Смекни!
smekni.com

Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) (стр. 177 из 188)

3. В процедуре внешнего управления, как и при наблюдении, первым начинает активно действовать внешний управляющий. Он назначается арбитражным судом одновременно с введением внеш­него управления. При отсутствии возможности назначить внешне­го управляющего одновременно с введением внешнего управления арбитражный суд назначает внешнего управляющего в месячный срок с момента введения внешнего управления.

Уже решение первого собрания кредиторов о введении внеш­него управления должно содержать утвержденную им кандидату­ру внешнего управляющего и сведения о нем. Кандидатура может быть предложена собранию кредиторов любым из конкурсных кре­диторов, налоговым или иным уполномоченным органом, должни­ком или собственником имущества должника — унитарного пред­приятия. В случае, когда внешнее управление вводится арбитраж­ным судом при отсутствии решения первого собрания кредиторов о введении внешнего управления, собрание кредиторов вправе рас­смотреть, утвердить и представить арбитражному суду кандида­туру внешнего управляющего в двухнедельный срок с момента вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления.

Если собранием кредиторов не представлено ни одной канди­датуры внешнего управляющего, арбитражный суд назначает внеш­него управляющего по предложению иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, или из числа лиц, зарегистрированных в ар­битражном суде в качестве арбитражных управляющих. При от­сутствии и такой возможности арбитражный суд назначает внеш­него управляющего из числа кандидатур, предложенных государ­ственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоров­лению. В качестве кандидатуры внешнего управляющего может рассматриваться лицо, осуществлявшее полномочия временного управляющего.

Внешний управляющий, в сопоставлении с временным управ­ляющим, обладает качественно иными, юридически более значи­мыми полномочиями. Это обусловлено, прежде всего, тем, что при внешнем управлении принципиально иначе решается участь уп­равленческих структур хозяйствующего субъекта-должника и по сравнению с процедурой наблюдения, и с тем, какова она была при внешнем управлении по Закону о несостоятельности (банкротст­ву). Согласно последнему, арбитражный управляющий (так он тог­да именовался) функционировал наряду с руководителем пред­приятия-должника. Арбитражный управляющий, правда, мог при необходимости отстранить его от выполнения обязанностей по уп­равлению предприятием-должником.

По новому Федеральному закону дело обстоит не так. С само­го момента введения внешнего управления: руководитель должни­ка отстраняется от должности, управление делами должника воз­лагается на внешнего управляющего; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должни­ка — унитарного предприятия, полномочия руководителя должни­ка и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соот­ветствии с Федеральным законом к другим лицам (органам). Орга­ны управления должника в течение трех дней с момента назначе­ния внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгал­терской и иной документации юридического лица, печатей и штам­пов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему.

Арбитражный управляющий, в свою очередь, обязан принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию, открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами, вести бухгалтерский, финансовый, ста­тистический учет и отчетность.

Конкретные полномочия внешнего управляющего могут быть сведены, в две группы. Первая связана с ревизией, пересмотром действий, совершенных хозяйствующим субъектом-должником и приведших к его банкротству или способствовавших этому. Вторая группа. — собственная инициативная компетентная де­ятельность по выводу хозяйствующего субъекта из неплатеже­способного состояния. Рассмотрим коротко каждую из них.

А. Большое место в первой группе полномочий занимают ак­ции внешнего управляющего, направленные на отказ от заключен­ных должником невыгодных гражданско-правовых сделок. Сделать это он может в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договоров должника может быть заявлен им только в отношении договоров, не исполненных сторо­нами полностью или частично, при наличии одного из следующих обстоятельств: если исполнение договора должника повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заклю­чаемыми при сравнимых обстоятельствах; если договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года) либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе; если имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника. Контрагент должника вправе потребовать от должника возмеще­ния реального ущерба, вызванного отказом от исполнения догово­ров должника. Упущенная же выгода не возмещается.

Приведенные положения не применяются в отношении дого­воров должника, заключенных в ходе наблюдения с согласия ар­битражного управляющего. Расторжение таких договоров произ­водится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ (см., в частности, ст. 450—453).

Внешний управляющий вправе также обратиться с заявлени­ем в арбитражный суд о признании сделок должника недействи­тельными по основаниям, предусмотренным гражданским законо­дательством (см., например, ст. 166—181 ГК РФ). Кроме того, осо­бые основания недействительности сделок указаны в Федераль­ном законе "О несостоятельности (банкротстве)". Например, сдел­ка должника, совершенная должником с заинтересованным лицом, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего в случае, если в результате указанной сделки кредиторам были или могли быть причинены убытки. Сделка должника, заключенная или совершенная должни­ком с отдельным кредитором или иным лицом после принятия ар­битражным судом заявления о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявле­ния о признании должника банкротом, может быть признана недей­ствительной по заявлению внешнего управляющего или кредитора, если указанная сделка влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими кредиторами.

Б. Главный набор правовых средств, которыми наделен внеш­ний управляющий, находится во второй группе полномочий. Одно из них — установление размера требований кредиторов. Кредито­ры вправе предъявить свои требования к должнику в любой мо­мент в ходе внешнего управления. Указанные требования направ­ляются внешнему управляющему по почтовому адресу должника. Требования кредиторов, признанные в соответствии с Федераль­ным законом установленными, направляются внешнему управля­ющему с приложением документов, позволяющих определить ука­занные требования как установленные.

Внешний управляющий рассматривает предъявленные требо­вания кредиторов и по результатам рассмотрения вносит соответст­вующую запись в реестр требований кредиторов не позднее чем че­рез две недели после получения соответствующего требования. О ре­зультатах рассмотрения требования кредитора внешний управляю­щий уведомляет соответствующего кредитора в срок, не превышаю­щий одного месяца с момента получения указанного требования.

Пожалуй, самое ответственное полномочие внешнего управ­ляющего — право распоряжения имуществом должника. Внешний управляющий вправе самостоятельно распоряжаться иму­ществом должника. Собственник имущества должника или органы управления должника не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по рас­поряжению имуществом должника.

Важность приведенного полномочия очевидна. Особая же от­ветственность за разумную, обоснованную его реализацию состоит в том, что нерадивым внешним управляющим оно может быть ис­пользовано таким образом, что за очень короткий срок от ценнос­тей должника не останется, как говорится, "ни денег, ни товара". Имущество окажется промотанным, проданным, переданным по различным иным гражданско-правовым договорам таким же не­платежеспособным хозяйствующим субъектам, как и должник, в отношении имущества которого осуществляется внешнее управле­ние. Федеральным законом установлены некоторые гарантии не­наступления подобных последствий, могущих коснуться широкого круга граждан, существенно задеть общественные интересы.

В частности, введены ограничения при заключении крупных сделок, в совершении которых есть заинтересованность. К круп­ным относятся сделки, влекущие распоряжение недвижимым имуществом или иным имуществом должника, балансовая стоимость которого превышает 20 процентов балансовой стоимости активов должника на момент заключения сделки. Сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, признаются сделки, сторо­ной которых являются заинтересованные лица в отношении внеш­него управляющего или конкурсного кредитора. Так вот, такие сдел­ки, как правило, заключаются внешним управляющим лишь с со­гласия собрания кредиторов или комитета кредиторов. Только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов внешний управляющий может: совершать сделки, влекущие новые денеж­ные обязательства должника, в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего уп­равления, превышает 20 процентов суммы требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов; принимать ре­шения об увеличении расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника.