Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 151 из 188)

использования терминов в превосходной степени, в том числе пу­тем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолют­ный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно под­твердить документально; сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физичес­ких лиц; ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламиру­емых товаров; фактического размера спроса на товар; информа­ции о самом рекламодателе.

Недостоверная реклама по своим признакам несколько схожа с рекламой недобросовестной. Однако их выделение в самостоя­тельные разновидности ненадлежащей рекламы вполне обоснованно. При определении недобросовестной рекламы в ранг правовой нор­мы применительно к рекламной информации возведена этическая категория совести — чувство ответственности за свое поведение перед людьми, обществом и государством. Закон запретил рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям порочить, очернять своих конкурентов и лиц, не пользующихся рекламируемым товаром, с одной стороны, и с другой — распро­странять рекламу в таком виде, что ее потребитель способен сме­шать рекламируемый товар с другим товаром, конечно, пользую­щимся хорошей репутацией и устойчивым спросом. Недостовер­ная же реклама искажает, преувеличивает действительные каче­ства самого рекламируемого товара и рекламодателя, создает лож­ное представление, естественно, в пользу рекламодателя об усло­виях реализации этого товара.

Из приведенной характеристики видно, что может быть мно­жество конкретных проявлений недостоверной рекламы. По одно­му из фактов недостоверной рекламы, например, 29 июня 1995 г. состоялось решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ*. В Судебную палату обратился председатель Комитета по организации работы Государственной Думы РФ в связи с тем, что Федеральный инвестиционный фонд в рекламных роли­ках, распространяемых по телевидению, использовал в качестве фона здание Государственной Думы РФ, флаг Кремля и прочие атрибуты государственной власти. Все это создавало у зрителей — потребителей рекламы — впечатление о Федеральном инвестици­онном фонде как о государственной коммерческой организации, действующей под покровительством Государственной Думы РФ. Между тем государственных организаций среди учредителей и участников фонда не было и нет. Таким образом, физические и юридические лица рекламной информацией вводились в заблуж­дение. Судебная палата, признав доводы председателя Комитета Государственной Думы РФ обоснованными, предложила компетент­ным органам привлечь Федеральный инвестиционный фонд к от­ветственности и принять меры к недопущению впредь распростра­нения рекламы с подобным содержанием.

* Российская газета. 1995. 5 июля.

В качестве недобросовестной следует рассматривать и неэтич­ную рекламу. К последней относится реклама, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую об­щепринятые нормы гуманности и морали путем употребления ос­корбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, нацио­нальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, состав­ляющие национальное или мировое культурное достояние; поро­чит государственные символы (флаги, гербы, гимны), националь­ную валюту Российской Федерации или иного государства, рели­гиозные символы; порочит какое-либо физическое или юридичес­кое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.

Наибольшую общественную опасность представляет заведомо ложная реклама. С ее помощью рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуж­дение потребителя рекламы.

Весьма сложен для обнаружения еще один вид запрещенной рекламы — скрытой. Она нередко присутствует в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной информации, фор­мально распространяемой не в рекламных целях. Скрытой рекла­ме присуще оригинальное свойство оказывать не осознаваемое по­требителем воздействие на его восприятие, в том числе путем ис­пользования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Конкретная демонстрация скрытой рекламы может быть самой разнообразной. Скажем, концентрация внима­ния телезрителей в репортаже с правительственного приема или иного общественно значимого мероприятия с участием популяр­ных политиков, работников науки, литературы и искусства на эти­кетках напитков, которые там пьют, на названиях табачных изде­лий, которые курят, и т. п.

Недавно на российском рынке алкогольных напитков в изоби­лии была представлена водка из США под названием "Белый орел". После запрета рекламы алкогольных напитков на телевидении довольно-таки долго "крутили" ролик, в котором под музыку П. Чайковского из "Лебединого озера" и на фоне танца "маленьких лебедей" из-за кулис появлялся пьяный человек и падал на пол с восклицанием "Я — белый орел!". Данный сюжет вполне обосно­ванно был запрещен как скрытая реклама американской водки, несмотря на категорические возражения "создателей" ролика.

Показательно и дело, ставшее предметом разбирательства в арбитражном суде. В 1996 г. крупнейший производитель таба­ка — компания "Р. Джей. Рейнолдс Тобакко Интернейшнл С.А." предложил выступить спонсором Кубка России по футболу при условии, что Кубку будет присвоено название весьма распростра­ненного сорта выпускаемых компанией сигарет "Магна". После при­нятия сделанного предложения в логотип Кубка России по футбо­лу в качестве основного элемента был включен логотип товарного знака "Магна". Распространяли рекламу с использованием основ­ных элементов логотипа товарного знака "Магна" телеканалы Об­щественного российского телевидения (ОРТ) и Всероссийской го­сударственной телерадиовещательной компании (ВГТРК) во вре­мя трансляции указанных кубковых матчей. Реклама табачных изделий по телевидению законом к тому времени была запреще­на. Компетентный государственный орган принял решение о пре­кращении распространения в телепрограммах рекламы табачных изделий "Магна" под прикрытием Кубка России по футболу. Не согласившись с решением, ВГТРК подала в августе 1996 г. иск в Арбитражный суд Москвы с просьбой отменить решение и раз­решить продолжить распространение рекламы. Основной довод истца состоял в том, что во время трансляции чемпионата России по футболу, носящего официальное название "Магна Кубок Рос­сии", непосредственно сигареты в эфире не рекламировались. Арбитражный суд, признав наличие скрытой рекламы, в иске отка­зал.

Отметим принципиальное значение данного решения арбит­ражного суда. Суть его в следующем. В Федеральном законе "О рекламе" ничего не сказано о том, каковы юридическое значение и последствия публичной демонстрации товарного знака, если о са­мом товаре в рекламной информации не сказано ни слова. Можно ли подобную демонстрацию расценивать в качестве рекламы само­го товара, по поводу которого зарегистрирован товарный знак? Ведь мелькание каких-то картинок, знаков, символов на телевизионном экране или их публикация в газетах, журналах несведущему ни о чем не говорит. Арбитражный суд дал на поставленный вопрос положительный ответ. Тем самым правоприменительная практика показ, демонстрацию товарных знаков склонна приравнивать к рекламированию самого товара.

Эта позиция правоприменительного органа важна, в частнос­ти, потому, что законодательство не содержит каких-либо прямых запретов на демонстрацию товарных знаков табачных изделий (рав­но как и алкогольных напитков). Правильная правовая оценка мо­жет быть сделана лишь исходя из общего понимания рекламы как информации о физических и юридических лицах, товарах, рабо­тах, услугах, идеях и начинаниях, распространяемой в любой фор­ме и с помощью любых средств. Такую оценку и дали сначала Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и под­держке новых экономических структур, а вслед за ним и арбит­ражный суд. Показывать товар как таковой, в натуре, для того чтобы реклама была идентифицирована именно как реклама това­ра, вовсе не обязательно. Достаточно показать характерные при­знаки этого товара, в данном случае — логотипа товарного знака сигарет "Магна".

Забавные эпизоды скрытой рекламы есть и в зарубежной прак­тике. Один молодой австрийский писатель издал солидным тира­жом роман, который не пользовался успехом. Тогда он поместил в газетах объявление следующего содержания: "Молодая, богатая и привлекательная женщина ищет спутника жизни, который похож на героя этого романа". В результате тираж книги разошелся за несколько дней.