественной монополии сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. Не получив разрешения государственного органа ре­гулирования естественных монополий, ее субъект не может совер­шать желаемое действие (сделку). Если он, нарушая запрет, все-таки заключит сделку, то последняя, как несоответствующая требо­ваниям закона, признается ничтожной. Заинтересованные лица мо­гут обратиться в суд с соответствующим заявлением в течение де­сяти лет со дня, когда началось исполнение такой сделки.

Последующий (уведомительный) контроль распространяется на два вида действий. Во-первых, лицо или группа лиц, которые в результате приобретения на рынке акций (долей) в уставном (скла­дочном) капитале субъекта естественной монополии либо в резуль­тате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверитель­ного управления, залога) приобретают более чем 10% общего коли­чества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом, а также обо всех случаях изменения принадлежащего им количества голосов соответствующий орган регулирования естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения.

Способы получения голосов являются не только следствием договоров поручения, доверительного управления и залога. Они могут быть самыми различными, никаких особых правовых пос­ледствий с ними не связывается. Надо лишь, чтобы способы были законными. Причины же уведомления понятны: располагая весо­мым числом акций (долей), постороннее лицо, совершенно не заин­тересованное в производстве товаров естественной монополии, мо­жет получить возможность оказывать решающее влияние на хо­зяйственную деятельность субъекта этой монополии.

Во-вторых, такую же обязанность несет субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли). Причины уведомления сходны с рассмотренными причинами предварительного контроля: государство должно сле­дить за тем, чтобы субъекты естественных монополий не слишком увлекались "посторонними" делами, не снижали усилий по эф­фективному производству естественномонопольных товаров.

В обоих видах последующего (уведомительного) контроля фи­гурируют те же "более 10%", но только уже касающиеся чужих акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монопо­лии и акций (долей) самого субъекта естественной монополии в уставном капитале чужих (необязательно относящихся к естест­венным монополиям) хозяйствующих субъектов. Для осуществле­ния требований по последующему (уведомительному) контролю орган регулирования естественной монополии, не дожидаясь полу­чения уведомлений, вправе сам запрашивать у хозяйственных об­ществ и товариществ сведения о составе их участников, распола­гающих более чем 10% общего количества голосов.

В повышении эффективности предварительного и последую­щего контроля важное значение имеет обязанность субъектов ес­тественных монополий представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии текущие отчеты о своей деятельности (порядок и сроки их представления устанавливают­ся органом регулирования естественной монополии) и проекты пла­нов капитальных вложений.

6. Несколько особняком стоит государственное воздействие на договорные гражданско-правовые отношения в сферах естест­венных монополий. К договорным отношениям специальные госу­дарственные органы применяют и методы регулирования, и кон­троль. Двойная "тяга" детерминирована правовой нормой, уста­новившей: субъекты естественных монополий не вправе отка­зываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным зако­ном "О естественных монополиях", при наличии у субъекта ес­тественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Таким образом, субъекты регулирования естественных монополий могут указывать потребителей, подлежащих обяза­тельному обслуживанию и с которыми субъекты естественных монополий должны оформлять договорные отношения, а при отказе делать это — понуждать субъектов естественных монополий к заключению таких договоров. Отказаться заключить договор субъ­ект естественной монополии может только в случае, если дока­жет отсутствие у него возможности произвести или продать товар. Если субъект естественной монополии не в состоянии полностью удовлетворить заявленный потребителем объем товара, то дого­вор заключается на установленный органом регулирования есте­ственных монополий "минимальный уровень". Снижать объем продажи товара ниже этого уровня субъект естественной моно­полии не вправе. При отказе заключить с ним договор потреби­тель может по своему выбору обратиться для разрешения воз­никшего спора в органы регулирования естественных монополий или в суд. Здесь мы имеем наглядный пример реализации обще­го правила, закрепленного в ст. 11 ГК РФ, согласно которому защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осущест­вляется- не только через суд, арбитражный суд или третейский суд, но в случаях, предусмотренных законом, также в админи­стративном порядке.

Обязанность коммерческих организаций заключать договоры по продаже товаров со всеми, кто к ним обратится, регулируется нормами ст. 426 ГК РФ о публичном договоре. Статья распростра­няет свое действие, о чем сказано в ее тексте, и на перевозки транс­портом общего пользования, услуги связи, электроснабжение. Но было бы неверно соответствующие положения Федерального зако­на "О естественных монополиях" толковать как дублирование ГК РФ. Принципиальное отличие состоит в том, что здесь потребите­лю, предлагающему заключить с ним договор, не надо доказывать, что этот договор есть публичный. Договор подлежит заключению по другим основаниям — в силу регулирования деятельности субъ­екта естественной монополии соответствующим государственным органом регулирования.

§ 3. Практика осуществления государственного регулирования и контроля

1. Каким же образом на практике внедряются методы регули­рования деятельности субъектов естественной монополии и прово­дится государственный контроль в сферах естественных монопо­лий, какими функциями и полномочиями наделены для этого спе­циальные органы регулирования естественных монополий?* Как и в обеспечении соблюдения антимонопольного законодательства, все начинается с реестра.

* Кроме государственного регулирования и контроля в функции органов регулирования естественных монополий входит также внесение в уста­новленном порядке предложений по совершенствованию законодательст­ва о естественных монополиях. Такую же функцию, но только по вопро­сам совершенствования антимонопольного законодательства, выполнял прежний Государственный антимонопольный комитет РФ. Суть обеих функций одинакова, понятна и не нуждается в дополнительных коммен­тариях. Выработанные рекомендации по улучшению действующего зако­нодательства органы регулирования естественных монополий направля­ют Правительству РФ, которое является субъектом права законодатель­ной инициативы и, кроме того, само правомочно в пределах предостав­ленной компетенции принимать акты, входящие в нормативно-правовую основу естественных монополий.

Первой исходной функцией органов регулирования естест­венных монополий является формирование и ведение реестра субъ­ектов естественных монополий, в отношении которых осущест­вляются государственные регулирование и контроль. Только они наделены полномочием принимать решение о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из рее­стра. И только они принимают обязательные для субъектов есте­ственных монополий решения о введении регулирования, о приме­нении к субъекту естественной монополии предусмотренных зако­нодательством конкретных методов регулирования, в том числе об установлении цен (тарифов). Определяющую роль при этом играет решение о применении методов регулирования, которое вле­чет включение субъекта естественной монополии в реестр и введе­ние механизма контроля.

Органы регулирования естественных монополий принимают также решения об изменении или о прекращении регулирования в отношении конкретных субъектов естественных монополий, если отпадают установленные для этого основания, например если от­крылась возможность для развития конкуренции на рынке соот­ветствующих товаров. И подобно тому, как принятие решения о введении регулирования служит основанием для включения субъ­екта естественной монополии в реестр, так на основе решения о прекращении регулирования он из реестра исключается.