Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 169 из 188)

По общему правилу размер денежных обязательств по тре­бованию кредиторов считается установленным, если он под­твержден вступившим в силу решением суда или докулентами свидетельствующими о признании должником этих требовании. Как мы видим, Федеральный закон ориентирует на то, что до об­ращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении произ­водства по делу о банкротстве надлежит установить размер де­нежного обязательства как бесспорный факт. Если же все-таки должник по каким-то причинам оспаривает требования кредито­ров, размер денежных обязательств и (или) обязательных плате­жей, то данное обстоятельство не является препятствием для об­ращения в арбитражный суд. В этом случае обоснованность требо­ваний, равно как размер денежных обязательств и обязательных платежей, определяет сам арбитражный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству о банкротстве.

Наличие признаков несостоятельности (банкротства) само по себе еще не является достаточным основанием для запуска в ар­битражном суде процесса объявления субъекта гражданского пра­ва банкротом. Дело о банкротстве может быть возбуждено ар­битражным судом, если требование к должнику — юридическо­му лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к долж­нику — гражданинуне менее ста минимальных размеров оплаты труда, если иное не предусмотрено самим Федеральным законом.

3. Важную роль среди общих (статических) положений о бан­кротстве занимают его процедуры, которые вправе применить ар­битражный суд при рассмотрении дела о банкротстве. На выбор конкретной процедуры оказывают влияние не только арбитраж­ный суд, но и лица, связанные с этим делом, начиная с должника. Избранная арбитражным судом процедура банкротства в дальней­шем определяет поведение и самого суда, и должника, и кредито­ра, и всех других имеющих отношение к банкротству участников социального общения, да и сам конечный результат дела. Поэтому, как только начинает возникать угроза банкротства, необходимо причастным к нему лицам, прежде всего должнику и кредитору, своими действиями в ходе подготовительной работы к разбира­тельству дела и непосредственно в суде активно добиваться при­менения именно той процедуры, которая в наибольшей мере отве­чает их интересам.

Прежний Закон о несостоятельности (банкротстве) допускал процедуры реорганизации, включавшие внешнее управление иму­ществом должника и санацию (они не влекли ликвидацию хозяй­ствующего субъекта), и ликвидационные, к которым относились принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. Ликвидация должника осуществлялась в процессе конкурсного производства.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. решил данную про­блему иначе. Согласно ему все процедуры банкротства разделены на две группы. Одна применяется при рассмотрении дел о бан­кротстве должника — юридического лица. Сюда отнесены: наблю­дение — процедура, применяема к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Федеральным зако­ном, в целях обеспечения сохранности имущества должника и про­ведения анализа финансового состояния должника; внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяе­мая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему уп­равляющему; конкурсное производство — процедура банкротст­ва, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях со­размерного удовлетворения требований кредиторов; мировое со­глашение — процедура банкротства, состоящая в заключении долж­ником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитраж­ным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об ула­живании имущественного спора на определенных ими условиях. Вторая группа процедур — конкурсное производство и мировое соглашение — применяется по делам о банкротстве должника-граж­данина. И к юридическим лицам, и к гражданам могут также при­меняться иные процедуры, но при том непременном условии, что они предусмотрены Федеральным законом. Например, внешнее управление может иметь место в отношении крестьянских (фер­мерских) хозяйств.

Как мы видим, к гражданам и юридическим лицам допуска­ются две одинаковые процедуры банкротства. Вместе с тем к граж­данам по общему правилу нельзя применять наблюдение и внеш­нее управление, что обусловлено неодинаковым имущественным положением, условиями хозяйственной деятельности и управле­ния ею у граждан и юридических лиц.

4. Право обратиться в арбитражный суд с заявлением о при­знании должника банкротом поставлено в прямую зависимость от того, о каких неисполненных обязанностях должника — денежных обязательствах или обязательных платежах — идет речь. Правом на обращение в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор, а в связи с неисполнени­ем обязанности по уплате обязательных платежей — должник, про­курор, налоговые и иные уполномоченные органы. В случаях, преду­смотренных Федеральным законом, заявление может быть подано и иными лицами.

Показательно, что ныне должнику предоставлено не только право, но и установлена его обязанность обратиться в арбит­ражный суд с заявлением о своем собственном банкротстве. В частности, должник вправе обратиться в арбитражный суд с заяв­лением должника в предвидении банкротства при наличии обстоя­тельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Однако заявление по собственному почину, то есть в порядке реализации предоставленного Федеральным законом права, может быть пода­но должником в арбитражный суд, как правило, только при нали­чии имущества должника, достаточного для покрытия судебных расходов.

Иначе обстоит дело, если должнику Федеральным законом предписано обратиться в суд. Руководитель должника (а им является единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральны­ми законами деятельность от имени юридического лица без дове­ренности) или индивидуальный предприниматель обязан, напри­мер, обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в слу­чаях, когда: удовлетворение требований одного кредитора или не­скольких кредиторов приводит к невозможности исполнения де­нежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами; органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбит­ражный суд с заявлением должника; органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника. Руководитель должника, ликвидационная комиссия (лик­видатор) обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредито­ров в полном объеме. Во всех указанных случаях заявление долж­ника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. При этом оно подается независимо от наличия у должника имуще­ства, достаточного для покрытия судебных расходов.

5. За неисполнение обязанности по подаче заявления должни­ка в арбитражный суд руководитель должника и другие обязан­ные лица несут юридическую ответственность. В этой связи уместно рассмотреть общий вопрос о юридической ответственнос­ти за нарушение законодательства о несостоятельности (банкрот­стве). Изучение нормативно-правовых актов и практики их приме­нения показывает, что в разного рода акциях, связанных с преодо­лением 'неплатежей, ликвидацией несостоятельных (обанкротив­шихся) предпринимателей, принимают участие многие субъек­ты — государственные органы и органы местного самоуправления, трудовые коллективы, юридические и физические лица. Их объ­единяет общественно значимая благородная общая цель, отражен­ная и юридически закрепленная в институте несостоятельности (банкротства). Его позитивное назначение — в исключении из граж­данского оборота неплатежеспособных субъектов (в случае при­знания их банкротами и ликвидации), что служит оздоровлению рынка. С другой стороны, законодательство о несостоятельности (банкротстве) дает возможность ответственно действующим и добро­совестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой ста­бильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в жестких условиях рынка с его кон­куренцией.