Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 122 из 188)

При неисполнении субъектами естественных монополий пред­писаний о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полу­ченной в результате нарушения Федерального закона "О естест­венных монополиях", органы регулирования естественных моно­полий вправе предъявить в суд иск о взыскании необоснованно полученной прибыли.

В случае уклонения субъектов естественных монополий, ру­ководителей субъектов естественных монополий или должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуп­равления от уплаты штрафа либо при уплате штрафа в размере меньшем, чем указано в решениях (предписаниях), органы регули­рования естественных монополий вправе предъявить в суд иск о взыскании штрафа. Исковые заявления о взыскании штрафов с руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления направляются в суды общей юрисдик­ции, а все остальные — в арбитражные суды, поскольку их ответ­чики — предприниматели.

В судебном же порядке обжалуются решения (предписания) и самих органов регулирования естественных монополий. Субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнитель­ной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица), потребители, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться в суд с заявле­нием о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) органов регулирования естественных мо­нополий в случае несоответствия их Федеральному закону "О ес­тественных монополиях". Подача заявления в суд приостанавли­вает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественной монополии на время его рассмотрения в суде до вступ­ления решения суда в законную силу.

4. Законодательство, как мы видим, различает две правовые формы реагирования органов регулирования естественных моно­полий — решения и предписания. Соотношение их таково: предпи­сание выдается органом регулирования естественных монополий на основе своих решений. Но выдается оно не по каждому реше­нию. В частности, предписания не выписываются по решениям, предусматривающим совершение определенных действий самим органом регулирования естественных монополий, скажем, о введе­нии регулирования субъектов естественной монополии, о включе­нии их в реестр естественных монополий и т. п. Предписание — акт внешнего воздействия. Оно выдается, когда для выполнения решения другим лицам необходимо совершить какие-либо акции, например, субъекту естественной монополии — заключить или изменить договор, государственному органу исполнительной влас­ти или органу местного самоуправления — отменить или изменить принятые ими акты и т. д. Поэтому обжалование предписания оз­начает одновременно и обжалование решения, по поводу которого выдано предписание.

Тема 11. Финансово-промышленные группы

§ 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа.

§ 2. Со­здание и ликвидация финансово-промышленных групп.

§ 3. Уп­равление деятельностью финансово-промышленных групп.

§ 4. Финансово-промышленные группы и государство

§ 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа

1. Понятие и значение финансово-промышленной группы объ­ясняются уже самим словосочетанием, давшим ей название и от­ражающим соответствующие объективные экономические реаль­ности. Финансово-промышленная группа есть форма организаци­онного объединения возможностей общества и государства для решения задач особой важности — промышленных, социальных, оборонных и др. Достигается это путем интеграции производства и финансов на основе новейших достижений науки и техники. Кон­центрация в одно целое кадровых, материальных, денежных и ин­теллектуальных ресурсов и направление их объединенной мощи на достижение определенной цели, как правило, надежно и быстро приводит к прогнозируемому результату. Не случайно финансово-промышленные группы иногда называют "локомотивом прогрес­са", "стержнем экономики". Ими будет определяться и будущее российского народного хозяйства.

2. Нынешние отечественные финансово-промышленные груп­пы имеют дальних предшественников в российской истории и ми­ровой экономической практике. В XIX — начале XX в. российские банкиры, промышленники и купцы нередко оказывали целенаправ­ленную финансовую помощь отечественным ученым, тем самым фактически интегрируя производство, денежные средства и нау­ку. Без их помощи вряд ли состоялись бы такие выдающиеся уче­ные, как В. Вернадский, И. Жуковский, Д. Менделеев, И. Павлов, К. Тимирязев, К. Циолковский. В годы советской власти освоение космоса и нефтегазоносных территорий, крупнейшие прорывы в науке, технике и укреплении обороноспособности страны, с кото­рыми ассоциируются, в частности, имена И. Курчатова и С. Коро­лева, были совершены именно благодаря одновременному сосредо­точению и организационному объединению на избранных направ­лениях усилий промышленности и ученых при надлежащем фи­нансировании. В СССР формы подобного объединения не называ­лись финансово-промышленными группами, но на деле они были таковыми. Финансово-промышленные группы позволили ФРГ, Ита­лии, Франции, Японии после окончания второй мировой войны в короткие сроки восстановить разрушенную экономику и добиться ее стабильного роста.

Особое значение финансово-промышленных групп в современ­ной России детерминируется следующими факторами. На первое место среди них следует поставить слом советской государствен­ной машины, изменение политической системы общества в це­лом. Ранее, когда действовало командно-бюрократическое управ­ление с элементами огосударствления правящей партии и общест­венных организаций, интегрирующую роль выполняли государст­венные хозяйственные структуры, в первую очередь, главки ми­нистерств. С конца 70 — начала 80-х гг. стали интенсивно созда­ваться промышленные, производственные и научно-производствен­ные объединения. Сейчас государственная управленческая верти­каль разрушена. Ее эффективным "заменителем" и становятся фи­нансово-промышленные группы, но действующие не на админи­стративных началах, а на принципах рыночной экономики.

Далее. Внедрение в экономическую и социальную сферы раз­личных форм собственности. Ранее имелась единственная форма собственности — социалистическая при подавляющем господстве в ней государственного вида собственности. Социалистические пред­приятия, финансовые и научные организации были лишены эконо­мической самостоятельности и возможности самим выбирать вы­годные формы хозяйствования. Все за них решали вышестоящие государственные органы. Теперь положение качественно иное: сло­жилось гарантированное Конституцией РФ многообразие форм соб­ственности, функционируют миллионы юридических лиц различ­ных организационно-правовых форм, которым предоставлены сво­бода экономической деятельности, возможность работать автоном­но, независимо ни от кого. Но отмеченные процессы привели и к некоторым негативным последствиям, породили изоляцию хозяй­ствующих субъектов, вызвали разрыв экономических связей, ко­торые прежде устанавливались и поддерживались государствен­ными органами. Резко снизилась экономическая роль государства. Для государства и самих предпринимателей становится все более очевидным, что хозяйствующие субъекты не в состоянии в оди­ночку, без прочных контактов между собой и поддержки государ­ственных органов, решить ни одну серьезную проблему, успешно выдержать конкуренцию на внутреннем и международном рын­ках. Как следствие, и государство, и предприниматели оказались объективно заинтересованными в наличии объединений типа фи­нансово-промышленных групп.

Финансово-промышленные группы компенсируют и недо­статки экономического развития, вызванные интенсивным со­зданием малых предприятий. На начало 1996 г. в России насчиты­валось 877 тыс. малых предприятий, на которых трудилось 9 млн. работников, или 15% от общего числа занятых на предприятиях и в организациях страны. При всем значении малого предпринима­тельства нельзя, однако, не замечать их низкой эффективности. Так, выработка на одного работника в строительстве и промыш­ленности здесь в 1,5—2 раза ниже, чем в крупных организациях. Малым предприятиям не под силу обеспечивать научно-техничес­кий прогресс, осуществлять масштабные хозяйственные проекты. Деловые же контакты с финансово-промышленными группами по­зволяют им осваивать новейшие технику и технологию, передовые приемы организации труда, иметь надежный рынок сбыта своих товаров.

Еще одна причина кроется в формирующейся российской бан­ковской системе. Многие коммерческие банки, возникшие на вол­не экономических реформ и накопившие значительные денежные средства, ищут теперь надежные каналы их прибыльного исполь­зования. Оперирование посредническо-спекулятивным капиталом, когда "деньги делают деньги", теряет былую привлекательность, спрос на этот капитал падает, а в перспективе он вообще может оказаться невостребованным. Естественно, взгляды банкиров-пред­принимателей все чаще обращаются в сторону производства, ко­торое, в свою очередь, крайне нуждается в финансовой подпитке. Организационно объединить интересы тех и других способны фи­нансово-промышленные группы.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов внешнеэкономический фактор. Существовавшие в масштабе СССР единое экономичес­кое пространство и единый рынок привели к установлению проч­ных долговременных хозяйственных связей между предприятия­ми, оказавшимися после распада СССР в разных государствах. Ра­нее такие предприятия часто подчинялись одним и тем же союз­ным государственным органам, входили в одни и те же промыш­ленные, производственные или научно-производственные объеди­нения. Далеко не всем им удалось перестроить экономические от­ношения, наладить деловые контакты с новыми партнерами. Инте­ресам подобных российских хозяйствующих субъектов и хозяйст­вующих субъектов стран "ближнего зарубежья" также отвечает создание финансово-промышленных групп.